Елена Ященко
Рабочая дополнительная образовательная программа «Разноцветные пальчики».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД № 24 «СОЛНЫШКО»
города Рубцовска Алтайского края
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании Совета педагогов Заведующий МБДОУ «Детский сад
МБДОУ «Детский сад № 24 «Солнышко» № 24 «Солнышко»
протокол №1 от ___З. А. Можевикина
«__28_»___08___20__14__ г. «___» ___ 20___ г.
РАБОЧАЯ
дополнительная образовательная программа
«Разноцветные пальчики»
для детей второй младшей группы
на 2014 – 2015 учебный год
Публикация «Рабочая дополнительная образовательная программа „Разноцветные пальчики“,» размещена в разделах
Направление: «Художественно – эстетическое развитие»
Возраст воспитанников: 3-4 года
Срок реализации программы : 1 год
Составители:
Ященко Елена Михайловна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №24 «Солнышко» города Рубцовска Алтайского края
г. Рубцовск
2014г.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты.
3. Тематический план.
4. Информационно-методическое обеспечение
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка
Пояснительная записка
Настоящая программа является авторской программой, художественно –эстетической направленности и реализуется в МБДОУ «Детский сад №24 «Солнышко» с учётом образовательной программы дошкольного образования.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я разработала план кружка по изобразительной деятельности «Разноцветные пальчики».
Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память и способность к образному мышлению. Оно учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает доброту, учит сопереживать и сочувствовать окружающим.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Актуальность
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость:
Данная рабочая программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Она знакомит детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; учит узнавать и называть основные цвета, вызывает эмоциональный отклик от рисования; воспитывает аккуратность; развивает мелкую моторику рук, творческие способности и речь детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности.
Предназначена для педагогов ДОУ, работающих по данной теме.
Вид: авторская программа
Новизна программы :
1. Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования 2013 года.
2. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
3. Совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных, более эффективных методов и приемов образовательной работы по формированию изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста, реализуемых в ДОУ и семье.
4. Рисование нетрадиционными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Цель:
Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
Обучающие задачи
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Научить детей владеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками рисования.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
2. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Развивающие задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов
2. Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.
3. Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Отличительные особенности программы :
1. Рабочая дополнительная образовательная программа «Разноцветные пальчики» имеет художественно-эстетическую направленность, является непосредственно - образовательной с практической ориентацией.
2. Ведущая деятельность – игровая, что соответствует возрастным особенностям дошкольника: позволяет легко увлечь ребенка, используя мотив личной заинтересованности.
3. Программа - разноуровневая : учитывает зону ближайшего развития и индивидуальный темп продвижения каждого ребенка.
4. Программа - здоровьесберегающая: сохранение правильной осанки, зрения, создание эмоционального комфорта.
1. Построена с учетом принципов:
- принцип системности (от простого - к сложному, от частного - к общему);
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Теоретические основы программы :
Рабочая программа составлена на основе технологии нетрадиционной техники рисования Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие, исследования социально-эмоционального воспитания (И. А. Лыкова, Никашин А. И. СтраунингА. М.)идеи художественно - эстетического воспитания (М. Б. Халезова – Зацепина; А. А. Грибовская, Кислинская Т. В)
Основные понятия и термины: «Сенсорное развитие детей», «нетрадиционная техника рисования», «основные цвета».
Организация кружка:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет :
3 – 4 года (2 младшая группа)
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 15 минут).
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка - 1 раз в неделю.
Методы, используемые в работе кружка «Разноцветные пальчики».
традиционные:
1. словесные (рассказы, объяснения, беседы);
2. наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);
3. практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование).
нетрадиционные:
1. пальчиковые игры;
2. игры с предметами и материалами;
3. массаж рук;
4. упражнения с пальчиками.
2. Планируемые результаты.
Воспитанники должны знать:
1 Основные цвета и их оттенки, различать и называть форму предметов, дифференцировать предметы (изображение) по размеру.
2. Техники изобразительного искусства : рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование крупой, тампонирование.
3. Пальчиковые игры и упражнения, приемы самомассажа рук.
Воспитанники должны уметь:
1. Применять техники изобразительного искусства : рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование крупой, тампонирование
2. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа.
3. Тематический план кружка «Разноцветные пальчики»
месяц тема
Сентябрь 1. Разноцветные пятнышки.
2. Озорная тучка.
3 Веселый дождик.
4. Мухомор.
Октябрь 1. Платье для куклы.
2. Листопад.
3. Веточка рябины.
4. Варенье в банке.
Ноябрь 1. Ласковый котенок.
2. Звездочки на небе.
3. Солнышко.
4. Мой любимый щенок.
Декабрь 1. В лесу родилась елочка.
2. Украсим елочную игрушку.
3. Дед Мороз.
4. Украсим наряд Деду Морозу.
Январь 1. Елочка – красавица (коллективная работа).
2. Зайка беленький сидит.
3. Веселый снеговик.
4. Следы на снегу.
Февраль 1. Снегопад за окном.
2. Озорные осьминожки (коллективная работа).
3. Красивая снежинка.
4. Петушок – золотой гребешок.
Март 1. Цветочек для мамочки.
2. Бусы для куклы Кати.
3. Чьи детки? (цыпленок)
4. Солнышко – ведрышко (коллективная работа).
Апрель 1. Звонкая капель.
2. Ёжик.
3. Золотая рыбка.
4. Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Май 1. Божьи коровки.
2. Праздничный салют.
3. Аленький цветочек.
4. На полянке (коллективная работа).
4. Информационно – методическое обеспечение программы :
1. Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.
2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами (Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.)
3. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М. : «Генезис», 2008.
4. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии (Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.)
5. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
6. РазенковаЮ. А., Одинокова Г. Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М. : Карапуз, 2004
7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.