Елена Дунилина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Моя дорожная безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа "Моя дорожная безопасность"
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы –
Программа «Моя дорожная безопасность» направлена на создание условий для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на улице и дороге. И представляет собой вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности. Программа является дополнительной частью основной образовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа „Моя дорожная безопасность“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста с использованием Парциальной образовательной программы И. А. Лыкова "Мир Без Опасности".
в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
– Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от 03.08.2018).
– Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).
– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
– Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
– Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 г. № 196).
– Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
– Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
– Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
– Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
– Министерство просвещения РФ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИВФ РАО»). Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Локальные документы:
-Устав МАДОУ детский сад "Колосок"
-Программа Развитие МАДОУ детский сад "Колосок"
- Образовательная программа МАДОУ детский сад "Колосок"
Актуальность программы основана на том, что в связи с бурным развитием автотранспорта увеличивается количество дорожных происшествий, в которых страдают и гибнут пешеходы. Поэтому, как никогда, становится актуальной проблема сохранения жизни и здоровья детей, которых необходимо научить правильному ориентированию в сложной дорожной ситуации, выработать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; воспитать культурного, грамотного пешехода.
Несомненно, что привлечение внимания детей к теме безопасности на дорогах приведет к снижению травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Педагогическая целесообразность. Программа реализуется с целью удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей воспитанников в получении необходимых знаний и навыков в области безопасности дорожного движения.
Целесообразность программы заключается в формировании устойчивых поведенческие навыков и привычек. Важно в
дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной программы является изучение не только правил дорожного движения на занятиях, в образовательной деятельности педагога и детей в режимных моментах, но и применение полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности.
Программа разработана с учетом общедидактических принципов обучения :
Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Принцип наглядности.
Принцип доступности обучения.
Принцип индивидуализации обучения.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного правопослушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Адресат программы – дети 3-7 лет.
Объем и сроки освоения программы - Программа реализуется в объеме 36 часов. Срок освоения – 36 рабочих недель.
Уровень программы : Стартовый
Формы организации образовательного процесса. Основная форма организации образовательного процесса – учебное занятие (групповое, индивидуальное, участие в конкурсах, выставках, акциях.
Форма организации образовательного процесса по плану электронного обучения с применением дистанционных технологий.
Платформа для реализации электронного обучения – Вконтакте. При необходимости дистанционного обучения будет создано сообщество "Мы за безопасное дорожное движение", подключение к платформе ZOOM.
Формы организации электронного занятия: чат-занятия для детей от 3 до 5 лет, онлайн-занятия с 5 до 7 лет.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (время проведения занятия 3-4 года - 15 мин, 4- 5 лет- 20 минут, 5 - 6лет - 25 мин, 6-7лет - 30 минут).
Форма обучения. Очная, очно-заочная (электронное обучение, с применением дистанционных технологий).
1.2. Цель и задачи программы
Цель Программы :
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного
движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи:
Воспитательные: Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры безопасного поведения на улице и дороге.
Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, воображение, ориентировку в пространстве
Образовательные : Дать детям представление о правилах дорожного движения.
Сформировать навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной
среде и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
1.3.2. Содержание учебного плана. 3-5 лет
Раздел 1. Развитие первичных представлений об улице и правилах поведения на ней
Теория:
Беседа "Правила безопасности на дороге улицы"
Практика:
Экскурсия по улице села.
Раздел 2. Знакомство с понятиями: грузовой, легковой транспорт.
Теория:
Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Практика:
Создание макета "Улица села". Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
Раскрашивание картинок - раскрасок с изображением транспортных средств. Развивающая игра "Сложи картинку машину", д/игра "Собери машину".
С-ролевые игры: "Автобус", "Я шофер", "В гости еду", Пальчиковая игра "Шоферы".
Раздел 3. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах.
Теория:
Закрепление информации, полученной на других занятиях, использование художественного слова, игровых методов и приемов в формировании у детей знаний и умений безопасного поведения на дороге.
Практика:
Знакомство детей с элементарными правилами дорожного движения. Освоение безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде
Раздел 4. Подведение итогов
Теория:
Закрепление информации, полученной на других занятиях.
Создание проблемной ситуации "Научим Колобка соблюдать правила дорожного движения"
Практика:
Применение полученных знаний. Научиться самостоятельно решать ситуации на дороге. Выставка детских рисунков "Веселый светофор".
1.3.4. Содержание учебного плана. 5-7 лет
Раздел 1. Вводное занятие
История возникновения правил дорожного движения.
Теория:
История возникновения правил дорожного движения.
Практика: Рассматривание дорожных знаков. Презентация "Дорожные знаки"
Раздел2. Безопасность движения
Теория.
Правила дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Как переходить проезжую часть, перекресток. Поведение пешехода на дороге, в транспорте. Правила для велосипедистов. Беседы "Зачем нужны фликеры","Что такое акция, и зачем ее проводить", знакомство с профессией сотрудник ГИБДД, ДПС.
Практика:
Составление маршрута «Дом – школа - дом». Зарисовка схемы
остановочного пути автомобиля. Мастерство вождения велосипеда в Автогородке. Подготовка к акции «За безопасность дорожного движения – все вместе!», экскурсия по улице села, встреча с сотрудником ДПС.
Раздел 3. Дорожные знаки.
Теория.
Общая характеристика дорожных знаков. Запрещающие знаки.
Предупреждающие знаки. Информационно – указательные знаки.
Практика:
Развивающая игра "Составь и назови дорожный знак". Рисование " Нарисуй дорожный знак".
Раздел 4. Доврачебная медицинская помощь.
Теория.
Беседа "Зачем нужно человеку оказывать доврачебную медицинскую помощь"
Практика:
Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи. Индивидуальные задания по оказанию ДМП. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Тренировка в умении пользоваться телефоном, сообщать необходимую информацию
Раздел 5 Итоговое занятие
Теория:
Закрепление информации, полученной на занятиях. Создание проблемной ситуации квест- игры "Детям знать положено правила дорожные". Создание проблемной ситуации "Я грамотный пешеход"
Практика:
Квест- игра "Детям знать положено правила дорожные". Выставка детских рисунков "Я грамотный пешеход"
1.4. Планируемые результаты:
3-4 года
Личностные:
- Ребенок освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
- Ребенок может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
- Ребенок внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец.
Метапредметные:
- Ребенок проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию.
Предметные:
-Ребенок знает правила поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте,
-Ребенок знает назначение каждого цвета светофора.
-Ребенок знает как правильно переходить дорогу.
-Ребенок может объяснять назначение таких дорожных знаков, как "Пешеходный переход", "Автобусная остановка".
4 - 5лет
Личностные:
- Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
- Ребенок владеет понятиями «Что такое хорошо и что такое плохо»
Метапредметные:
-Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем.
Предметные:
-Ребенок знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентироваться в пространстве.
-Ребенок знает какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
-Ребенок знает безопасный путь от детского сада домой.
-Ребенок может объяснять назначение таких дорожных знаков, как "Пешеходный переход", "Дети", "Движение на велосипеде запрещено", "Автобусная остановка".
5 - 7лет
Личностные:
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
Метапредметные:
- Ребенок может решить практическую или исследовательской задачу, познавательную проблемную ситуацию.
- Предметные:
- Ребенок знает обязанности пешеходов и пассажиров.
- Ребенок знает безопасный путь от детского сада домой.
- Ребенок знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентироваться в пространстве.
- Ребенок знает какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
- Ребенок называет и объясняет назначение информационно-указательных, запрещающих, предупреждающих знаков.
- Ребенок знает телефон экстренной службы, и в каких ситуациях нужно по ним позвонить и сообщить информацию.
- Ребенок знает о назначении поста ГИБДД на дороге, об особенностях работы сотрудников ГИБДД, ДПС.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график. Младшая группа (3-4 года)
2.2. Календарный учебный график. Средняя группа (4 -5 лет)
2.3. Календарный учебный график. Старшая группа (5 - 6 лет)
2.4. Календарный учебный график. Подготовительная группа (6 - 7 лет)
2.5. Условия реализации программы : материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение.
Наглядные средства:
-наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты, отражающие дорожные ситуации);
-настольно-печатные игры;
-дидактические игры;
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;
-игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, и т. д.);
-схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;
-комплект дорожных знаков;
-макет "Улица села";
-детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей);
-стенды со сменным материалом по ПДД.
