Екатерина Сазонова
Домашняя игротека по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Публикация «Домашняя игротека по развитию речи» размещена в разделах
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
«Какой это предмет?»
Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч взрослому. Далее взрослый бросает мяч другим детям.
Например:
Длинная — шуба, веревка, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.
Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.
Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.
Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.
Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.
Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.
Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.
«Угадай предмет»
Необходимо отгадать предмет по названию его частей.
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
«Слова мячики»
Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«Узнай по описанию»
Взрослый раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
Например, Она круглая, блестящая, как золотая (пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое (ведро) и т. д.
«Какая? Какой? Какое?»
Взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок называет как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Например, Волк – серый, зубастый, злой, голодный.
Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.
Солнце – яркое, лучистое, горячее.
Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.
Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.
«Закончи предложение и подбери к нему картинку».
Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.
Например,
— девочка рисует (куклу, семью, море);
— папа читает (книгу, газету, журнал);
— курица снесла (яйцо);
— мама стирает (рубашку, пальто, кофту) и т. д.
«Что в мешочке?»
Ребенок на ощупь узнать и назвать предмет, а только потом его достать.
«Что изменилось?»
Выложить в ряд несколько игрушек, любых предметов. Поставить перед ребенком задачу: посмотри внимательно на эти предметы, запомни и закрой глаза. Ребёнок выполняет указания. Взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает её. Ребенок говорит, что изменилось.
«Лови да бросай - цвета называй»
Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: желтый –
Ребёнок: одуванчик, солнце, блин
оранжевый - апельсин, морковь, заря;
красный - мак, огонь, флаг;
зеленый - огурец, трава, лес;
синий - колокольчик, море, чернила;
голубой - небо, лед, незабудки;
фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
«Если вдру
г…»[/i]
Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
*все пуговицы; * все ножи; * все карандаши; * все книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить:
"Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т. д. " Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: * живая вода; * цветик — семицветик; * ковёр — самолёт и т. д.
«Я знаю три названия животных (цветов)» или
«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит:
«Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Дима два, Петя три, Ярик четыре, Кирилл пять».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
«Четыре слова»
Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.
Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов:
«земля», «вода», «небо», «огонь».
Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать животное. На слово «вода» - рыбы, на слово «небо» - названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.
«Кто или что может это делат
ь?»[/i]
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы.
Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
желтый, красный, сильный, зеленый;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
думать, ехать, размышлять, соображать;
пришел, явился, смотрел.