Лариса Липина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» ознакомительного уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Липина Лариса Михайловна
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство" художественной направленности ознакомительного уровня.
Срок реализации - 1 год.
I. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» - художественная.
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа „Актерское мастерство“ ознакомительного уровня» размещена в разделах
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять ее жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу.
Процесс обучения направлен на создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, условий для осознанного выбора профессии.
Данная программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2016 г. МОН и молодежной политики КК и Института развития образования Краснодарского края.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней, наряду с изучением основ актёрского мастерства, для обучающихся включены беседы по истории театра, костюма, сценарному и постановочному мастерству, а в процессе обучения используются упражнения и тренинги (на развитие фантазии, воображения и речи). Важным инновационным фактором является обязательное включение в программу просмотра на занятиях спектаклей ведущих театров страны, ТЮЗ, записей детских работ (инсценировок, спектаклей).
Актуальность программы
Одна из проблем образования - проблема занятости детей во внеурочное время полезной деятельностью. Сложность заключается не только в том, что нужно привлечь внимание школьников к занятиям в детские объединения, но еще их заинтересовать, увлечь, создать условия для развития творческого потенциала личности воспитанника. Занятия театральным искусством помогают ребятам попасть в страну воображения, раскрепощают, снимают многочисленные проблемы, связанные с адаптацией в школьной среде. Дети постепенно обретают веру в свои силы и возможности, учатся деловому общению в процессе театральной деятельности.
Театр - это умный учитель и мудрый ненавязчивый воспитатель, фантазер и психолог, умелый строитель человеческих возможностей. Театр позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Детское театральное объединение не рассматривается только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и воображение, научили сочувствию и сопереживанию. Создание спектаклей способствуют овладению детьми навыками общения, коллективного творчества, учит объективной самооценке успехов и неудач. Занятия в театральном объединении помогает ребенку в самоопределении и самореализации при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, приобрести коммуникативный опыт общения на основе культурных норм взаимоотношений и деятельности, приобрести организаторский опыт и опыт самоорганизации, расширить сферу познавательных интересов, знаний о себе и окружающем мире, приобрести новых друзей.
Театр - одна из наиболее ярких эмоционально насыщенных форм эстетического освоения действительности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, сочинительство, фантазирование.
Игра - основной элемент театра.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям и подросткам раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности. Немаловажной задачей является повышение уровня общей культуры и эрудиции подрастающего поколения.
На каждом занятии используются здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, игры, упражнения)
Отличительные особенности
В процесс обучения вовлечены дети младшего школьного возраста, в то время как в основном, программы с театральным уклоном рассчитаны на работу со средним и старшим звеном школьников. Именно поэтому материал излагается в игровой форме, что позволяет сделать его более увлекательным, интересным и применяются игры с различными целями: при введении, закреплении и проверке знаний, для формирования умений и навыков (сюжетно-ролевые игры, упражнения на развитие речи, театральные игры-упражнения на память физических действий, с воображаемыми предметами, этюды на внимание, на развитие фантазии и т. д.)
С момента поступления в объединение ребёнок сразу включается в творческий процесс создания образа, познания себя, как личности, понимания того, что происходит вокруг.
Особенность программы так же состоит в том, что в процессе обучения театральному искусству дети приобщаются к различным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, танцевальной, что позволяет детям не только развивать свои способности, но и превратить занятие в интересный, содержательный процесс.
Одной из важных особенностей данной программы является тесная связь с родителями обучающихся, вовлечение их в творческий воспитательный процесс обучения. Для этой цели используются следующие формы работы: личные беседы педагога с родителями; совместные мероприятия для детей и родителей (чаепития и огоньки, собрания с игровой программой, открытые занятия); театральные фестивали, спектакли на которые обязательно приглашаются родители. Родители, таким образом, становятся активными помощниками в жизни объединения.
Возраст учащихся
Программа предназначена для девочек и мальчиков 7-8 лет.
В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора
Уровень освоения программы - ознакомительный
Программа состоит из двух блоков:
- обучающий, где дети получают знания по истории театра, театрального костюма, театральных жанров, приобретают навыки сценической речи, актерского мастерства и сценического движения.
- практический, где полученные знания и навыки дети используют для создания сценического образа в театральных постановках.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 72 часа.
Формы и режим занятий
Учебный план первого года обучения предусматривает 2 занятия по 1 часу в неделю, с 15 – минутным перерывом.
Форма организации деятельности обучающихся – групповая.
Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между воспитанником и педагогом. Поэтому программа по актерскому мастерству подразумевает наличие индивидуальных занятий по сценической речи.
II. Цели и задачи программы
На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки работы воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актеров на сценической площадке.
Итогом творческой работы являются небольшие миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвященных самым различным событиям.
ЦЕЛИ:
* обеспечение условий для личностного, интеллектуального и физического развития;
* развитие изначальной природной одаренности воспитанников;
* обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;
*воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.
ЗАДАЧИ:
Образовательные :
* ознакомить с многообразием различных видов театрального искусства;
* научить основам сценической речи;
* научить оценивать сценические события;
* развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
* развивать наблюдательность и память через актерские упражнения.
Личностные:
* воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия;
* развитие личностных и творческих способностей;
* снятие внутренних зажимов.
Метапредметные:
* научить основам коммуникативных умений;
* воспитывать навык корректной оценки собственных поступков и поступков
других членов коллектива;
* вырабатывать заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.
III. Содержание программы
Учебный план
1-го года обучения
1 Вводное занятие. 1 час.
2 Актерское мастерство 18 час. (теоретических - 4 час.)
3 Сценическая речь 10 час. (теоретических - 2 час.)
4 Сценическое движение 6 час. (теоретических -1 час.)
5 Постановки 32 час. (теоретических - 2 час.)
6 Промежуточная аттестация 4 час.
7 Итоговое занятие 1 час.
Итого: 72 часа.
Содержание учебного плана
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теория
Знакомство с детьми и творческим планом на год. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Стартовая диагностика.
ТЕМА 2. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Теория
Виды театрального искусства. Устройство театра. Театральные профессии.
Правила поведения в театре.
Основные элементы органического действия на сцене.
Практика.
- Просмотр видеофильмов (отрывки из балетных, драматических, музыкальных спектаклей). Знакомство с перчаточными куклами. Постановка сказки «Теремок» с использованием всех видов театра.
- Изучение устройства театра снаружи и изнутри. Беседа «Творцы сценического чуда». Закрепление знаний с помощью игры «Волшебная корзинка».
Игровое занятие «Мы идем в театр».
-Развитие навыков действия с воображаемыми предметами через игры: «Поварята», «Тень», «Король и волшебная палочка». Сочинительство этюдов по сказкам и их импровизация.
- Игры-драматизации на темы знакомых сказок с мизансценированием.
- Упражнения на память физических действий: наматывать клубок, забивать гвоздь, ловить рыбу, стирать белье и т. д.
- Театральные игры на развитие воображения : «Запомни фотографию», «Повтори фигуру», «Ходьба».
- Игры на развитие слухового и зрительного внимания и наблюдательности: «Что ты слышишь», «Кто во что одет», «Запомни».
- Игры на умение согласовывать свои действия с партнерами: «Телепаты», «Живой телефон», «Зеркало».
- Игры на умение ориентироваться в окружающей обстановке: «Веселые обезьянки», «Внимательные звери».
ТЕМА 3. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Теория
Беседа «Культура и техника речи». Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика.
Практика.
- Выполнение упражнений на речевое дыхание: «Игра со свечой», «Мыльные пузырики», «Погреем ручки», «Комарик», «Насосик».
- Выполнение артикуляционных упражнений: «Хомячок», «Рожицы»;
- Зарядка для губ, языка.
- Звуки глухие и звонкие, чистоговорки.
- Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой: «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики».
- Игры-упражнения на опору дыхания «Дрессированные собачки», «Птичий двор»;
- Творческие игры со словом: «Волшебная корзинка», «Вкусные слова», сочини сказку «Моя сказка», построй диалог героев сказки.
ТЕМА 4. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Теория
Беседа «Основа актерского творчества – действие»
Практика
- упражнения на развитие двигательных способностей – ловкости, подвижности, гибкости, выносливости;
- игры на развитие пластической выразительности;
- игры на развитие воображения;
- жесты как важное средство выразительности (упражнения).
- музыкально-пластические импровизации: «Бабочки», «Снежинки», «В стране цветов».
ТЕМА 5. ПОСТАНОВКИ
Практика
Застольный период. Постановочные работы. Репетиции: репетиции по действиям, сводные репетиции, прогоны, генеральные репетиции. Премьеры. Игровые и конкурсные программы.
ТЕМА 6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Практика
Промежуточная диагностика знаний, умений и навыков за 1,2,3,4 четверти.
Демонстрация театральных постановок по итогам 1,2,3,4 четверти.
ТЕМА 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Практика
Итоговая аттестация знаний, умений и навыков за учебный год.
Фестиваль театральных постановок.
IV. Планируемые результаты
1 год обучения
Предметные результаты:
К концу первого года обучения воспитанник должен
ЗНАТЬ:
- виды театрального искусства, устройство зрительного зала и сцены, теат-
ральные профессии;
- понятия «реквизит», «декорации», «предлагаемые обстоятельства»;
- элементы органического действия на сцене (зрительное и слуховое
внимание, память, наблюдательность);
- свою роль;
- упражнения на речевое дыхание, правильную артикуляцию.
УМЕТЬ:
- выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст;
правильно и четко произносить слова, пользоваться интонациями, делать
паузы;
- запомнить свою роль,заданные педагогом мизансцены, индивидуально и коллективно выполнять простейшие физические действия, равномерно двигаться на площадке, не сталкиваясь друг с другом;
- выполнять упражнения на речевое дыхание и артикуляцию;
- уметь себя вести в театре.
Личностные результаты:
- позитивная самооценка своих творческих возможностей;
- продуктивное сотрудничество с педагогом и со сверстниками при решении творческих задач;
- владение техникой снятия зажимов.
Метапредметные результаты:
- освоить первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной, творческой деятельности;
- выработка устойчивой мотивации, заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;
- умение анализировать итоги своей деятельности и членов коллектива (как положительные, так и отрицательные).
V. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Столы, стулья, шкаф для реквизита, гримерные столы со стульями, костюмерная, сцена. Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование: ширмы, аудио- и видеоаппаратура, театральный реквизит, костюмы.
Форма одежды воспитанников – спортивная, обувь мягкая, удобная.
VI. Формы аттестации
В течение года ведется мониторинг образовательной деятельности :
стартовая диагностика. Она осуществляется на вводном занятии, чтобы определить кругозор обучающихся, уровень их знаний и умений.
Текущая диагностика осуществляется в процессе каждой изученной темы.
Промежуточная диагностика осуществляется в конце каждой четверти.
Итоговая – в конце года.
На ранней стадии контроля знаний и умений ребят первого года обучения их способности оцениваются с помощью различных сюрпризных моментов (наклейки, штампы, призы). В дальнейшем результаты ребят оцениваются по уровням усвоения теоретического и практического материала (высокий, средний, низкий уровень). Задания, предлагаемые в тестах, детям знакомы, соответствуют пройденному материалу. Контроль проводится в форме зачетов, тестов, анкетирования, творческих работ (театрализованные праздники, представления, спектакли).
Итоговой формой подведения результата реализации программы является традиционный для коллектива фестиваль театральных постановок, где на суд зрителей выносятся лучшие работы года. С помощью зрительского голосования определяются лучшие актерские работы (женская и мужская роль, лучшая роль второго плана, лучшая комическая роль, лучший отрывок.
VII. Методическое обеспечение
На первом году обучения выявляются способности детей, налаживается сотрудничество в коллективе, усилия направлены на создание работоспособного творческого коллектива.
Основная задача на этот период—помочь детям снять «зажимы» и выработать навыки работы в группе, поэтому основная форма занятий-игра, она же является основой всех творческих упражнений, тренингов, знаний. На протяжении первого года обучения учащиеся знакомятся со структурой театра, его основными профессиями, осваивают элементы сценического действия.
Образовательная программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
-Занятие-лекция, практическое занятие-репетиция (сводная репетиция, репетиция-прогон, генеральная репетиция, открытое занятие, итоговое занятие;
-Игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, конкурс, КВН;
-Театрализованное представление, театрализованный праздник, спектакль, фестиваль театральных постановок;
-Посиделки, поход, чаепитие.
Важнейшее требование к занятиям детского объединения «Актерского мастерства» является дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, умственных и творческий способностей.
Коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Индивидуальная - предусматривает работу с детьми, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают трудности. Самостоятельная работа осуществляется в форме чтения литературы, заучивания текстов, сбора материала для создания сценического образа.
Учебный процесс строится с учетом следующих педагогических прин-
ципов:
-принцип доступности - изучение материала ведется от простого к сложному
-наглядности-демонстрация иллюстраций, фотографий, рисунков, видеома-
териалов;
Для реализации поставленных задач используются следующие методы воспитания и обучения:
- Словесные (беседа, объяснение, рассказ, читка и разбор пьесы, заучивание текста роли)
- Демонстрационный (наглядные пособия, дидактический материал, иллюстрированная литература, фото-видеоматериал)
- Практический (развивающие и обучающие игры, упражнения по сценической речи и сценическому движению, актерский тренинг, репетиции, спектакли)
VIII. Список литературы
Для педагога:
1. Аль Даниил. «Основы драматургии» Учебное пособие. М. издательство «Лань» 2013 год.
2. Григорьева О. «Школьная театральная педагогика». Учебное пособие. М. издательство «Лань» 2015г.
3. Непейвода С. И. «Грим» Учебное пособие. М. изд-во «Лань» 2015г.
4. Дунаев Ю. «Репертуар детского театра» М. издательство «Феникс» 2014г.
Для учащихся:
1. Кидин С. Ю. «Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты
занятий, сценарии»
2. Рудник О. С. «С детьми играем – речь развиваем». Учебно-методическое пособие. М. «Творческий центр» 2013г.