Приложение МААМ

Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей «Светлый мир» (7 фото)

татьяна доронина
Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей «Светлый мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

… Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Евангелие от Марка, 10 глава, 14-16 стихи

Ряд насущных проблем современного общества - отсутствие нравственных идеалов, как следствие, поколения людей без четких представлений о нормах морали, бездуховность, увеличение преступности среди молодежи, пагубные привычки, и др. требуют не-медленного переосмысления подхода к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Образование, не имеющее под собой прочного фундамента воспитания нравственности, может дать обществу лишь людей с определенным уровнем знаний, но не знающих норм морали, без ощущения причастности к культурным и духовным традициям своего Отечества. Поэтому задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальными.

Публикация «Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей „Светлый мир“» размещена в разделах

Раннее детство учёными, специалистами в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребёнка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребёнка. В православном понимании – этими качествами проявляется в нём Образ Божий, что является главной метафизической силой личности. С психологической точки зрения моральное созревание детской души является основой её духовного развития.

Традиции православной культуры, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм русского человека, который является отправной точкой в деле воспитания детей.

Цель:

развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи:

Образовательные :

o формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

o приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

Развивающие :

o духовно нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России,

o понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

o создание условий творческого развития;

Воспитательные:

o воспитание любви к Родине, семье;

o интеграция личности в национальную и мировую культуру.

Принципы реализации программы :

Православное воспитание дошкольников базируются на принципах личностно-ориентированного образования в христианских традициях:

1. Принцип христоцентричности:

- в процессе занятий педагог ставит житие и образ Христа в пример детям для духовного подражания;

- чувствует сам и передает чувство присутствия Божия всегда и во всем детям;

- стимулирует и поощряет у детей нравственную работу над собой (желание различать добро и зло, делать добрые дела во имя Господа) с целью раскрытия образа Божия в душе ребенка;

- дети с эмоциональностью воспринимают чтение библейских сюжетов о Христе, сопереживают Христу, Богородице.

2. Принцип любви:

- слушая рассказы о земной жизни Иисуса Христа, дети понимают и могут объяснить выражение «Бог есть любовь»;

- отношение педагогов к детям, сотрудникам и родителям; детей к сверстникам, родителям и воспитателям с любовью (забота о ближнем, сопереживание в радости и в горе);

- воспитание чувства любви у детей к окружающему миру, себе, ближнему.

3. Принцип воцерковления:

- педагог организует чтение молитв в повседневной жизни (до и после занятий и т. д.); экскурсии в храм и общение с батюшкой;

- на занятиях кружка и в повседневной жизни педагог учит благоговейно обращаться со святынями;

- побуждает родителей к семейному посещению храма в воскресные и праздничные дни, актуализирует важность причастия в духовной жизни ребенка.

4. Принцип сообразности с природой

и выявление образа Божия в ребенке :

- на занятиях учитывает антропологические и психологические особенности дошкольников, их эмоциональное состояние;

- поощряет проявление усилия воли дошкольников, желание контролировать свои физические потребности;

- педагог пресекает греховные мысли и действия в ребенке, формируя в душах детей страх Божий;

- создает условия для раскрытия и развития дара Божьего в каждом ребенке на занятиях кружка.

5. Принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и дошкольного учреждения:

- педагог устанавливает тесное сотрудничество с родителями воспитанников и священником (духовником детского сада, консультируется с духовником по вопросам организации и содержания занятия, приглашает священника для участия в праздничных мероприятиях и занятиях кружка;

6. Принцип послушания:

- педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей послушание как основу добродетелей;

- в беседах, консультациях с родителями педагог разъясняет важность формирования послушания у детей дошкольного возраста и помогает им выстроить правильные взаимоотношения с детьми, учитывая их возрастные особенности.

7. Принцип социально-производственной направленности:

- в работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников.

- использует наработки «Музея профессий», вместе с детьми участ-вует в создании музея;

- своим примером, примером родителей формирует у детей уважение к труду взрослых, воспитывает трудолюбие, послушание, используя игры и упражнения.

8. Принцип культуросообразности :

- свою работу с детьми строит на основе церковного календаря;

- на занятиях кружка знакомит детей с культурой и православными традициями, воспитывая благоговейное отношение к святыням;

- помогает родителям формировать и возрождать семейные христианские традиции;

- создает культурную среду в группе, способствующую душевному и духовному развитию личности ребенка.

9. Принцип индивидуального подхода:

- на занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

- в беседе с родителями советуется о выборе педагогических методов и воздействий на ребенка.

Организация образовательного процесса :

- Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 5-7 лет.

- Сроки реализации программы – 2 года.

- Количество детей в группе – 25 человек.

- Периодичность– 1 раз в неделю (15 – 20 мин)

- Форма организации – кружок.

Сетка занятий

Старшая группа среда 15.10 – 15.30

Подготовительная груп-па четверг 15.20 – 15.45

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

o Составление альбома детских работ;

Проведение выставок детских работ в группе, в ДОУ, на муници-пальном уровне;

o Организация досугов, развлечений ;

o Изготовление подарков к праздникам;

o Оформление интерьера ДОУ, группы.

o Наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в доу

o Анализ детской деятельности;

Методы и приемы обучения:

• Наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, рассматривание иллюстраций, картин, скульптур используя приемы создания сюрпризного момента.

• Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

• Практический – изготовление атрибутов к играм, придумывание вариантов игр.

• Словесный – описание и объяснение, образный сюжетный рассказ, с опорой на образы из произведений художественной литературы, беседа, рассказ.

• Проблемного обучения – творческое использование готовых знаний, самостоятельное нахождение выхода из различных ситуаций.

• Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.

Ожидаемые результаты освоения программы.

1. Формирование мировоззрения воспитанников на основе духовно-нравственных принципов, традиций Русской Православной церкви.

2. Обучение детей оценке поступков своих и окружающих, явлений и событий происходящих в мире, относиться к происходящему с точки зрения христианской морали.

3. Знакомство детей с основными понятиями христианского православного вероучения.

4. Знакомство детей с традициями православной Церкви, календарем, праздниками.

5. Воспитание в детях доброжелательного отношения друг ко другу, терпимости, уважения и бережного отношения к ближнему и окружающему миру

Работа с родителями :

- Беседы;

- Консультации;

- Родительские собрания;

- Наглядный тематический материал;

- Выставки совместного творчества детей и родителей;

- Привлечение родителей к участию в проводимых мероприятиях.

Литература.

1. Л. Л. Шевченко, Добрый мир. Православная культура для ма-лышей. Методическое пособие. – М. : Центр поддержки культур-но-исторических традиций Отечества. 2011

2. С. Афанасьева. Программа «Основы православной культуры». Калининградская епархия – Калининград, 2001

3. Библия.

4. Евангелие для малышей. «Русский хронограф», М., 2009

5. С. Куломзина «Закон Божий для самых маленьких». 30 уроков для преподавания детям 5-6 лет. М., «Паломник», 1997

6. Уроки доброты. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школа. Сост. Фесюкова Л. Б. ; ил. Панасюк И. С. – Х. : издательство «Ранок», 2007

9 .Б. Ганаго, «Детям о душе». – Мн: Издательство Белорусского Экзархата, 2000

Материально – техническое обеспечение программы.

1. Занятия проходят в групповой комнате, музыкальном зале, в Свято – Георгиевском храме с. Пригорское.

2. Церковная атрибутика (иконы, свечи).

3. Наглядные материалы

4. Аудио и видео диски, кассеты («Добрые сказки», «Колокольный звон», мультфильмы, фольклор).

5. ТСО (магнитофон, телевизор, компьютер).

6. Канцтовары для детского творчества,

составитель программы :

Доронина Т. Г. - воспитатель первой категории,

Перспективный план

Старшая группа

Сентябрь тема Программное содержание

1. Мир Божий вокруг нас.

Формировать у детей первоначальные представления о Боге как Творце мира, систематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира.

Воспитывать любовь к Богу, к природе, как к творению Божьему.

2. Библия.

Прогулки по дням творения. День первый. Свет. День. Ночь Познакомить детей с Библией,

3. Библия.

Прогулки по дням тво-рения. День второй. Небо.

Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, показать красоту окружающего нас мира, учить выражать свои впечатления в рисунках.

4. Библия. Прогулки по дням творения. День третий. Земля. Вода. Растения.

Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира

Октябрь

1. Библия.

Прогулки по дням творения. День четвёртый. Солнце. Луна. Звёзды.

Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, обратить внимание на понятие «светило», развивать воображение, умение сочинять, придумывать конец сказки.

2. Библия. прогулки по дням творения. День пятый. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, уточнить представления детей о семье,

3. Прогулки по дням творения. День шестой. Человек. Животные.

Продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, уточнить представления детей о домашних и диких животных, их характере и повадках, дать понятие о первых людях – Адаме и Еве.

4. Прогулки по дням творения. День седьмой. День отдыха. Покой.

Систематизировать знания детей о днях сотворения мира, о том для чего был создан наш мир.

Ноябрь

1. Праздник Казанской иконы Божьей Матери.

(4 ноября).

Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.

Сформировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина-богатыря.

2. Моя Родина. Отношение к родной земле.

Воспитывать в детях любовь к Родине, ввести понятие «малая Родина», формировать представления об обязанности человека защищать свою Родину.

3. Каков есть – такова и честь. (По сказке «Стойкий оловянный солдатик»).

Формировать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности.

4. Как Россия стала православной страной.

Святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир.

Крещение Руси.

Продолжать знакомить детей с историей государства российского, крещением Руси, святыми княгиней Ольгой и князем Владимиром

Декабрь

1. Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел-хранитель.

Расширять представления детей о творении мира Богом, уточнить представления детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском.

Воспитывать внимание и послушание.

2. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо.

Первая заповедь – послушание.

Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека, учить отличать добро и зло.

3. Умеем ли мы дружить. Какие добрые дела мы можем сделать?

Вспомнить стихи и пословицы о дружбе, воспитывать дружелюбное и заботливое отношение друг к другу, напомнить, что добрые качества души человека приближают его к Богу.

4. Подготовка к празднику Рождества Христова.

Познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова.

Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа и

Богородицы.

Январь

1. В огне рождественских свечей.

Дать детям представление о содержании библейских повествований о Рождестве Христовом. Приобщать детей к традициям русского народа. Воспитывать у детей любовь, добро.

2. О трудолюбии. Когда бывает скучно?

Напомнить детям басню «Стрекоза и муравей», обсудить пословицы о труде, воспитывать в детях трудолюбие, разумность, добро.

3. Без труда нет плода. (по сказке «Морозко»)

Обогащать активный и пассивный словарь детей новыми образными выражениями. Учить точно и эмоционально отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать образную характеристику героям.

4. Выполнение основных правил христианской жизни – доброе дело и милосердие.

(по сказке «Цветик-семицветик»). На примере сказки показать пример выбора верного друга – выбор сердца. Помочь детям осознать, что милосердие способно творить чудеса. Развивать в детях стремление помогать окружающим.

Февраль

1. За добро добром платят. (по сказке «Сивка-Бурка»)

Закреплять использование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание - непослушание, дружба, милосердие, смелость. Учить преодолевать трудности на пользу ближнего дела.

2. Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении.

Познакомить детей с разными формами креста. Дать представление о значении креста. Способствовать развитию образного и символического восприятия одного из знаков православия

3. Церковь – дом Божий. Понятие об иконе.

Дать детям представления о том, что такое икона, познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон.

4. Семейное занятие на Масленицу. Прощёное воскресение.

Содействовать формированию представлений о скромность, как положительном нравствен-ном качестве и негативных нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости.

Март

1. Начался Великий пост. «Мост на семь Вёрст».

Знакомить детей с особым временем православного календаря – Великий пост, периодом подготовки к празднику Пасхи. Воспитывать у детей стремление быть добрыми.

2. Благодарение. Спасибо. Объяснить детям, что такое настоящая благодарность человеку –готовность послужить ему, помочь,.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Познакомить детей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

4. Храм и его устройство. Что мы видим в храме. Как себя вести в храме. Познакомить детей с внутренним устройством храма, с правилами поведения в храме. Дать представление о расположении и назначении главных частей храма.

Апрель

1. Чудеса Господни. Как Иисус Христос помогал людям. Благословение детей.

Продолжать знакомить детей с библейскими историями, расширять кругозор, обогащать словарь.

2. Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение в России.

Страстная неделя Великого поста.

Познакомить детей с праздником – вербное воскресение, рассказать о последних днях земной жизни Спасителя.

3. Пасха.

Пасхальные радости. Цыплёнок в пасхальном яичке.

Рассказать о Воскресении Христовом, поддерживать в детях чувство пасхальной радости.

4. Воин чудесный на белом коне – Святой Георгий Победоносец.

Познакомить с образом Святого Георгия Победоносца, воспитывать мужество и стремление подражать благим образцам.

Май

1. Неделя жён мироносиц – неделя почитания женщин.

Познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы с изображением святых жён декоративным орнаментом.

2. Праздник святого Николая Чудотворца.

Познакомить детей с образом и событиями жизни Святителя. Дать представления о его личностных качествах. Приобщать детей к духовно-нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых.

Подготовительная группа

Сентябрь Тема Программное содержание

1. Мир Божий вокруг нас. Повторение.

Уточнить знания детей о первоначальных представлениях о Боге как Творце мира, сис-тематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира.

2. Как Бог научил человека отличать добро от зла. Законы, которыми Бог сохраняет мир.

Закреплять использование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как зло - добро, дружба, милосердие, смелость.

3. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Дать детям представлении о святости св. прав. Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни). Познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям.

4. Устроение отношений в мире. Хорошо - плохо. Совесть. Грех. Любовь.

Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека, учить отличать добро и зло.

Октябрь

1. Преподобный Сергий Радонежский

Дать детям доступные представления о детстве преподобного Сергия, его любви к родителям. Расширить словарный запас детей, вводя традиционное название святого человека – «преподобный», «старец».

2. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Познакомить с иконой праздника «Покрова Божьей матери», дать детям представления о Пресвятой Богородице как покровительнице,

Заступнице и Представительнице перед Богом за всех людей.

3. Устроение отношений в мире. Послушание Трудолюбие.

Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека.

Ноябрь

1. Устроение отношений в мире. Помощь. Милосердие. Доброта. Щедрость. Дружба. Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека, напомнить, что добрые качества души человека приближают его к Богу.

2. Праздник Казанской иконы Божьей Матери.

(4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.

Сформировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества. Воспитывать мужество.

3. Как Россия стала право-славной страной. Святые равноапостольные

великая княгиня Ольга и великий князь Владимир. Крещение Руси.

Уточнить и систематизировать знания детей о истории государства российского, крещении Руси. Мир видимый и невидимый.

4. Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил. Кто такие ангелы? Ангел-хранитель.

Расширить представление детей о творении мира Богом, уточнение представлений детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском. Воспитывать внимание и послушание.

декабрь

1. Устроение отношений в мире.

Послушание. Смирение. Верность. Прощение.

Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека.

2. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. (4 декабря).

Дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Развивать у детей восприятия образа Богоматери как о святом и чистом человеке, о её глубочайшем смирении и послушании,

3. Устроение отношений в мире. Скромность. Смирение.

Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.

4. Праздник святого Николая Чудотворца.

Познакомить детей с образом и событиями жизни Святителя. Дать представления о его личностных качествах.

Январь

1. Подготовка к празднику Рождества Христова.

Познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся Богомладенце.

2. В огне рождественских свечей.

Дать детям представление о содержании библейских повествований о Рождестве Христовом. Воспитывать у детей любовь, добро.

3. Праздник Крещения Господня.

. Познакомить детей с событием Крещения Господня и тем, как повествует об этом Евангелие. Знакомить детей с главными особенностями праздника Крещения Господня: с чином освящения воды и с церковной службой.

4. Преподобный Серафим Саровский – скорый помощник.

Продолжать знакомить детей с особым свойством преподобного Серафима Саровского помогать людям, особенно больным и обиженным. Развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека, с Богом и миром.

Февраль

1. Праздник Стретения Господня. Детство Иисуса Христа.

Продолжать знакомить детей с праздниками православного календаря – событиями и смыслом Стретения Господня. Воспитывать у детей уважение к старшим.

2. Устроение отношений в мире. Честность. Совесть.

Напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.

3. Устроение отношений в мире. Моя семья. Наш род. Предки.

Расширять словарный запас детей, уточнить представления о семейных отношениях, почитании родителей

4. Православный храм. Христиане. Икона. Молитва.

Уточнить знания детей о православном храме, способствовать развитию образного и символического восприятия знаков православия. Учить узнавать на иконах Спасителя и Богородицу.

Март

1. Семейное занятие на Масленицу. Прощёное воскресение.

Содействовать формированию представлений о скромность, как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости.

2. Начался Великий пост. «Мост на семь Вёрст».

Знакомить детей с особым периодом подготовки к празднику Пасхи. Формировать

представления о необходимости самоисправления. Воспитывать у детей стремление быть добрыми.

3. Особые праздники во время Великого поста.

Познакомить детей с правилами поведения во время Великого поста, рассказать, что каждое воскресение посвящено особому событию, формировать умение иногда не делать того, что нам хочется.

Апрель

1. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Познакомить детей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

2. Чудеса Господни. Как Иисус Христос помогал людям.

Благословение детей.

Продолжать знакомить детей с библейскими историями, расширять кругозор, обогащать словарь.

3. Евангелие для детей.

. Познакомить детей со святой книгой – Евангелием, прочитать отрывки, рассказать, какое значение имеет Евангелие для православных людей.

4. Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение в России. Страстная неделя Великого поста.

Познакомить детей с праздником – вербное воскресение, рассказать о последних днях земной жизни Спасителя, предательстве Иуды, распятии и смерти Иисуса Христа.

Май

1. Пасхальные радости. Пасхальный сувенир.

Рассказать детям о последних днях земной жизни Спасителя, Тайная Вечеря, предательство Иисуса Христа Иудой, Распятие и смерть Иисуса Христа. Поддерживать в детях чувство пасхальной радости.

2. Воин чудесный на белом коне – Святой Георгий Победоносец.

Познакомить с образом Святого Георгия Победоносца, воспитывать мужество и стремление подражать благим образцам.

3. Неделя жён мироносиц – неделя почитания

женщин.

Познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы. Воспитывать милосердие.

4. День славянской письменности и культуры.

Познакомить детей с ролью Святых Кирилла и Мефодия в обучении грамоте. Содействовать в развитии нравственных качеств детей, воспитывать чувство уважения и благодарности к педагогам и учителям в образе первоучителей славянских, воспитывать интерес к книжной культуре и бережному отношению к книге. Содействовать развитию у детей интереса к обучению в школе и книжной культуре

Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей «Светлый мир»
Фото «Светлый мир»
Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей - фото
Пояснительная записка Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им ибо таковых есть Царствие Божие Истинно говорю вам кто не примет Царствия Божия как дитя тот не войдёт в него И обняв их возложил руки на них и благословил их
Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» ДООП "Юный шахматист" для детей 5 - 7 лет 1. Комплекс основных характеристик ДООП 1.1Пояснительная записка Направленность (профиль) программы:.

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка» Городского округа «город.

Дополнительная образовательная программа «Я — магнитогорец» для детей 5–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска Принята на педагогическом.

Дополнительная образовательная программа «Легоконструирование и робототехника в ДОУ» для детей дошкольного возраста ]Цель программы: формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных.

Дополнительная образовательная программа «Пластилинография» для детей старшего дошкольного возраста с РАС Пояснительная записка Актуальность. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. Другими.

Дополнительная образовательная программа по акробатике Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. В системе физического воспитания детей акробатика занимает особое место и является.

Дополнительная образовательная программа танцевального кружка Дополнительная Образовательная программа Танцевального кружка «Незабудки» Составитель: Стахно Светлана Владимировна Музыкальный.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных.

Рабочая дополнительная образовательная программа по бочче для детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Развитие спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей «Светлый мир»
Опубликовано: 13 августа 2019 в 15:53
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная рабочая программа по духовно-нравственному развитию детей «Светлый мир»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна доронина (УИ 155046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД