Юлия Самсонова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фортепиано»
▼ Скачать +Заказ
Срок реализации программы : 2года
Цель: воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.
Задачи:
образовательные:
обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по
слуху, основы аккомпанирования);
обучение основам музыкальной грамоты;
формирование технических навыков игры на фортепиано.
развивающие:
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Фортепиано“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);
развитие мышления, воображения, восприятия;
физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).
воспитательные:
воспитание интереса к музыкальному искусству;
воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.
Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач детского сада в условиях модернизации системы образования.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : 5–7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы : 2 года.
Формы и режим занятий - индивидуальный.
Занятия проводятся один раза в неделю по 20 минут
Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы :
индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении
выученных произведений;
выступление на утренниках;
участие детей в конкурсах, фестивалях.
Организация учебного процесса
На первом этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими
игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении.
Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ребенок подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.
Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры.
При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности
Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.
Приобщение дошкольника к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин.
Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.
Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.
Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ребенка в его работе над исполнительской задачей любой сложности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№п/п Название разделов и тем Количество часов
Знакомство с инструментом. 4
Ключи 2
Динамические оттенки 2
Ноты 2
Клавиатура 2
Первые аппликатурные навыки 1
Знакомство с нотным станом 1
Знакомство с нотоносцем 1
Длительность нот 2
Паузы 1
Ритмо- стиховое воспитание 2
Знаки альтерации 1
Звукоряд 1
Интервалы 2
Музыкальные диктанты 2
Трезвучия 1
Лад 1
Малыш за роялем 4
Итого: 32
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№п/п Название разделов и тем Количество часов
Всего
Техника исполнения
Работа с правой рукой. 4
Игра двумя руками. 18
Игра в ансамбле. 8
Проверка техники исполнения 1
Заключительный концерт. 1
Итого: 32
Содержание дополнительной образовательной программы
1-й год обучения
Педагогические задачи:
освоение нотной грамоты;
развитие у детей навыков чтения нот с листа;
обучение подбору мелодий по слуху;
формирование у ребенка естественных и целесообразных приемов звукоизвлечения на основе активного звукового контроля: непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, четкое ощущение клавиатуры.
Тема занятия Содержание занятия Кол-во занятий
Знакомство с инструментом. Знакомство с ребенком, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения для рук. 4
Нотная грамота. Знакомство с нотами на клавиатуре. Игровые методы обучения.
Ключи Знакомство с нотными ключами- скрипичный ключ. Басовый ключ 2
Динамические оттенки Пиано. Форте. 2
Ноты Знакомство с октавами. Осязание черных клавиш. Белые клавиши. Скрипичный ключ. 2
Клавиатура Знакомство с октавами. 2
Первые аппликатурные навыки Обучение через игры, напр. «Волшебная коробочка» 1
Знакомство с нотным станом Игра с «разноцветными нотами» 1
Знакомство с нотоносцем Игра «Магазинчик» 1
Длительность нот Игра в «карты-ритмы». Ноты с точками. Соотношение нотных длительностей. Кабалевский «Маленькая полька», укр. н. п. «Журавль» 2
Паузы Сказка «Кот и мыши». Гнесина «Этюд» №5, р. н. п. «Зайка» 1
Ритмо- стиховое воспитание Узнавание песни, изображенной на карточках нотами одной высоты.
Р. н. м. «Коровушка», Красев «Журавль», Александров «А кто у нас умный», р. н. п. «Веселые гуси», «Во саду ли…»
Знакомство с разными музыкальными ритмами. Р. н. п. «Во поле береза», Тиличеева «Вальс», Кабалевский «Марш». Марш (двудольный размер, вальс, менуэт (трехдольный) 2
Знаки альтерации Песенки-загадки про знаки альтерации. Диез. Бекар. Бемоль. Тиличеева «Полька», Витлин «Киска» 1
Звукоряд До мажор 1
Интервалы Чистая прима, большая секунда, большая терция, большая септима, чистая октава, чистая кварта, большая секста, малая секста
Ломов «Зайка», р. н. м. «Дождик», «В лесу родилась елочка», «Кукушка», Лядова «Грустная песенка», 2
Музыкальные диктанты Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие 2
Трезвучия Учить детей различать разницу между интервалом и аккордом 1
Лад Функции лада- мажор, минор. Р. н. п. «Тень-тень», «Укр. народная песня» 1
Малыш за роялем Игра на фортепиано. Р. н. п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как под горкой…», бел. н. п. «Перепелочка» 4
Итого: 32
По окончании 1 года обучения дети должны:
свободно ориентируется в клавиатуре
«слышит» нотный текст
свободно сольфеджирует
погружен в мир музыки, иначе говоря, достиг в определенной мере «музыкального насыщения», слух его относительно развит, натренирован
освоил комплекс двигательных и дыхательных упражнений
ребенок хочет играть
Содержание дополнительной образовательной программы
2-й год обучения
Педагогические задачи:
обучение выразительному исполнению произведений с использованием основных динамических оттенков, средств музыкальной выразительности.
формирование музыкально-эстетического вкуса на основе исполняемых музыкальных произведений.
Тема занятия Содержание занятия Кол-во занятий
Обучение игре на фортепиано
Техника исполнения Работа с правой рукой. Р. н. п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как под горкой…», бел. н. п. «Перепелочка» 4
Игра двумя руками. Е. Гнесина «Этюд №15», «Этюд №22», «Этюд №36», «Этюд №45», А. Шмидт «Этюд №21», «Этюд №55», «Этюд №56». Р. н. п. «Веселые гуси», «Зайка», «Журавель», Ходила младешенька.», «Коровушка». М. Красев «На льду», В. Калинников «Тень-тень», Д. Кабалевский «Маленькая полька». Ж. Арман «Пьеса». А Гедике «Ригодон», «Менуэт». И Гайдн «Анданте». 18
Игра в ансамбле. Укр. н. п. «Казачок», «Журавель». Р. Шуман «Песня». П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица 8
Проверка техники исполнения: гамма до-мажор, этюды 1
Заключительный концерт. Пьесы 1
Итого: 32
По окончании 2 года обучения дети должны:
самостоятельно разбирать музыкальное произведение (играть отдельно правой и левой рукой)
уметь играть в ансамбле, слышать исполнение партнера.
уметь «читать» несложные произведения «с листа»
хорошо ориентироваться в басовом и скрипичном ключе
играть произведения в различных темпах
хорошо понимать форму произведения (куплетная, двухчастная, техчастная)
Список используемой литературы
1. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград. Всесоюзное изд. Советский композитор, 1988.
2. Беленькая М., Ильинская С. Первые шаги к мастерству. Пособие по развития навыков транспонирования. Этюды. Изд. союз художников. С-Петербург, 2000.
3. Гнесина Е. Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - М: Изд. объед. "Композитор", 1993.
4. Гнесина Е. Ф. Фортепианная азбука. - М. : Музыка, 2003 .-26 с.
5. Королева Е. А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. - М. :
6. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с: нот., ил. - (б-ка учителя музыки).
7. Минько Н. Г. Программа по дополнительному образованию детей. Музыкально-эстетическое направление. - М. : 2000.
8. Николаев А. Школа игры на фортепиано (Под общей редакцией А. Николаева). Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - М. : Музыка, 2004. - 199 с.
9. Соколова Н. Реб нок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки, с пением. С-Петербург, Изд. Лань, 1997.
10. Программа для детских музыкальных школ. Класс специального фортепиано. –М. : 1973.
11. Бакулова А., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано. – Москва. “Музыка”. 1991.
12. Хереско Л. Музыкальные картинки. Л. “Советский композитор”. 1985.
13. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. “Музыка”, 1987.
14. Гиндин Р. С. Этюды. М. : “Музыка”, 2000.
15. Олешко Т. Н. Избранные пьесы для младших классов –М. : Музыка, 2002.
16. Ляховицкая С. Маленькому любителю музыки. Л. : “Музыка”, 1993.
17. Бакулов А., Сорокин К. “Калинка” Альбом начинающего пианиста. – М. : “Советский композитор”, 1991.
18. Любомудрова Н., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано – М. : “Музыка”, 2000.
19. Майкапар С. Первые шаги. – М. : “Музыка”, 2000.
20. Денисов Э. “Альбом для фортепиано” – М. : Музыка, 1999. Литература, используемая педагогом
21. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М. : Музыка, 1998.
22. Бондарев А. А. Образовательная программа Начальное обучение в классе фортепиано. – М., 2008.
23. Нестьев И. В. Учитесь слушать музыку. – М. : Музыка, 1987.
24. 7Ребенок за роялем. Сборник статей педагогов-пианистов о фортепианной методике. / Ред. Ян Достал. – М. : Музыка, 1981.
25. Юдина Е. И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М. : Аквариум, 1997.
26. Пианисты рассказывают. / Под редакцией М. Соколова. – М. : Музыка, 1984.
27. Осовицкя З., Казаринова А. В мире музыки. – М. : Музыка, 1997. Литература, рекомендуемая учащимся
28. Школа игры на фортепиано. / Под редакцией А. Николаева. – М. : Музыка, 1980.