Алена Белоцерковец
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся 3–18 лет «Декупаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Декупаж»
Направленность: художественная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся : 3-18 лет
Срок реализации: 5 месяцев
Автор-составитель:
А. Н. Белоцерковец, воспитатель
Новороссийск
2020
___
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Учебный (тематический) план …7
3. Содержание учебного (тематического) плана 11
4. Формы аттестации и оценочные материалы 12
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся 3–18 лет „Декупаж“» размещена в разделах
- Декупаж
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5. Организационно-педагогические условия реализации Программы 16
6. Список литературы 18
7. Приложения 19
___
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декупаж» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.
Содержание данной Программы направлено на освоение техники декорирования деревянных, стеклянных и пластиковых поверхностей в различных техниках декупажа – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Декупаж развивает мелкую моторику, стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение.
Актуальность Программы
Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что данный вид деятельности наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, стеклом, красками, кистью – доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты. Как правило, декупаж получаются у всех.
Педагогическая целесообразность Программы
Декупаж открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну интерьера. Дает толчок к выбору будущей профессии и развитию творческого потенциала.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием техник декупажа по Программе : развивает уверенность в своих силах. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит работать с разнообразными природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.
Отличительные особенности Программы
Отличительная особенность Программы состоит в том, что в процессе творческой деятельности формируется личность обучающегося, развиваются его интеллектуальные и коммуникативные способности. В основе обучения лежит индивидуально-групповая форма работы, которая позволяет дифференцированно, с учетом возрастных, психологических особенностей подойти к каждому обучающемуся. Образовательный процесс построен на основе практико-ориентированного подхода.
В основу данной Программы положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана и система понятий и художественно-творческих заданий на основе освоения техник декупажа.
Программа составлена таким образом, чтобы дети овладели основными техниками декупажа (классический, прямой, обратный, объемный) на деревянных, стеклянных и пвх поверхностях.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование у воспитанников художественной культуры путем развития природных задатков и творческого потенциала.
Задачи программы :
Обучающие :
• Дать воспитанникам общее понятие о декупаже как виде прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту.
• Формировать у воспитанников практические умения и навыки выполнения декупажа : со специальными красками, лаками и инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, тампон и т. д.);
• Способствовать освоению процесса выполнения декупажа (вырезание понравившейся детали, или использование салфетки полностью); снятие с салфетки верхнего слоя, размещение салфетки на поверхности, обильное намазывание клеем, после высыхания клея закрепление результата при помощи лака.
• Познакомить детей с видами декупажа : классический, объёмный и т. д.
Воспитывающие:
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
• Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера;
• Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
• Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
Развивающие:
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
• Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного творчества.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 3 до 18 лет, независимо от уровня подготовки.
Формы организации
образовательной деятельности и режим занятий
Формы организации образовательной деятельности – индивидуальная и групповая. Количество детей в группе – от 2 до 12 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в дневную смену воспитателя.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы
В результате освоения Программы, обучающиеся :
Будут знать специальную терминологию, основные виды декупажа и способы составления композиции для декорирования различных поверхностей.
Будут уметь составлять композиции, обращаться с основными материалами и инструментами используемыми при декорировании поверхностей в технике декупаж.
Ожидаемые результаты:
• Проявится интерес к творчеству
• Познакомятся с элементами декоративно прикладного творчества
• Научатся создавать композиции по примеру
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие воображения и образного мышления
Ожидаемые результаты:
• Проявится интерес к творчеству
• Познакомятся с элементами декоративно прикладного творчества
• Научатся составлять композиции по примеру и самостоятельно
• Развитие мелкой моторики
• Осознанно овладеют общими приёмами выполнения декупажа
• Развитие воображения и образного мышления, фантазии, изобретательности
Ожидаемые результаты:
• Проявится интерес к творчеству
• Познакомятся с элементами декоративно прикладного творчества
• Научатся составлять композиции по примеру и самостоятельно
• Развитие мелкой моторики
• Осознанно овладеют общими приёмами выполнения декупажа
• Развитие воображения и образного мышления
• Развитие художественно-эстетического вкуса, фантазии, изобретательности
• Появится способность к оценке своей работы.
Ожидаемые результаты:
• Активный интерес к творчеству
• Познакомятся с элементами декоративно прикладного творчества
• Осознанно овладеют терминологией и общими приёмами выполнения декупажа
• Научатся создавать композиции на заданную тему и дополнять ее своими художественными элементами, объяснять и оценивать ее
• Продолжат освоение техники декупаж самостоятельно
• Развитие воображения и образного мышления
• Развитие художественно-эстетического вкуса, фантазии, изобретательности
• Появится способность к оценке своей работы.
___
Учебный (тематический) план (3 – 6 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля
1 Введение 1 1 - Первичная диагностика
2 Первые шаги в декупаже 6 1 5 Педагогическое наблюдение
3 Объёмный декупаж 5 1 4 Педагогическое наблюдение
4 Обратный декупаж 3 1 2 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
5 Декупаж на объемном предмете 3 1 2 Педагогическое наблюдение
6 Моя идея 6 - 6 Педагогическое наблюдение
7 Выставка творческих работ 1 - 1 Итоговая аттестация/ Выставка творческих работ
Итого: 25 ч 5 ч 20 ч
___
Учебный план (7 – 10 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля
1 Введение 1 1 - Первичная диагностика
2 Первые шаги в декупаже 6 1 5 Педагогическое наблюдение
3 Объёмный декупаж 5 1 4 Педагогическое наблюдение
4 Обратный декупаж 3 1 2 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
5 Декупаж на объемном предмете 3 1 2 Педагогическое наблюдение
6 Моя идея 6 - 6 Педагогическое наблюдение
7 Выставка творческих работ 1 - 1 Итоговая аттестация/ Выставка творческих работ
Итого: 25 ч 5 ч 20 ч
___
Учебный план (11 – 14 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля
1 Введение 1 1 - Первичная диагностика
2 Первые шаги в декупаже 6 1 5 Педагогическое наблюдение
3 Объёмный декупаж 5 1 4 Педагогическое наблюдение
4 Обратный декупаж 3 1 2 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
5 Декупаж на объемном предмете 3 1 2 Педагогическое наблюдение
6 Моя идея 6 - 6 Педагогическое наблюдение
7 Выставка творческих работ 1 - 1 Итоговая аттестация/ Выставка творческих работ
Итого: 25 ч 5 ч 20 ч
___
Учебный план (15 – 18 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля
1 Введение 1 1 - Первичная диагностика
2 Первые шаги в декупаже 6 1 5 Педагогическое наблюдение
3 Объёмный декупаж 5 1 4 Педагогическое наблюдение
4 Обратный декупаж 3 1 2 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
5 Декупаж на объемном предмете 3 1 2 Педагогическое наблюдение
6 Моя идея 6 - 6 Педагогическое наблюдение
7 Выставка творческих работ 1 - 1 Итоговая аттестация/ Выставка творческих работ
Итого: 25 ч 5 ч 20 ч
___
Содержание учебно-тематического плана
1. Введение
История появления искусства декорирования предметов в технике декупаж. Условия безопасной работы.
2. Первые шаги в декупаже
Что может декупаж. Дизайнерские возможности декупажа. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе. Классический декупаж. Построение композиции; работа с деревянными поверхностями; техники обработки поверхностей.
Прямой декупаж. Знакомство с техникой прямого декупажа.
Вырезание/декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом. «Ставим руки». Работа с салфеткой, способы наклеивания без «морщин».
3. Объемный декупаж
Знакомство с техникой объемного декупажа. Инструменты и материалы для занятий.
Декупаж с помощью гелей и паст. Декупаж с помощью ткани и рифления салфеткой.
Объемный декупаж на скорлупе. Приклеивание скорлупы от яиц на клей ПВА. Грунтовка поверхности, выбор мотива. Наклеивание салфетки. Финишная отделка. Прорисовка, лакировка.
4. Обратный декупаж
Обратный декупаж на прозрачных поверхностях – стекло, пластик.
5. Декупаж на объемном предмете
Декупаж на выпуклых поверхностях – браслет, банка.
6. «Моя идея»
Выполнение работы в технике декупажа на свободную тему
7. Выставка творческих работ
___
Формы аттестации и оценочного материала
С момента освоения Программы проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования художественных способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Результаты фиксируются в динамических таблицах, позволяющих отслеживать динамику образовательных, воспитательных и творческих результатов и оцениваются по 10-бальной системе.
• Вводный контроль (первичная диагностика) проводится на первом занятии для определения уровня подготовки воспитанников. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
• Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
• Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в форме занятия и педагогического наблюдения.
• Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного Программой.
Формы подведения итогов реализации Программы
Формы выявления полученных знаний: творческая работа, открытые занятия, участие в конкурсных мероприятиях, выставках. В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось, и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
Форма итоговой аттестации – выставка творческих работ.
Механизм оценки уровня освоений Программы
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества воспитательно-реабилитационного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Программа мониторинга включает три этапа: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах.
___
Первичная диагностика
Цель: определение общего уровня развития ребенка и его склонности к занятиям и художественной деятельности.
Задачи:
• определение общего уровня развития ребенка;
• выявление природных способностей к творчеству;
• выявление уровня информированности в области художественного искусства.
• определение мотивации к занятиям.
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.
Задачи:
• определение уровня усвоения детьми теоретических знаний;
• определение уровня сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Итоговая аттестация
Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами;
- выявление уровня усвоения теоретических знаний;
- определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
- анализ полноты реализации программы.
Форма проведения: выставка творческих работ.
Критерии оценки
Работа обучающихся оценивается по уровневой шкале:
высокий уровень (8-10 баллов);
средний уровень (4-7 баллов);
минимальный уровень (1-3 балла).
Параметр развития Высокий уровень (8-10 баллов) Средний уровень (4-7 баллов) Низкий уровень (1-3 балла)
Овладение основными приемами и техниками Полностью владеет приемами и техниками; самостоятельно разрабатывает композиции; свободно владеет технологией Испытывает затруднения в применении основных приемов и техник; требуется небольшая помощь при разработке композиций; незначительно нарушает технологию Пользуется помощью педагога в применении основных приемов и техник; не умеет самостоятельно разрабатывать композиции; не владеет технологией
Овладение навыками работы с различными поверхностями и материалами Грамотно работает с деревянными, пластиковыми, стеклянными поверхностями. Правильно подбирает материалы для декорирования Допускает незначительные ошибки при работе с поверхностями; ограниченно использует исходные материалы. Нуждается в помощи педагога при работе с поверхностями и подборе материалов для декорирования
Эмоционально-художественное восприятие, творческое воображение Видит красоту окружающего мира, отражает свое эмоциональное состояние в работе; самостоятельно создает творческую композицию в любой технике декупажа, используя в полной мере приобретенные знания, умения и навыки. Выражает заинтересованность к декорированию; затрудняется в передаче своего эмоционального состояния в работе; недостаточно использует необходимые знания, умения и навыки при создании композиции в технике Не проявляет эмоциональной отзывчивости к творческой работе; работает только по образцу с помощью педагога.
Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях Ребенок последовательно и самостоятельно выделяет этапы выполнения работы; дорожит результатом своего труда; проявляет активность при обсуждении результатов своего труда Ребенок допускает незначительные ошибки при выделении этапов выполнения работы; оценка своего труда складывается под влиянием педагога и его сверстников. Пользуется помощью педагога при планировании своих действий; преимущественно равнодушен к результатам своего труда
___
Способы фиксирования результатов
• отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (Приложение№ 1);
• записи в журнале учета о результативности участия детей в выставках и конкурсах разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность);
• видео и фото записи занятий, выставок.
___
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Практическая значимость программы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.
Нетрадиционный подход при выполнении декоративно-художественной работы заключается в том, что ребенок не умеющий рисовать при помощи подручных материалов может создать красивую художественную работу, это дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Искусство декорирования поверхностей, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Декупаж - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Занятия построены в виде мастер-классов, которые выводят ребенка за привычные рамки простой аппликации и рисования. Ребё нку предлагаются различные виды декорировать поверхность: салфетки, ткань, пасты, с использованием подрисовок. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники и образец выполняемой работы.
При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.
Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, двор. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Совместная деятельность: участие на занятиях родителей (законных представителей, специалистов учреждения, воспитателя.
Материально- техническое обеспечение
Для проведения занятий по программе "Декупаж" необходимо следующее оборудование:
• телевизор, ноутбук
• презентации для уроков
• заготовки различных поверхностей – дерево, пластик, стекло
• шкурка для шлифовки поверхности
• салфетки, ткань, паста для декора
• клей ПВА
• губки, кисти, валики
• водный распылитель
• карандаши, краски акриловые
• кракелюрный лак
• финишный лак
Материально-технические условия реализации программы
1. Помещение для проведения занятий;
2. Материал для выполнения работ:
• деревянные заготовки (дощечки)
• стаканчики и чашечки ПВХ
• стеклянные блюдца
• салфетки, ткань, паста для декора
• клей ПВА
• губки, кисти, валики
• водный распылитель
• карандаши, краски акриловые
• кракелюрный лак
• финишный лак
Учебно-методическое обеспечение
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.
В процессе обучения используются :
• Иллюстративный (демонстрационный и раздаточный) материал;
• Методическая литература;
• Материалы на электронных носителях.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Список литературы, используемой при написании Программы
1. Вешкина О. Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом/ Ольга Вешкина. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 64 с. : ил.
2. Зайцева А. А. Стильные штучки в технике декупаж. –М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 - 88 с. : ил.
3. Декупаж. Искусство декора и украшения – Минск: Харвест, 2012 – 80 с. : ил.
4. Кузьмина Т. А. Декупаж. – М. : ЗАО «Мир Книг Ритейл», 2011. – 80 с. : цв. ил.
5. Магуайр М. Стильный декупаж. 15 проектов шаг за шагом/ Мэри Магуайр; пер. с англ. А. Л. Ким. – М. : Астрель, 2012. – 80 с. : ил.
6. Юсель С. Обратный декупаж/ Светлана Юсель. – М. : ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2015. – 32 с. : ил.
Электронные образовательные ресурсы
1. Декупаж : [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org.
2. Декупаж : [Электронный ресурс] https://dekupaj.ru/
3. Декупаж своими руками : 79 фото идей обновления домашнего уюта и комфорта: [Электронный ресурс] // Сделай сам. Практичные советы. URL : https://sdelajrukami.ru/dekupazh-svoimi-rukami/
4. Мастер-классы по теме Декупаж : [Электронный ресурс] // Ярмарка Мастеров. URL : https://www.livemaster.ru/masterclasses/dekupazh
5. Декупаж с нуля. Мастер-класс: [Электронный ресурс] // YouTube. URL : https://www.youtube.com/watch?v=J-53ZPoiR1k
Приложение № 1
Диагностическая таблица
Первичная диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Овладение приемами и техниками декупажа Овладение навыками работы с поверхностью Эмоционально-художественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях
Диагностическая таблица
Промежуточная диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Овладение приемами и техниками декупажа Овладение навыками работы с поверхностью Эмоционально-художественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях
Диагностическая таблица
Итоговая диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Овладение приемами и техниками декупажа Овладение навыками работы с поверхностью Эмоционально-художественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях