Получи документы

Дополнительная образовательная программа «Робототехника» для детей 10–17 лет

Алексей Роговской
Дополнительная образовательная программа «Робототехника» для детей 10–17 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РОБОТОТЕХНИКА»

Уровень программы : ознакомительный

Возраст детей : 10-17 лет

Срок реализации программы : 1 год

Автор-составитель:

Роговской Алексей Анатольевич

Педагог дополнительного образования

Москва

2019

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Робототехника“ для детей 10–17 лет» размещена в разделах

Программа «РОБОТОТЕХНИКА» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO WEDO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторами Lego, охватывает почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Дети в начальной школе, используя наборы Lego Wedo, могут не только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие программы, выполняя которые конструктор становится не просто стационарной игрушкой, а настоящим исполнителем, который управляется человеком. И уже от фантазии учащихся будет зависеть, какие задачи научится выполнять их «игрушка», в каких ситуациях она сможет превратиться в помощника человека.

Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-11 классов и рассчитана на 72 часа. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Legо, овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости,навык взаимодействия в группе.

Актуальность

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания.

При реализации Программы используются следующие методы: вербальные, наглядные, практические, частично-поисковые. Применение данных методов в образовательном процессе способствует повышению интереса обучающихся к работе по данной Программе, способствует расширению кругозора, формированию навыков самостоятельной работы, работы с различными источниками информации.

Отличительные особенности данной Программы от уже существующих

Предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).

Цель Программы

Формирование практических умений и навыков в области робототехники, развитие мотивации личности обучающегося к познанию и техническому творчеству, воспитание инициативы и творческой самостоятельности.

Задачи Программы :

Обучающие

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Развивающие

- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;

- способствовать развитию внимания, памяти;

- способствовать развитию навыков разговорной речи;

- способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные

- способствовать воспитанию ответственности, уважения к труду;

- способствовать воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции;

- способствовать воспитанию чувства гордости за достижения отечественной науки и техники.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Категория обучающихся

Возраст обучающихся: 10-17 лет.

В объединение принимаются обучающиеся в возрасте 10-17 лет без ограничений по уровню подготовки.

Условия формирования групп: допускаются разновозрастные группы в пределах одного уровня образования общеобразовательной школы.

Наполняемость учебной группы – 10 чел.

Срок реализации Программы : 1 год по 72 часа в год.

Методы организации и осуществления занятий

1. Перцептивный акцент:

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);

в) практические методы (упражнения, задачи).

2. Гностический аспект:

а) иллюстративно- объяснительные методы;

б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

3. Логический аспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции.

4. Управленческий аспект:

а) методы учебной работы под руководством учителя;

б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.

Особенности организации учебного процесса

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т. д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Методы стимулирования и мотивации деятельности

1. Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т. д.

2. Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№ п/п

Тема занятия Количество часов Формы аттестации/ контроля

Теория Практика ИТОГО

1 Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером. Повторение схем механических передач. 1 - 1 Устный опрос.

2 Модель «Нападающий» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

3 Модель «Вратарь». - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

4 Модель «Ликующие болельщики» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

5 Модель «Спасение самолёта» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

6 Модель «Непотопляемый парусник» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

7 Модель «Спасение от великана» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

8 Зубчатые колёса. Зубчатое зацепление. Зубчатое вращение. - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

9 Зубчатые передачи в быту.

Модель «Глаза клоуна». - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

10 Скорость вращения зубчатых колёс разных размеров. Модель «Карусель» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

11 Рычаги. Точка опоры. Ось вращения. - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

12 Модель «Ручной миксер». Подготовка работ к конкурсу - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

13 Творческий конкурс «Парад игрушек» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

14 Модель «Детская площадка» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

15 Модель «Весёлый человек!» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

16 Творческий проект «Измеритель скорости ветра». Подготовка к конкурсу День защитника Отечества. - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

17 конкурс День защитника Отечества

Модель "Колесо обозрения. - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

18 Модель "Строительный кран". - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

19 Космос и человек. Подготовка к конкурсу. Конкурс

Модель «Космическая Стиральная Машина» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

20 Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов. - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

21 Колесо. Ось. Поступательное движение конструкции за счет вращения колёс. - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

22 Модель «Машина с толкателем» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

23 Модель «Тягач с прицепом» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

24 Творческий проект «Тележка» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

25 Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы. - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

26 Модель «Мостовой кран» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

27 Ременная передача. Модель «Крутящий столик» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

28 Творческий проект «Живые картинки» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

29 История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению. - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

30 Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. Подготовка работ к конкурсу - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

31 Модель гоночного автомобиля. Подготовка работ к конкурсу - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

32 Творческий конкурс «Автомобиль будущего» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

33 Самостоятельно разрабатываем схему модели "Робот".

