Анна Сукова
Рабочая программа для воспитанника средней группы с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Разделы Содержание разделов Стра-
ница
I. Целевой Пояснительная записка
1.1. Принципы построения образовательного процесса
1.2 Организация деятельности группы
1.3. Организация пространственно-развивающей среды
1.4. Мониторинг инклюзивного образовательного процесса
1.5. Коррекционная работа в ООД 3
4
6
7
8
9
II. Содержательный 2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
2.2. Условия воспитания и обучения ребенка-инвалида
11
19
Публикация «Рабочая программа для воспитанника средней группы с ОВЗ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
III. Организационный 3.1 Особенности взаимодействия с семьёй воспитанника.
22
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
Дополнения к рабочей программе программа по развитию детей средней группы разработанной в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области», внесены с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) «Коррекционная и инклюзивная педагогика, инклюзивная практика».
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса воспитанника средней группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области».
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области» и рабочей программы «Воспитание».
1. Конституция РФ ст. 43, ст. 72.
2. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648 – 20, утверждены 28.09.2020 года, вступает в силу с 01.01.2021г. и СанПиН 1.2.3685 – 21, зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021г. №62296 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г. №08 – 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
7. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
1.1. Принципы построения
образовательного процесса
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Построение образовательного процесса в ДОО, которое реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
• принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и
воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
• принцип динамического развития образовательной модели детского
сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей-инвалидов, т. е. с разными образовательными потребностями.
1.2. Организация деятельности группы
Деятельность группы должна сочетать в себе два организационных подхода:
— в расписании группы должны быть учтены занятия, предусмотренные ИПР ребенка-инвалида — как индивидуальные, так и групповые.
— в расписании группы должны быть учтены групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы.
Режим дня для разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в режиме полного дня, кто-то только 2–3 дня до обеда). Кому-то могут быть противопоказаны определенные формы работы (например, бассейн) — для таких детей должны быть предусмотрены другие виды организации их активности.
Организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ребенка-инвалида. При планировании работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением. При реализации программ следует разрабатывать разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитывать индивидуальные особенности ребенка-инвалида.
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:
• индивидуальных занятий;
• активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулка);
• совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,
• приема пищи;
• дневного сна;
• фронтальных занятий;
• организации взаимодействия в детско-родительских группах;
• праздников, конкурсов, экскурсий.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий педагога, работающего с ребенком. Например, работу по развитию речи дополняет работа по развитию коммуникативных функций.
1.3. Организация предметно-развивающей среды
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности
ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Характеристики предметно-развивающей среды :
• безопасность;
• комфортность;
• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;
• вариативность;
• информативность.
Обязательным условием развития детей-инвалидов является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать
как познавательные, так и социальные задачи.
Организация взаимодействия в детско-родительских группах представляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие, музыкальные занятия. Эти занятия проводят педагоги. В ходе взаимодействия педагоги проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях, пении, изобразительной деятельности и этим, с одной стороны помогают детям включиться в занятия, а с другой — сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми. После занятия родители могут задать вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии нормально развивающихся детей дает возможность детям-инвалидам следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.
1.4. Мониторинг инклюзивного
образовательного процесса.
Процедур оценки результатов образовательной деятельности ДОО,
реализующих инклюзивную практику, может быть несколько. Одной из таких процедур является оценка соответствия деятельности организации
целям, задачам и принципам инклюзивного образования.
Критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
№ Критерий Показатели Индикаторы
1 Реализация индивиду-
ального подхода
Разработка индивидуальной работы
для ребенка-инвалида с учетом данных результата мониторинга освоения основной образовательной программы Наличие общеобразовательной программы,
С индивидуальной оценкой хода ее выполнения
2 Обеспечение условий
для самостоятельной
активности ребенка
Организация развивающей среды, наличие в режиме дня
времени и форм для самостоятельной активности детей
Планирование времени в
режиме дня для самостоя-
тельной активности детей.
Методические рекоменда-
ции по педагогическому сопровождению
детей-инвалидов с потребностями в
процессе самостоятельной
активности
3 Активное включение в образовательный процесс всех его участников
Функционирование в ДОО разнообразных форм работы, в том числе взаимодействие взрослых и детей
4 Вариативность в организации процессов
обучения и воспитания
Вариативные образовательные программы, приемы,
методы образования,
организационные формы,
вариативная образовательная среда
Использование педагогами разных методов и
технологий обучения и воспитания, наличие методических материалов, обеспечивающих образовательный
процесс
5 Партнерское взаимо-
действие с семьей
Организация партнерских
форм взаимодействия с семьей, участие родителей в
жизни ДОО, консультации родителей
Участие родителей в разработке и реализации основной образовательной
программы и индивидуального образовательного маршрута
6 Функционирование
дошкольной образова-
тельной организации
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями
детского контингента,
изменение образовательных
условий в связи
с диагностикой образовательных потребностей
Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания,
методической базы и предметно-развивающей среды.
Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями
детей
1.5. Коррекционная работа в ДОО
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной, во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Распространение в нашей стране процесса интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи
и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей-инвалидов положительному отношению к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.
Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети-инвалиды могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.
К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Следует указать, что в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях. Данный раздел Программы имеет своей целью познакомить педагогов, психологов дошкольных общеобразовательных учреждений с технологиями коррекционно-педагогической работы, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.