Ирина Михайловна Александрова
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
Рассмотрено
на педагогическом совете №1
МДОУ «Детский сад №»
31.08. 2017 года
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ
«Детский сад №21»
___/В. В. Калинина/
Дополнительная образовательная программа
«Умелые ручки»
для детей 4 – 7 лет
Автор-составитель программы :
воспитатель
Александрова Ирина Михайловна
Кириши
2017
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Умелые ручки“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике ИЗО деятельности
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Подготовила: воспитатель
Александрова Ирина Михайловна
Кириши 2017год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…
Диагностическая карта….
Перспективный план занятий в разновозрастной группе….
Список использованной литературы….
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность
Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
-Развивает уверенность в своих силах.
-Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизна и отличительная особенность программы
Программа по нетрадиционным техникам рисования является тем, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования с использование других материалов в создании творческих работ.
Задачи:
Развивающие : развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное
мышление и любознательность
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление,
сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные -воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы,произведений классического искусства,
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Развивать творческие способности детей.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Основные принципы:
Принцип поэтапности
Принцип динамичности
Принцип сравнений
Принцип выбора
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов с дополнением других материалов.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Виды и техники нетрадиционного рисования и ИЗОдеятельности.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография
• работа с бросовым материалом
• составление сюжетных картинок различными способами и материалами.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организовывая занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год по четыре занятия в месяц, продолжительностью от 25 до 35 минут.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения
Дети 3-4лет
Младший дошкольный
возраст
15 минут
Дети 4-5лет
Средний дошкольный
возраст
25 минут
дети 5-6 лет
Старший дошкольный
возраст
30 минут
Дети 6 – 7 лет
Подготовительная к
школе группа
35 минут
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость
–до 10 человек, что позволяет продуктивно вести
как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является
Занятие и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы :
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-расширение и обогащение художественного опыта.
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
тычок жесткой полусухой кистью,
рисование пальчиками,
рисование ладошкой, оттиск пробкой,
оттиск печатками из картофеля,
обрывание бумаги, скатывание бумаги,
оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,
набрызг, отпечатки листьев,
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие
виды деятельности
репродуктивная;
коммуникативная;
познавательно-исследовательская;
игровая;
трудовая;
двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование
методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравствен - эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; договариваться о совместной работе, ее содержании;
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Структура занятий:
Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форм преподнесения материала.
Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества.
Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов.
Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.
Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину, без усилий использовать инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность
связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.
Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи, которые помогут в игровой форме заинтересовать детей, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом -выразительное.
Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи,
совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной
повседневной изобразительной деятельности и диагностики.
Программа реализуется в течение одного учебного года.
Курс программы включает 36 занятия по темам.
На занятиях учитываются возрастные особенности детей.
Ребенок данной возрастной группы совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения.
Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОГРАММЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию и других видов ИЗО деятельности, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно
-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное
сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
акварельные краски, гуашь;
простые карандаши, ластик;
печатки из различных материалов;
наборы разнофактурной бумаги;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
поролоновые печатки, губки;
коктельные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти.
бросовый материал, материал и приспособления для занятий «квилингом», пластилин и т. д.
место для выставки детских работ
удобное рабочее место – стол и стулья.
демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий различные игрушки наглядный и раздаточный материал в соответствии с темой занятием.
Список использованной литературы
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
7. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] :https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей. -СПб. : КАРО,2010.
9. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва
ЛИТЕРАТУРА
1. Разноцветный мир, М. Г. Смолякова, СПб, 1999
2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
3. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
5. Русское народное творчество в детском саду. А. П. Усова, М. ,1961 г.
6. Изобразительная деятельность в детском саду. И. А. Легкова. М. 2007
7. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З. А. Богатеева 1992 г
8. Изобразительная деятельность в детском саду. 9. Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.
10. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л. В. Компанцева, М., 1985 г.
11. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т. С. Комарова, 1991 г.
12. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.
13. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.
14. Обучение детей 2 -4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. М., 1992 г.
15. Знакомство детей дошкольного возраста с русским
народным декоративно-прикладным искусством. О. А. Скоролупова. М. 2003 г.
16. Изобразительная деятельность в детском саду по всем возростам. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И. А. Лыкова, М, 2007
17. Энциклопедия рисования, В. Запаренко, СПб, 2000
18. Игрушки из ладошки. Аппликация. Рабочая тетради по возрастам Н. В. Дубровская, 2004
19. Работа с бумагой в нетрадиционной технике, Пищикова Н. Г., М, 2006 - 2008
20. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Давыдова.
21. Рисование с детьми 3-4 лет, Д. Н. Колдина, М, 2008
22. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В. П. Матвеев, СПб, 1999
План работы на 2017 – 2018 учебный год
Сроки Тема Материал
Ноябрь «Очень сильно я люблю маму милую мою»
«подарок для мамы» Пластилин, бросовый материал, картон для вырезывания листочков
Ноябрь Продолжаем изготовление подарка для мамы к дню Матери Пластилин, бросовый материал картон для вырезывания
Ноябрь «Дары осени»
«Веселые человечки» Пластилин, желуди. плотный картон для подставки и цветная бумага, для оформления «травы».
Ноябрь Продолжаем «Веселые человечки» Пластилин, желуди. плотный картон для подставки и цветная бумага, для оформления «травы».
Декабрь «Братья наши меньшие»
«Кормушки для птиц» Пластмассовые бутылки,картон, клей,ножницы
Декабрь Продолжаем изготовление кормушки для птиц Пластмассовые бутылки,картон, клей,ножницы
Декабрь «Веселый новый год»
«Новогодние украшения» Мишура, картон, шарики, украшения, клей
Декабрь «Новогодние украшения» Мишура, картон, шарики, украшения, клей
Январь «Веселая свинка» -символ года мягкая игрушка. Выкройки. наполнитель, иголки. нитки. ножницы, клей, «глазки».
Январь «Веселая свинка» -символ года мягкая игрушка. Выкройки. наполнитель, иголки. нитки. ножницы, клей, «глазки».
Январь «Белая пушистая звездочка – малютка» - снежинки Бумага, клей. (оригами)
Январь «Белая пушистая звездочка – малютка» - снежинки Бумага, клей. (оригами)
Февраль «мой папа самый лучший»
Подарок для папы Картон, клей, бросовый материал, цветная бумага.
Февраль Подарок для папы Картон, клей, бросовый материал, цветная бумага.
Февраль «Весна на пороге»
«Очень бабушку свою маму мамину люблю.» Картон, клей, бросовый материал, цветная бумага.
Февраль «Очень бабушку свою маму мамину люблю.» Картон, клей, бросовый материал, цветная бумага.
Март «Квилинг – это интересно» Знакомство с техникой –оригами и инструментами для этого вида деятельности.
Март «Квилинг– это интересно» Веселый завиток- бумага,линейки и инструмент.
Март «Квилинг– это интересно» Веселый завиток- бумага,линейки и инструмент.
Март «Квилинг– это интересно»
Составление узора из заготовок Веселый завиток- бумага,линейки и инструмент.
Апрель «Оригами»
«Веселые игрушки» Бумага, картон. Клей. ножницы
Апрель «Веселые игрушки» Бумага, картон. Клей. ножницы
Апрель «Веселые игрушки» Бумага, картон. Клей. ножницы
Апрель «Веселые игрушки» Бумага, картон. Клей. ножницы
Май «Вот какие молодцы – все ребята удальцы!»
оформление рамочки для фото – «Как я провел лето» Рамочки, клей. разнообразные украшения, ленточки и тд.
Май оформление рамочки для фото – «Как я провел лето» Рамочки, клей. разнообразные украшения, ленточки и тд.
Май оформление рамочки для фото – «Как я провел лето» Рамочки, клей. разнообразные украшения, ленточки и тд.
Май оформление рамочки для фото – «Как я провел лето» Рамочки, клей. разнообразные украшения, ленточки и тд.