Подготовка к конкурсу День защитника Отечества - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

34 Конкурс День защитника Отечества

Самостоятельно разрабатываем схему модели «Сабачка». - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

35 Планетоходы, подготовка к конкурсу. Конкурс, подведение итогов

Самостоятельно разрабатываем схему «Марсоход» и «Контрольно-пропускной пункт» 1 2 3 Оценка качества и правильности сборки.

36 Конкурс «Марсоход» и «Контрольно-пропускной пункт» - 2 2 Оценка качества и правильности сборки.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и расширение кругозора учащихся. Данный курс построен на основе интеграции с окружающим миром и литературным чтением. Учащиеся ещё раз знакомятся с темами по окружающему миру, литературному чтению и уже на новой ступени развития, с постановкой новых учебных задач выполняют работу по моделированию.

Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организация учебного процесса

Формы проведения занятий:

1. Рассказ.

2. Лекция-диалог.

3. Практическое занятие.

4. Презентация.

5. Тренировки в учебном кабинете.

Планируемые (ожидаемые) результаты

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формировать целостное восприятие окружающего мира.

Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.

Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Материально-техническое обеспечение

Наборы Лего - конструкторов:

- основной набор LEGO Education WeDOTM

-9585 Ресурсный набор LEGO Education WeDo

Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы

Список литературы:

1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. :Наука, 2010, 195 стр.

3. Программное обеспечение WeDo, ROBOLAB 2.9.

4. Интернет-ресурсы.

Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, от 30 августа 2016 года № 1035, от 31 января 2017 года № 30).

4. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).

Аннотация к рабочей программе «РОБОТОТЕХНИКА»

для 5-11 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по робототехнике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции технического и духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Планируются результаты начального общего образования на основе примерной программы по робототехнике, с использованием литературы: «Индустрия развлечений. ПервоРобот книга для учителя; Cборник проектов. LEGO Group; Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. :Наука, 2010.

Целью программы является - Овладеть навыками начального технического конструирования и программирования. Научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, пользовать различного рода источники информации.

Направленность образовательной программы - коммуникативная.

Краткое содержание программы :

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного курса.

3. Планируемые результаты по окончании изучения курса.

4. Календарно-тематическое планирование по предмету.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

6. Материальные ресурсы.

7. Список литературы.

Образовательное учреждение – Государственное образовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне».

Адрес, телефон - 109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29. Тел: (495) 355-00-00, e-mail : vkapotne@edu.mos.ru, сайт: https:// kapotnya.mskobr.ru.

Уровень реализации программы - средняя школа, 5 – 11 класс.

Сроки реализации программы - с 01.09.2019 года по 31.05.2020 года.

Количество часов в неделю/год - 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст» (нормативный срок освоения 3 года) У Бушуева конька – Золотые крылышки. Он летит под облака – Разметалась гривушка. Ты лети конёк, сияй,.

Дополнительная образовательная программа «Говорушки» для детей 3–4 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ГОВОРУШКИ» Возраст детей: 3-4 года Срок реализации:.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка» Городского округа «город.

Дополнительная образовательная программа «Я — магнитогорец» для детей 5–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска Принята на педагогическом.

Дополнительная образовательная программа «Легоконструирование и робототехника в ДОУ» для детей дошкольного возраста ]Цель программы: формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных.

Дополнительная образовательная программа «Пластилинография» для детей старшего дошкольного возраста с РАС Пояснительная записка Актуальность. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. Другими.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» для детей 4–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Рассмотрено на педагогическом совете №1 МДОУ «Детский сад №» 31.08.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Робототехника» для детей 10–17 лет
Опубликовано: 24 октября 2019 в 11:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Робототехника» для детей 10–17 лет» (включая файлы) размещена пользователем Алексей Роговской в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД