МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа. «Юный шахматист» для детей 5–7 лет

Оксана Морозова
Дополнительная образовательная программа. «Юный шахматист» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24

Дополнительная образовательная программа.

Юный шахматист”

МДОУ детский сад № 24

на 2023-2024 учебный год

возраст обучающихся: от 5 до 7 лет

срок реализации: 1 год

Воспитатели:

Морозова Оксана Александровна

Орехово-Зуево

2023

Оглавление

№ п/п Содержание страницы

1 Паспорт программы 3

2 Пояснительная записка 5

3 Объем и реализация программы 7

4 Планируемые результаты освоения программы 9

Публикация «Дополнительная образовательная программа, „Юный шахматист“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

5 Перспективный план 10

6 Показатели результативности реализации программы 17

7 Диагностические задания по оценке уровня освоения

программы детьми 5- 7 лет. 17

8 Показатели освоения программы 18

9 Учебно – методическое обеспечение

19

1. Паспорт программы

Название программы

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы «Юные шахматисты»

Автор программы

Морозова Оксана Александровна - воспитатель

Цель программы Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников.

Задачи программы

Образовательные :

Формировать устойчивый интерес старших дошкольников к игре в шахматы, учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

Познакомить с правилами поведения во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами.

Обеспечить успешное овладение старших дошкольников основополагающих принципов ведения шахматной партии.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

Формировать мотивацию к познанию и творчеству

Воспитательные:

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Участники

Дети от 5 до 7 лет

2. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная программа по раннему обучению детей от 5 до 7 лет азам шахматной игры «Юный шахматист» (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность, разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155, зарегистрированному в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер №30384.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно- технического прогресса, необходима каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Математика способствует развитию познавательных способностей человека, в том числе к логическому мышлению. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

В Концепции математического образования в России указано :

«Математика может стать национальной идеей России XXI века Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования. Важным элементом являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки)

Разумеется, для этого следует постепенно расширять присутствие в системе образования специальных дисциплин, которые позволяют развивать интеллект, интеллектуальные способности, формировать такие качества личности, как самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость.

Одной из такой дисциплин, которые дает возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения, являются шахматы. Занятия шахматами необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе обучения игре в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. "Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование - это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Программа «Юный шахматист» по обучению игре в шахматы разработана на основе программы И. Г. Сухина «Шахматы – школе». Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.

Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шахматы.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка - дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

3. Объем и реализация программы.

Программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, 28 занятия в год, с проведением одного занятия в неделю продолжительностью 25 минут во второй половине дня

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы кружка «Юный шахматист» требует наличия кабинета дополнительного образования.

Оборудование кабинета:

• дидактические игры для обучения игре в шахматы;

• наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

• демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;

• настольные шахматы разных видов;

шахматные столы;

• родительский уголок «Обучаем игре в «Шахматы».

технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

Цель программы :

создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы :

а) образовательные :

Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

б) развивающие:

Формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

развивать мыслительные операции. в) воспитывающие:

воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.

Формы работы с детьми включают:

подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя:

специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные. Программа рассчитана на детей 5 -7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 8 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня.

В год проводится 28 занятия. Продолжительность 25 минут.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны диагностические критерии проводится в форме индивидуальной беседы, через решение практических задач.

4. Планируемые результаты освоения программы обучения :

1. имеет представление о шахматной доске;

2. правильно размещает доску между партнерами;

3. ориентируется на шахматной доске;

4. различает и называет шахматные фигуры;

5. правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией;

6. умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

7. имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;

8. умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

9. знает правила хода, взятие каждой фигуры;

10. владеет основными шахматными терминами;

11. умеет делать рокировку;

12. умеет объявлять шах;

13. умеет ставить мат;

5. Перспективный план по программе «Юный шахматист»

Октябрь

№ тема задачи содержание

1 Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.

Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная

доска и шахматные поля квадратные.

2 Шахматная доска. Объяснить, что линии

бывают вертикальные и горизонтальные; расположение доски между партнерами. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия.

Количество полей в вертикали.

Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

3 Шахматная доска. Знакомство с центром доски – четыре поля в

середине шахматной доски, диагональю. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в

диагонали. Большая белая и большая черная диагонали.

Короткие диагонали.

4 Шахматные фигуры. Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни

фигуры от других по форме и цвету. Знакомство с шахматными фигурами.

Ноябрь

5 Начальное положение Учить правильно, располагать фигуры перед

партией. Места фигур в начальном положении.

6 Ладья Освоить ход ладьи. Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие

ладьи.

7 Ладья Продолжать осваивать ход ладьи. Ход. Ход ладьи. Взятие.

Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь",

"Лабиринт", "Перехитри часовых".

8 Слон Освоить ход слона. Научить детей, что очень важно, чтобы слон точно передвигался наискосок. Учить, что по белым полям передвигаются

белопольные слоны, а по черным клеткам ходят Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и

тяжелая фигура.

чернопольные слоны.

Декабрь

9 Слон Продолжать осваивать ход

слона. Ход слона, взятие.

10 Ладья против слона Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться

нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из- под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух

слонов.

11 Ферзь Освоить ход ферзя, Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью. Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

Ферзь против ферзя

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

12 Ферзь против ладьи и слона Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем

против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь». Ферзь против ладьи и слона.

Январь

13 Конь Обучить детей ходу коня; учить ребенка играть конем

против коня. Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня,

взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против

двух, два коня против двух.

14 Конь против ферзя, ладьи, слона. Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

15 Пешка Обучить детей ходу пешки; Учить детей, что пешки

ходят по вертикали, а бьют по диагонали. Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении.

Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против

двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.

Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат»,

«Игра на уничтожение».

Февраль

16 Превращение

пешки Научить детей как можно

пешку превратить в другую Превращение пешки в ферзя.

фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная

фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя.

17 Пешка против

ферзя, ладьи, коня, слона. Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами.

Учить детей играть пешкой против ферзя, ладьи, коня, слона.

18 Король. Обучить детей ходу короля. Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под

бой их ставить нельзя. Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие.

19 Король против других фигур. Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против

Пешки.

Март

20 Шах. Научить детей, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала

на неприятельского короля

– это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах,

надо спасать его из-под боя… Знакомство с шахматным понятием

«шах».

21 Шах Учить детей ставить открытый и двойной шах.

Учить детей из нескольких вариантов шаха выбирать лучший. Открытый и двойной шах.

22 Мат Объяснить детям, что достижение мата – вот

главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл. Знакомство с понятием «мат».

23 Мат Научить ребенка ставить мат в один ход ферзем,

ладьей и слоном. Мат в один ход. Простые примеры.

24 Мат Научить ребенка ставить мат в один ход с большим

числом шахматных фигур. Мат в один ход. Сложные примеры.

Апрель

25 Ничья, пат Учить детей отличать пат от мата. Учить детей

разным вариантам ничьей. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.

26 Рокировка Познакомить детей с Понятие рокировки. Длинная и

понятием, правилами и

видами рокировки (длинная

и короткая). короткая рокировка. Три правила рокировки.

27 Шахматная партия Научить детей расставлять фигуры в начальное положение. Расстановка фигур в начальное положение.

28 Шахматная партия Познакомить с принципами разыгрывание дебюта.

Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения.

6. Показатели результативности реализации программы

«Юный шахматист»

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно

Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.

Низкий уровень - выполняет задание неправильно.

7. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы

детьми 5-6 лет.

Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные фигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных фигур, действий с шахматными фигурами и пешкой.

Задание № 1.

Инструкция:

Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.

Задание № 2.

Инструкция:

Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?

Задание № 3.

Инструкция:

Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол.

Задание № 4.

Инструкция:

Посади своих учеников каждого на свое место.

Задание № 5.

Инструкция 1:

Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2:

Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 3:

Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

9. Показатели освоения программы :

Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие

«рокировка», «шах» и «мат». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.

Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.

Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат». Ребенок не может вести игру.

11. Учебно – методическое обеспечение

1. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.

2. И. Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.

3. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.

4. И. Весела. Шахматный букварь. – М. : Просвещение, 1983.

5. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М. : ГЦОЛИФК, 1984.

6. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М. : Детская литература, 1980.

7. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

8. И. Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

9. И. Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М. : Поматур, 2000.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа. «Юный шахматист» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 15 октября 2023 в 11:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа. «Юный шахматист» для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД