аноним
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА" (МБУ ДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА
на заседании
Методического совета
от 28.08.2020г.
Протокол № 1
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ
приказом и. о. директора
МБУ ДО ИЦТ
от 28.08.2020 № 105 - од
и. о. директора МБУ ДО ИЦТ Ковтун В. В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности „Юный эколог“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
(базовый уровень)
Возраст детей: 7-14 лет Срок реализации: 1 год
Тюрикова Ирина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
пгт. Игрим
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы. 3
Пояснительная записка. 7
Учебно-тематическое планирование 1 группа. 12
Содержание программы. 13
Учебно-тематическое планирование 2 группа. 17
Содержание программы. 18
Условия реализации программы…. 20
Формы аттестации и контроля….22
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование образовательной программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог»
Организация исполнитель: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА»
Автор - составитель программы : Тюрикова Ирина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Юридический
адрес: 628146, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Строителей, 1.
Тип учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Направленность программы :
естественнонаучная
Уровень
программы базовый
Цель программы : Формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством вовлечения в волонтерское движение, создания условий для самореализации личности ребёнка.
Задачи
образовательной
программы : Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе пгт. Игрим, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа;
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;
- развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;
- развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и художественных средств выражения образа.
Обучающие:
- сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;
- формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Срок
реализации
программы 1 год
(1 модуль, 9 месяцев)
Форма обучения: очная, групповая.
Участники программы
Программа разработана для детей 7-14 лет:
Ожидаемые конечные результаты
Обучающийся должен:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах;
- ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- наблюдать и самостоятельно делать выводы;
- выполнять задания по аналогии.
Регулятивные:
- определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ.
Коммуникативные:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
- овладеть понятиями экологии, природных стихий планеты Земля;
- овладеть теоретическими понятиями в области здорового образа жизни;
- овладеть коммуникативной компетенцией, компетенцией самообразования и социального взаимодействия;
- уметь наблюдать изменения в природе;
- уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- уметь выполнять различные работы из природного, бросового и полимерного материала;
- представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;
- приобрести навыки экологической культуры.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры, основанных на осведомлённости об экологической обстановке в стране, регионе, в том месте, где мы живём.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки обучающихся. Так, на уровне начальной школы предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Процесс интеграции общего и дополнительного образования способствует достижению ожидаемых результатов, сформулированных в образовательных стандартах нового поколения. Дополнительное образование в воспитательной системе – это возможность решения целого комплекса задач, позволяющих обеспечить каждому обучающемуся «ситуацию успеха», содействовать самоопределению личности в образовательном процессе, способствовать выбору его индивидуального образовательного, профессионального и жизненного пути.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный эколог» является усиление экологического воспитательного потенциала через духовно-нравственное обогащение обучающихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, создание условий для всестороннего развития личности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в грамотном соединении трех важных направлений :
- «Экология и волонтерское движение» (популяризация добровольчества в волонтерской деятельности; исполнение заповедей: «Дома не сори! Здоровье с детства береги!»);
- «Экология и творчество» (выражение индивидуальных творческих способности детей);
- «Экология и наука» (расширение рамок научно-исследовательской и проектной деятельности школьников).
Актуальность программы очевидна. Красота природы через искусство обогащает внутренний мир человека, возвышает его душу, дарит общение с прекрасным. Уют в доме, украшение праздников, досуг детей и взрослых (ветеранов, родителей) - ни одна из этих тем не осталась не затронутой в программе.
При проведении занятий, акций широко будут использованы информационные технологии, методики социологических опросов, экологические эксперименты.
Основополагающие принципы реализации программы :
- принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии);
- принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе);
- принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса);
- принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности);
- принцип постепенности погружения в проблему (нравственно – философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу).
Педагог и ребёнок - субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира.
Цель программы : формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством вовлечения в экологическое волонтерское движение, создания условий для самореализации личности ребёнка.
Задачи программы :
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе пгт. Игрим, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа;
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;
- развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;
- развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и художественных средств выражения образа.
Обучающие:
- сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;
- формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Ожидаемые результаты:
Обучающийся должен:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах;
- ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- наблюдать и самостоятельно делать выводы;
- выполнять задания по аналогии.
Регулятивные:
- определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ.
Коммуникативные:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
- овладеть понятиями экологии, природных стихий планеты Земля;
- овладеть теоретическими понятиями в области здорового образа жизни;
- овладеть коммуникативной компетенцией, компетенцией самообразования и социального взаимодействия;
- уметь наблюдать изменения в природе;
- уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- уметь выполнять различные работы из природного, бросового и полимерного материала;
- представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;
- приобрести навыки экологической культуры.
умение анализировать ситуацию,
прогнозировать, пропагандировать знания и умения,
проектировать.
Современные старшеклассники проявляют повышенный интерес к сохранению собственного здоровья, к стратегии выживания человечества и сохранению в биосфере. Они достаточно ясно представляют себе зависимость человека от состояния окружающей среды. Осознание юношами и девушками этой зависимости может служить опорой для формирования у них установки на улучшение среды обитания, на защиту её от неблагоприятного воздействия и овладение жизненно необходимыми навыками, обеспечивающими эту защиту.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Название раздела, темы. Количество часов
Форма организации занятий Форма аттестации, контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие Строение
и эволюция Вселенной 5 3 2 Беседа Опрос
Игра
2 Наше «да» и наше «нет» 22 4 18 Лекция Выполнение практической работы
3 Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир? 21 3 18 Лекция Опрос
4 Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира? 21 5 16 Лекция
Практическое занятие Выполнение самостоятельных заданий
5 Игрим как антропогенная система
16 5
11 Лекция Экскурсия
6 Браконьерство и другие причины исчезновения видов 16 4 12 Лекция Театрализованная постановка.
7 Охрана животных и растений 18 5 13 Лекция Опрос
8 Самоконтроль и взаимоконтроль знаний. 21 7 14 Беседа Опрос
9 Экологический мониторинг 21 8 13 Лекция Практическая работа.
10 Основные виды мониторинга 16 5 11 Лекция Практикум.
Работа с таблицами, схемами, диаграммами.
11 Методы экологических исследований 14 5 9 Лекция Практикум
12 Подготовка к параду Победы в В. О. в 25 12 13 Беседа
Проведение акций. Работа в музейной комнате.
ВСЕГО 216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 группа
№
п/п Основные
темы Содержание Формы
работы
1. Строение
и эволюция Вселенной Показать место Земли во Вселенной и место человека среди живых существ на земле. Игра – путешествие
Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него. Истории человечества очень мало по сравнению с историей Земли.
2. Наше «да» и наше «нет» Закрепить знания детей в области экологического познания для применения новой научной основы – рационального (разумного) природопользования, охраны окружающей среды и прогноза изменений окружающей среды под действием человека. Практическая работа.
Работа с периодической печатью;
Оценка важности информационного сообщения;
Экологический прогноз;
Работа с текстом экологического манифеста Реймерса;
Проектирование манифестов школы и посёлка Игрим.
3. Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир? Показать личную роль каждого человека в деле сохранения окружающей среды. Практикум.
проводить посильные мероприятия для улучшения экологической обстановки в поселке;
озеленять территорию школы, домашнего двора.
4. Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира?
Показать, что ждет человечество, если не будут приняты меры для сохранения окружающего мира; личный вклад каждого ребенка для сохранения окружающего мира.
Практикум.
Разработать свой вариант акции по пропаганде экологических знаний для сохранения окружающей среды.
5. Игрим как антропогенная система Провести наблюдения за ландшафтами микрорайонов п. Игрим, измененных деятельностью человека. Изучить компоненты антропогенных экосистем. Экскурсия.
6. Браконьерство и другие причины исчезновения видов Показать детям браконьерство как одну из важных причин исчезновения видов диких животных и растений. Театрализованная постановка.
7. Охрана животных и растений Подробное изучение красной книги Тюменской области. Игра «Десять – пятнадцать» по запоминанию краснокнижных видов животных и растений.
8. Самоконтроль и взаимоконтроль знаний. Проверка знаний детей через творческую мастерскую, через смену разных видов деятельности. Практическая работа.
Творческая мастерская.
описывать редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды поселка Игрим.
9. Экологический мониторинг Знакомство с системой наблюдений, оценкой и прогнозом состояния окружающей среды. Практическая работа.
Маршрутные наблюдения на экологической тропе – за источниками и факторами антропогенных воздействий.
10. Основные виды мониторинга Познакомиться с классификацией видов мониторинга по Герасимову – биоэкологический (биологический, санитарно – гигиенический, санитарно – токсический) вид; геоэкологический (природохозяйственный) вид; глобальный мониторинг. Практикум.
Работа с таблицами, схемами, диаграммами.
11. Методы экологических исследований Познакомить членов экологического клуба с методами экологических исследований :
Маршрутных;
Стационарных;
Описательных;
Экспериментальных. Практикум.
12 Подготовка к параду победы в В. О. в Работа в музейной комнате.
Проведение акций к дню победы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
В основу методического обеспечение программы ложится проектирование - создание проекта.
Формирование специальных умений и навыков как элементов про-ектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно.
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе рассмотрения и уточнения проблемы проекта - элементы проблематизации. При формулировании цели проекта - целеполагание, при планировании - планирования деятельности по этапам с формулированием задач на каждом этапе. И так далее. Освоение элемента проектной деятельности венчается формированием соответствующего специального умения.
Проектные умения необходимо дифференцировать по уровням сложности: базовый уровень - 1, продвинутый уровень - 2, высший уровень - 3. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. В проектном обучении мы ставим и высокие цели, которые не всеми учащимися будут достигнуты в школьный период, и цели достижения сформированности на продвинутом уровне, которые основной массой учащихся могут быть достигнуты, и достижение базового уровня - позволяющего говорить о всеобуче в формировании проектной деятельности учащихся.
Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а за тем как специальные умения:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы постановка вопроса (поиск гипотезы, формулировка предположения (гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклад (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предмете наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Эти элементы осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом. Для этого поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым pacпределением работы в группе.
Алгоритм учебного занятия: Алгоритм будет изменяться, уточняться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал.
Дидактические материалы: социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, фильмы, презентации, учебные видео-пособия.
Материально-техническое обеспечение:
Парта – 3 шт.
Стул ученический – 7 шт.
Шкаф для хранений документов – 1 шт.
Информационное обеспечение - видео, фото, интернет-источники