Марина Мунтян
ДОП «Мастерская юных художников»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Публикация «ДОП „Мастерская юных художников“» размещена в разделах
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Истоки» «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Направленность программы
по содержанию – художественно-эстетическая
по функциональному предназначению –дополнительное образование
по форме организации – кружковая
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
Новизной «Мастерской юных художников» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического творчества особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность и отличительная особенность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Цель программы
Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
обучающие:
• Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
• Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
развивающие:
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
воспитывающие:
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет
Каждый человек в детстве обладает большими возможностями для интенсивного развития творческих способностей. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. К сожалению, некоторые родители думают, что только при поступлении ребенка в дошкольное учреждение начинается обучение рисованию. Конечно, в раннем возрасте процесс элементарного преобразования не может считаться творческим процессом, однако он оказывает большое влияние на дальнейшее формирование сознательного творчества, основанного на воображении ребёнка.
Учёными отмечено, что ребёнок осваивает какую-либо деятельность и полноценно развивается в том случае, если родители создают ему соответствующие условия. Поэтому родителям нужно предоставить ребёнку возможность заниматься художественной деятельностью дома, при этом крайне важны внимание со стороны близких людей к действиям малыша и помощь ему.
В 3-4 года дети уже достаточно опытные "художники". Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения. И поэтому принимаются не свободно рисовать, как малыши 2-3 лет, а именно раскрашивать, действуя в пределах заданного контура, стараясь повторить все его изгибы.
Если в 2-3 года дети раскрашивают образы чаще всего цветовыми пятнами или отдельными мазками, оставляя много белых пятен и не обращая на это никакого внимания, то после 3 лет они уже постепенно переходят на линейное пластичное раскрашивание. И при этом стараются закрыть цветом все "прозрачное" пространство. Многих из них беспокоят белые просветы, они вновь и вновь возвращаются к ним с кисточкой - подправляют, дорисовывают. Иногда стремятся обвести и контурные линии.
Дети видят образ во всех его особенностях и стараются их передать. Для них очень значимы детали. При этом глаза и лицо продолжают играть роль главного эмоционального стимула к рисованию.
Кроме того, малыши любовно прорисовывают чешую рыбки, кисточки на ушках белочки, лапки утенка, клювики. Главное же достоинство такой деятельности в том, что дети имеют возможность совершенствовать технику рисования красками и получают при этом эффектный, радующий результат.
Помощь взрослого состоит в том, чтобы предоставить детям не только свободу действий, но также выбор цветов и кисточек разных размеров. Еще нужно по мере необходимости показывать детям новые технические способы. При умелой и деликатной помощи взрослого дети могут не только разные детали раскрашивать разными цветами, но стараются какой-то фрагмент или даже весь фон решить в многоцветной гамме.
И все же самое важное состоит в том, чтобы не ограничивать детей рамками заданного образа: предлагать придумать дополнение, продолжение ("с кем встретился, куда пошел…"). И почаще давать чистую бумагу для самостоятельного творчества.
Но, к сожалению, бывает так, что при всех стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не следует огорчаться: все дети разные, и темпы их развития - тоже. Малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Нужно продолжать общаться с ним в рисунке и по поводу рисунка, поддерживать стремление рисовать, относиться к его желаниям бережно.
Режим реализации программы:
Возрастная группа Количество занятий Длительность занятий Форма организации Срок реализации Наполняемость групп
в год в месяц в неделю
Для 3-4 лет 68 8 2 15-20 мин групповая 1 год До 15 чел
Состав кружка «Мастерская юных художников» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.
Формы реализации программы:
• групповая и индивидуальная работа с детьми
• совместные работы 2 – 3 детей
• консультации для родителей и педагогов
• родительские собрания с использованием ИКТ
• публикация информации на сайте МАДОУ
Методы и приемы реализации программы:
• Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).
• Словесный (беседы, рассказ, объяснение).
• Практические упражнения.
• Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
Способы и средства реализации программы:
• Рисование ладошкой
• Рисование пальчиками
• Оттиск поролоном или скомканной бумагой
• Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)
• Распыление краски на лист бумаги
• Точечный рисунок
• акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролон; трубочки коктельные; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Целевые ориентиры освоения программы
К концу курса дети должны
знать:
• Иметь стойкий интерес к изодеятельности
• Знать и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель)
• Знать основные цвета и их оттенки, широко их используют
• Украшать изделие различными способами
• Создавать изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей
• Использовать нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвет)
• Создавать простейшую композицию из нескольких предметов
• Составлять узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки
Уметь:
• Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
• Знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
• Передает различие предметов по величине;
• Ритмично наносит штрихи, пятна;
• Рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
• Рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
• Создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
• Знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
• Украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:
Мониторинг детского развития по обучению нетрадиционным методам рисования проводится два раза в год. На начальном и заключительном этапах работы по усвоению программы необходимо проводить мониторинг (диагностику, используя специально разработанные задания для индивидуального контроля, контрольно-проверочные занятия и творческие отчеты с целью выявления уровня усвоения программы. Система мониторинга должна позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Результаты можно оценивать по следующей системе:
полностью усвоил - 3 балла, частично усвоил - 2 балла, не усвоил - 1 балл.
Оформление результатов диагностики детей по нетрадиционному рисованию
№п/п ФИО Рисование ладошкой и пальчиками Метод тычка и др. Знание цветов и оттенков Средний балл
1
Высокий уровень усвоения - 2,5-3 балла;
Средний уровень усвоения - 2,1-2,4 балла;
Низкий уровень усвоения 1,5 -2 балла.
II. Учебно-тематический план:
№п/п Раздел Кол-во часов
1 Рисование ладошкой 15
2 Рисование пальчиками 23
3 Оттиск поролоном или скомканной бумагой 8
4 Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой) 8
5 Распыление краски на лист бумаги 8
6 Точечный рисунок 4
7 Резерв 2
Итого: 68
III. Содержание программы:
Раздел 1. Рисование ладошкой
В этом разделе на ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.
Задачи:
- обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;
- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;
- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;
- развитие мелкой моторики рук.
Раздел 2. Рисование пальчиками
В этом разделе ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.
Задачи:
- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;
- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
- развитие мелкой моторики рук.
Раздел 3. Оттиск поролоном или скомканной бумагой
В этом разделе поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.
Задачи:
- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;
- развивать творческие способности;
- формировать чувство ритма.
Раздел 4. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой).
В данном разделе на сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.
Задачи:
- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;
- развитие творческих способностей;
- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись, или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов
Раздел 5. Распыление краски на лист бумаги
В этом разделе на ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.
Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы.
Раздел 6. Точечный рисунок
В данном разделе для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Раздел 7. Резерв
Календарно – тематическое планирование
Дата Раздел Программные задачи Формы занятий Формы подведения итогов
Месяц Неделя Тема занятия
сентябрь октябрь
1 Раздел №1 Рисование ладошкой
1. Ладошка левая, ладошка правая Выявление уровня художественного развития детей на начало года.
Учить обмакивать ладошку в краску или наносить пальчиком правой руки краску на левую ладошку и делать отпечаток в «окошке» слева: пальчиком левой руки наносить краску на ладошку правой руки и делать отпечаток справа.
групповая
Буклет для родителей «Нетрадиционные формы рисования»
2 2-3. Необычная бабочка
3 4-5. Мухомор. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора, крылья божьей коровки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
4 6-7. Божья коровка.
Октябрь
1 8-9. На пеньке опять выросло 5 опят. Соединение в одном рисунке рисование ладошкой и пальчиками. Отпечаток ладошке делаем в центре альбомного листа. Дальше смело включаем фантазию и дорисовываем картину: шляпки гриба, пенёк, травку, глаза, волосы, усы у людей.
групповая
Выставка тетрадей
детских работ
2 10-11. Моя семьЯ.
3 12-13. Золотые листочки.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой оттиском и печатью.
Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Развивать чувство цвета и композиции. Оттиск листьями.
4 14-15. А в лесу листопад.
Ноябрь
1 Раздел №2 Рисование пальчиками
1-2. Желтые и красные яблоки. Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, ластиком (тыльной стороной карандаша, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
групповая
Консультация для родителей
«Что можно рисовать с детьми дома»
2 3-4. Спелая вишня.
3 5-6. Овощи в корзине. Учить рисовать овощи
(огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового
тампона, гуаши и кисти.
Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску к овощу.
4 7-8. Репка и мышка.
Декабрь
1 9-10. Мои рукавички. Формировать умение детей украшать форму узорами. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
групповая
Выставка новогодних рисунков.
2 11-12. На окне узоры.
3 13-14. Елочка пушистая, нарядная. Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
4 15-16 Новогодние игрушки.
Январь
1 17-18. Зимние узоры. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея.
групповая
Памятка для родителей
«Правила поведения детей на занятиях по нетрадиционному рисованию»
2 19-20. Сказочный домик.
3 21-22. Снеговики. Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.).
Развивать чувство композиции.
4 23. Снежная крепость.
Февраль Февраль
1 Радел №3. Оттиск поролоном или скомканной бумагой
1-2. Метель. Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить активно использовать в работе обе руки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Рисование ниточкой.
групповая
Мастер-класс
мини-занятие
«Галстук для папы»
2 3-4. Дуют ветры в феврале.
3 5-6. Кораблик в море. Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями. Приучать к аккуратности в работе.
4 7-8. Галстук для папы.