татьяна доронина
Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей «Светлый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
… Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
Евангелие от Марка, 10 глава, 14-16 стихи
Ряд насущных проблем современного общества - отсутствие нравственных идеалов, как следствие, поколения людей без четких представлений о нормах морали, бездуховность, увеличение преступности среди молодежи, пагубные привычки, и др. требуют не-медленного переосмысления подхода к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Образование, не имеющее под собой прочного фундамента воспитания нравственности, может дать обществу лишь людей с определенным уровнем знаний, но не знающих норм морали, без ощущения причастности к культурным и духовным традициям своего Отечества. Поэтому задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальными.
Публикация «Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей „Светлый мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Раннее детство учёными, специалистами в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребёнка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребёнка. В православном понимании – этими качествами проявляется в нём Образ Божий, что является главной метафизической силой личности. С психологической точки зрения моральное созревание детской души является основой её духовного развития.
Традиции православной культуры, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм русского человека, который является отправной точкой в деле воспитания детей.
Цель:
развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные :
o формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
o приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
Развивающие :
o духовно нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России,
o понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
o создание условий творческого развития;
Воспитательные:
o воспитание любви к Родине, семье;
o интеграция личности в национальную и мировую культуру.
Принципы реализации программы :
Православное воспитание дошкольников базируются на принципах личностно-ориентированного образования в христианских традициях:
1. Принцип христоцентричности:
- в процессе занятий педагог ставит житие и образ Христа в пример детям для духовного подражания;
- чувствует сам и передает чувство присутствия Божия всегда и во всем детям;
- стимулирует и поощряет у детей нравственную работу над собой (желание различать добро и зло, делать добрые дела во имя Господа) с целью раскрытия образа Божия в душе ребенка;
- дети с эмоциональностью воспринимают чтение библейских сюжетов о Христе, сопереживают Христу, Богородице.
2. Принцип любви:
- слушая рассказы о земной жизни Иисуса Христа, дети понимают и могут объяснить выражение «Бог есть любовь»;
- отношение педагогов к детям, сотрудникам и родителям; детей к сверстникам, родителям и воспитателям с любовью (забота о ближнем, сопереживание в радости и в горе);
- воспитание чувства любви у детей к окружающему миру, себе, ближнему.
3. Принцип воцерковления:
- педагог организует чтение молитв в повседневной жизни (до и после занятий и т. д.); экскурсии в храм и общение с батюшкой;
- на занятиях кружка и в повседневной жизни педагог учит благоговейно обращаться со святынями;
- побуждает родителей к семейному посещению храма в воскресные и праздничные дни, актуализирует важность причастия в духовной жизни ребенка.
4. Принцип сообразности с природой
и выявление образа Божия в ребенке :
- на занятиях учитывает антропологические и психологические особенности дошкольников, их эмоциональное состояние;
- поощряет проявление усилия воли дошкольников, желание контролировать свои физические потребности;
- педагог пресекает греховные мысли и действия в ребенке, формируя в душах детей страх Божий;
- создает условия для раскрытия и развития дара Божьего в каждом ребенке на занятиях кружка.
5. Принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и дошкольного учреждения:
- педагог устанавливает тесное сотрудничество с родителями воспитанников и священником (духовником детского сада, консультируется с духовником по вопросам организации и содержания занятия, приглашает священника для участия в праздничных мероприятиях и занятиях кружка;
6. Принцип послушания:
- педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей послушание как основу добродетелей;
- в беседах, консультациях с родителями педагог разъясняет важность формирования послушания у детей дошкольного возраста и помогает им выстроить правильные взаимоотношения с детьми, учитывая их возрастные особенности.
7. Принцип социально-производственной направленности:
- в работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников.
- использует наработки «Музея профессий», вместе с детьми участ-вует в создании музея;
- своим примером, примером родителей формирует у детей уважение к труду взрослых, воспитывает трудолюбие, послушание, используя игры и упражнения.
8. Принцип культуросообразности :
- свою работу с детьми строит на основе церковного календаря;
- на занятиях кружка знакомит детей с культурой и православными традициями, воспитывая благоговейное отношение к святыням;
- помогает родителям формировать и возрождать семейные христианские традиции;
- создает культурную среду в группе, способствующую душевному и духовному развитию личности ребенка.
9. Принцип индивидуального подхода:
- на занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
- в беседе с родителями советуется о выборе педагогических методов и воздействий на ребенка.
Организация образовательного процесса :
- Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 5-7 лет.
- Сроки реализации программы – 2 года.
- Количество детей в группе – 25 человек.
- Периодичность– 1 раз в неделю (15 – 20 мин)
- Форма организации – кружок.
Сетка занятий
Старшая группа среда 15.10 – 15.30
Подготовительная груп-па четверг 15.20 – 15.45
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
o Составление альбома детских работ;
Проведение выставок детских работ в группе, в ДОУ, на муници-пальном уровне;
o Организация досугов, развлечений ;
o Изготовление подарков к праздникам;
o Оформление интерьера ДОУ, группы.
o Наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в доу
o Анализ детской деятельности;
Методы и приемы обучения:
• Наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, рассматривание иллюстраций, картин, скульптур используя приемы создания сюрпризного момента.
• Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
• Практический – изготовление атрибутов к играм, придумывание вариантов игр.
• Словесный – описание и объяснение, образный сюжетный рассказ, с опорой на образы из произведений художественной литературы, беседа, рассказ.
• Проблемного обучения – творческое использование готовых знаний, самостоятельное нахождение выхода из различных ситуаций.
• Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.
Ожидаемые результаты освоения программы.
1. Формирование мировоззрения воспитанников на основе духовно-нравственных принципов, традиций Русской Православной церкви.
2. Обучение детей оценке поступков своих и окружающих, явлений и событий происходящих в мире, относиться к происходящему с точки зрения христианской морали.
3. Знакомство детей с основными понятиями христианского православного вероучения.
4. Знакомство детей с традициями православной Церкви, календарем, праздниками.
5. Воспитание в детях доброжелательного отношения друг ко другу, терпимости, уважения и бережного отношения к ближнему и окружающему миру
Работа с родителями :
- Беседы;
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Наглядный тематический материал;
- Выставки совместного творчества детей и родителей;
- Привлечение родителей к участию в проводимых мероприятиях.
Литература.
1. Л. Л. Шевченко, Добрый мир. Православная культура для ма-лышей. Методическое пособие. – М. : Центр поддержки культур-но-исторических традиций Отечества. 2011
2. С. Афанасьева. Программа «Основы православной культуры». Калининградская епархия – Калининград, 2001
3. Библия.
4. Евангелие для малышей. «Русский хронограф», М., 2009
5. С. Куломзина «Закон Божий для самых маленьких». 30 уроков для преподавания детям 5-6 лет. М., «Паломник», 1997
6. Уроки доброты. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школа. Сост. Фесюкова Л. Б. ; ил. Панасюк И. С. – Х. : издательство «Ранок», 2007
9 .Б. Ганаго, «Детям о душе». – Мн: Издательство Белорусского Экзархата, 2000
Материально – техническое обеспечение программы.
1. Занятия проходят в групповой комнате, музыкальном зале, в Свято – Георгиевском храме с. Пригорское.
2. Церковная атрибутика (иконы, свечи).
3. Наглядные материалы
4. Аудио и видео диски, кассеты («Добрые сказки», «Колокольный звон», мультфильмы, фольклор).
5. ТСО (магнитофон, телевизор, компьютер).
6. Канцтовары для детского творчества,
составитель программы :
Доронина Т. Г. - воспитатель первой категории,
Перспективный план
Старшая группа
Сентябрь тема Программное содержание
1. Мир Божий вокруг нас.
Формировать у детей первоначальные представления о Боге как Творце мира, систематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира.
Воспитывать любовь к Богу, к природе, как к творению Божьему.
2. Библия.
Прогулки по дням творения. День первый. Свет. День. Ночь Познакомить детей с Библией,
3. Библия.
Прогулки по дням тво-рения. День второй. Небо.
Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, показать красоту окружающего нас мира, учить выражать свои впечатления в рисунках.
4. Библия. Прогулки по дням творения. День третий. Земля. Вода. Растения.
Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира
Октябрь
1. Библия.
Прогулки по дням творения. День четвёртый. Солнце. Луна. Звёзды.
Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, обратить внимание на понятие «светило», развивать воображение, умение сочинять, придумывать конец сказки.
2. Библия. прогулки по дням творения. День пятый. Птицы. Рыбы. Насекомые.
Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, уточнить представления детей о семье,
3. Прогулки по дням творения. День шестой. Человек. Животные.
Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, уточнить представления детей о домашних и диких животных, их характере и повадках, дать понятие о первых людях – Адаме и Еве.
4. Прогулки по дням творения. День седьмой. День отдыха. Покой.
Систематизировать знания детей о днях сотворения мира, о том для чего был создан наш мир.
Ноябрь
1. Праздник Казанской иконы Божьей Матери.
(4 ноября).
Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.
Сформировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина-богатыря.
2. Моя Родина. Отношение к родной земле.
Воспитывать в детях любовь к Родине, ввести понятие «малая Родина», формировать представления об обязанности человека защищать свою Родину.
3. Каков есть – такова и честь. (По сказке «Стойкий оловянный солдатик»).
Формировать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности.
4. Как Россия стала православной страной.
Святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир.
Крещение Руси.
Продолжать знакомить детей с историей государства российского, крещением Руси, святыми княгиней Ольгой и князем Владимиром
Декабрь
1. Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел-хранитель.
Расширять представления детей о творении мира Богом, уточнить представления детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском.
Воспитывать внимание и послушание.
2. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо.
Первая заповедь – послушание.
Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека, учить отличать добро и зло.
3. Умеем ли мы дружить. Какие добрые дела мы можем сделать?
Вспомнить стихи и пословицы о дружбе, воспитывать дружелюбное и заботливое отношение друг к другу, напомнить, что добрые качества души человека приближают его к Богу.
4. Подготовка к празднику Рождества Христова.
Познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова.
Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа и
Богородицы.
Январь
1. В огне рождественских свечей.
Дать детям представление о содержании библейских повествований о Рождестве Христовом. Приобщать детей к традициям русского народа. Воспитывать у детей любовь, добро.
2. О трудолюбии. Когда бывает скучно?
Напомнить детям басню «Стрекоза и муравей», обсудить пословицы о труде, воспитывать в детях трудолюбие, разумность, добро.
3. Без труда нет плода. (по сказке «Морозко»)
Обогащать активный и пассивный словарь детей новыми образными выражениями. Учить точно и эмоционально отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать образную характеристику героям.
4. Выполнение основных правил христианской жизни – доброе дело и милосердие.
(по сказке «Цветик-семицветик»). На примере сказки показать пример выбора верного друга – выбор сердца. Помочь детям осознать, что милосердие способно творить чудеса. Развивать в детях стремление помогать окружающим.
Февраль
1. За добро добром платят. (по сказке «Сивка-Бурка»)
Закреплять использование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание - непослушание, дружба, милосердие, смелость. Учить преодолевать трудности на пользу ближнего дела.
2. Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении.
Познакомить детей с разными формами креста. Дать представление о значении креста. Способствовать развитию образного и символического восприятия одного из знаков православия
3. Церковь – дом Божий. Понятие об иконе.
Дать детям представления о том, что такое икона, познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон.
4. Семейное занятие на Масленицу. Прощёное воскресение.
Содействовать формированию представлений о скромность, как положительном нравствен-ном качестве и негативных нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости.
Март
1. Начался Великий пост. «Мост на семь Вёрст».
Знакомить детей с особым временем православного календаря – Великий пост, периодом подготовки к празднику Пасхи. Воспитывать у детей стремление быть добрыми.
2. Благодарение. Спасибо. Объяснить детям, что такое настоящая благодарность человеку –готовность послужить ему, помочь,.
3. Благовещение Пресвятой Богородицы.
Познакомить детей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.
4. Храм и его устройство. Что мы видим в храме. Как себя вести в храме. Познакомить детей с внутренним устройством храма, с правилами поведения в храме. Дать представление о расположении и назначении главных частей храма.
Апрель
1. Чудеса Господни. Как Иисус Христос помогал людям. Благословение детей.
Продолжать знакомить детей с библейскими историями, расширять кругозор, обогащать словарь.
2. Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение в России.
Страстная неделя Великого поста.
Познакомить детей с праздником – вербное воскресение, рассказать о последних днях земной жизни Спасителя.
3. Пасха.
Пасхальные радости. Цыплёнок в пасхальном яичке.
Рассказать о Воскресении Христовом, поддерживать в детях чувство пасхальной радости.
4. Воин чудесный на белом коне – Святой Георгий Победоносец.
Познакомить с образом Святого Георгия Победоносца, воспитывать мужество и стремление подражать благим образцам.
Май
1. Неделя жён мироносиц – неделя почитания женщин.
Познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы с изображением святых жён декоративным орнаментом.
2. Праздник святого Николая Чудотворца.
Познакомить детей с образом и событиями жизни Святителя. Дать представления о его личностных качествах. Приобщать детей к духовно-нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых.
Подготовительная группа
Сентябрь Тема Программное содержание
1. Мир Божий вокруг нас. Повторение.
Уточнить знания детей о первоначальных представлениях о Боге как Творце мира, сис-тематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира.
2. Как Бог научил человека отличать добро от зла. Законы, которыми Бог сохраняет мир.
Закреплять использование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как зло - добро, дружба, милосердие, смелость.
3. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Дать детям представлении о святости св. прав. Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни). Познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям.
4. Устроение отношений в мире. Хорошо - плохо. Совесть. Грех. Любовь.
Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека, учить отличать добро и зло.
Октябрь
1. Преподобный Сергий Радонежский
Дать детям доступные представления о детстве преподобного Сергия, его любви к родителям. Расширить словарный запас детей, вводя традиционное название святого человека – «преподобный», «старец».
2. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Познакомить с иконой праздника «Покрова Божьей матери», дать детям представления о Пресвятой Богородице как покровительнице,
Заступнице и Представительнице перед Богом за всех людей.
3. Устроение отношений в мире. Послушание Трудолюбие.
Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека.
Ноябрь
1. Устроение отношений в мире. Помощь. Милосердие. Доброта. Щедрость. Дружба. Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека, напомнить, что добрые качества души человека приближают его к Богу.
2. Праздник Казанской иконы Божьей Матери.
(4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.
Сформировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества. Воспитывать мужество.
3. Как Россия стала право-славной страной. Святые равноапостольные
великая княгиня Ольга и великий князь Владимир. Крещение Руси.
Уточнить и систематизировать знания детей о истории государства российского, крещении Руси. Мир видимый и невидимый.
4. Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил. Кто такие ангелы? Ангел-хранитель.
Расширить представление детей о творении мира Богом, уточнение представлений детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском. Воспитывать внимание и послушание.
декабрь
1. Устроение отношений в мире.
Послушание. Смирение. Верность. Прощение.
Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека.
2. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. (4 декабря).
Дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Развивать у детей восприятия образа Богоматери как о святом и чистом человеке, о её глубочайшем смирении и послушании,
3. Устроение отношений в мире. Скромность. Смирение.
Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.
4. Праздник святого Николая Чудотворца.
Познакомить детей с образом и событиями жизни Святителя. Дать представления о его личностных качествах.
Январь
1. Подготовка к празднику Рождества Христова.
Познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся Богомладенце.
2. В огне рождественских свечей.
Дать детям представление о содержании библейских повествований о Рождестве Христовом. Воспитывать у детей любовь, добро.
3. Праздник Крещения Господня.
. Познакомить детей с событием Крещения Господня и тем, как повествует об этом Евангелие. Знакомить детей с главными особенностями праздника Крещения Господня: с чином освящения воды и с церковной службой.
4. Преподобный Серафим Саровский – скорый помощник.
Продолжать знакомить детей с особым свойством преподобного Серафима Саровского помогать людям, особенно больным и обиженным. Развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека, с Богом и миром.
Февраль
1. Праздник Стретения Господня. Детство Иисуса Христа.
Продолжать знакомить детей с праздниками православного календаря – событиями и смыслом Стретения Господня. Воспитывать у детей уважение к старшим.
2. Устроение отношений в мире. Честность. Совесть.
Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.
3. Устроение отношений в мире. Моя семья. Наш род. Предки.
Расширять словарный запас детей, уточнить представления о семейных отношениях, почитании родителей
4. Православный храм. Христиане. Икона. Молитва.
Уточнить знания детей о православном храме, способствовать развитию образного и символического восприятия знаков православия. Учить узнавать на иконах Спасителя и Богородицу.
Март
1. Семейное занятие на Масленицу. Прощёное воскресение.
Содействовать формированию представлений о скромность, как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости.
2. Начался Великий пост. «Мост на семь Вёрст».
Знакомить детей с особым периодом подготовки к празднику Пасхи. Формировать
представления о необходимости самоисправления. Воспитывать у детей стремление быть добрыми.
3. Особые праздники во время Великого поста.
Познакомить детей с правилами поведения во время Великого поста, рассказать, что каждое воскресение посвящено особому событию, формировать умение иногда не делать того, что нам хочется.
Апрель
1. Благовещение Пресвятой Богородицы.
Познакомить детей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.
2. Чудеса Господни. Как Иисус Христос помогал людям.
Благословение детей.
Продолжать знакомить детей с библейскими историями, расширять кругозор, обогащать словарь.
3. Евангелие для детей.
. Познакомить детей со святой книгой – Евангелием, прочитать отрывки, рассказать, какое значение имеет Евангелие для православных людей.
4. Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение в России. Страстная неделя Великого поста.
Познакомить детей с праздником – вербное воскресение, рассказать о последних днях земной жизни Спасителя, предательстве Иуды, распятии и смерти Иисуса Христа.
Май
1. Пасхальные радости. Пасхальный сувенир.
Рассказать детям о последних днях земной жизни Спасителя, Тайная Вечеря, предательство Иисуса Христа Иудой, Распятие и смерть Иисуса Христа. Поддерживать в детях чувство пасхальной радости.
2. Воин чудесный на белом коне – Святой Георгий Победоносец.
Познакомить с образом Святого Георгия Победоносца, воспитывать мужество и стремление подражать благим образцам.
3. Неделя жён мироносиц – неделя почитания
женщин.
Познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы. Воспитывать милосердие.
4. День славянской письменности и культуры.
Познакомить детей с ролью Святых Кирилла и Мефодия в обучении грамоте. Содействовать в развитии нравственных качеств детей, воспитывать чувство уважения и благодарности к педагогам и учителям в образе первоучителей славянских, воспитывать интерес к книжной культуре и бережному отношению к книге. Содействовать развитию у детей интереса к обучению в школе и книжной культуре