Технические средства:
• магнитофон
• мультимедийный проектор
• цифровой фотоаппарат
Информационное обеспечение.
Электронные образовательные ресурсы :
- электронная методическая литература: Лыкова И. А. Парциальная
образовательная программа "Мир Без Опасности"
Лыкова И. А., Шипунова В. А. Дорожная азбука : методическое пособие к парциальной программе "Мир Без Опасности"
- https://www.maam.ru/detskijsad/
Кадровое обеспечение.
Реализовать Программу может педагог, обладающий компетенциями в области работы с дошкольниками, с родителями дошкольников (Материалы работы с родителями по взаимодействию по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, приложение 2) по правилам безопасности дорожного движения.
В случае реализации программы по плану электронного обучения с применением дистанционных технологий, учащимся понадобится устройство для выхода в интернет и аккаунт в социальной сети ВКонтакте (родителя).
2.6. Формы аттестации/контроля.
Формой итоговой аттестации является в младшей и средней группе итоговое занятие "Научим Колобка соблюдать правила дорожного движения", в старшей и подготовительной Квест-игра по правилам безопасности дорожного движения, Викторина"Я - грамотный пешеход".
В случае реализации программы по плану электронного обучения с применением дистанционных технологий, итоговое занятие проводится в форме чат - занятия. Помощь в проведении занятия оказывают родители.
2.7. Оценочные материалы.
Работы по программе отслеживается на учебных занятиях.
Требования к уровню подготовки воспитанников (приложение 1)
2.8. Методические материалы.
На занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе применяются различные методы, приемы и технологии.
Методы и приемы обучения
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Метод повторения. В образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический прием. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использованию опыта, закреплению знаний.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
При работе по общеобразовательной программе используются разнообразные формы педагогической деятельности - беседа, игра, наблюдение, беседа с показом образцов, тренинг игровой, праздник, индивидуальные задания, практические занятия, открытые занятия, конкурс, творческая мастерская, мини-проект.
Методические рекомендации - программа предусматривает, что работающий по ней педагог имеет определенную профессиональную подготовку. Безусловно, это знание детской психологии и психологии творчества, так же педагог должен ориентироваться в вопросах педагогики и дидактики. На каждом занятии идет целенаправленная работа педагога над созданием максимально комфортного для обучающихся микроклимата, теплой творческой атмосферы. Во время теоретической части в разговор вовлекаются все дети, внимательно выслушивается мнение каждого. Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с целенаправленной работой над формированием дружного коллектива, доброжелательного отношения ко всем входящим в него личностям - вот над чем нужно трудиться педагогу-наставнику. Настоящая программа определяет объем содержания знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации предмета: перестановки отдельных тем.
Занятие - основная форма организации образовательной деятельности. Учебное занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности. Оно состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть предусматривает объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практическая часть занятия включает в себя игры, игровые упражнения, исследовательская деятельность. На каждом занятии используется дополнительный энциклопедический и литературный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т. д.
Почти все занятия строятся по одному плану.
1. Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места).
2. Обобщающее повторение (выявление опорных знаний и представлений) :
• повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии.
3. Введение в новую тему (использование загадок, стихов, иллюстраций, раскрывающих тему занятия; энциклопедических и литературных сведений) :
4. Практическая часть:
• показ педагогом процесса игры, игрового упражнения, исследовательской деятельности
• самостоятельная деятельность детей
5. Подведение итогов.
• анализ работы обучающихся по критериям: правильность и последовательность выполнения, соблюдение правил техники безопасности, творчество,
Форма организации электронного занятия:
- чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий, проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Может использоваться для обмена аудио и видео записями, текстовыми документами
2.9. Список литературы.
1. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа "Мир Без Опасности"/ И. А. Лыкова//- М. : Издательский дом "Цветной мир",2017
2. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Дорожная азбука : /методическое пособик к парциальной программе "Мир Без Опасности"/ И. А. Лыкова, В. А. Шипунова// - М. : Издательский дом "Цветной мир",2020
2. Бабина Р. П. Занимательная дорожная азбука. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/ Р. П. Бабина//- ООО "Издательство АСТ - ЛТД", 1997