Людмила Ельшина
Конспект комплексного занятия «Дом, в котором мы живём!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о звуках речи, на основе анализа слов «дом», «дым». Познакомить со смыслоразличительной ролью звуков (сон – сын, стол – стул и т. д.); закреплять умение образовывать слова – родственники с помощью суффиксов и приставок (дом – домовой, бездомный, надомный и др.); учить подбирать синонимы и антонимы (терем, изба, домик, домище, храм, хоромы); составлять предложение по живой модели (с предлогом); выразительно читать, анализировать стихотворение;
Сравнивать объекты природы и быта человека, указывать связь живого и неживого на Земле.
Дать понятие многозначности слова «дом» (Земля, планета, Родина, природа, внутренний мир человека).
Публикация «Конспект комплексного занятия „Дом, в котором мы живём!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
При составлении описательного рассказа использовать предложения разных типов.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе.
Материал: картинки – схемы слова «дом», фишки голубые и красные, картинки двух домов для раскрашивания («дом природы», «дом человека»); строительный материал – глина, дерево, кирпич, камень и др. ; «звуковичок» - игрушка, цветные карандаши.
Методика проведения занятия.
- Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну.
Там много разных улиц. Первая улица – улица Звуков.
Воспитатель предлагает детям послушать звуки и «поймать» их. Дети «ловят» звуки и зажимают два кулачка, если поймали два звука, и один – если поймали один звук (ам, но, ау и т. д.)
- Какие слова можно придумать из «пойманных» звуков?
- Дети, слышите: кто – то к нам идёт… Вот сюрприз! Да это же Звуковичок!
Звуковичок: «В моей стране живёт много звуков и слов. Загадаю вам загадку про моё слово.
Моё слово состоит из трёх звуков. Они спрятались в других словах. Первый звук в слове д-д-доска.
Дети: Д
Звуковичок: Второй звук прячется в слове о-о-осы.
Дети: О!
Звуковичок: Третий звук прячется в слове м-машина.
Дети: М!
Звуковичок: Какое слово получилось?
Дети: ДОМ!
Звуковичок: Молодцы! Как хорошо вы всё отгадали. А можно мне ещё немножко с вами поиграть.
Звуковой анализ слова «ДОМ»
Работа с разрезными азбуками, составление схемы слова «дом».
– Дети, может так случиться, что звук заболеет и заблудится. Тогда в словах происходят изменения.
Например, слово «дом». Если звук «о» заболел и теперь звучит как «ы».
Какое слово получится?
(Дым)
Дальше воспитатель называет слово со звуком «о», а дети – с другими на его месте: сон – сын, стол – стул, нос – нас и т. д.
Воспитатель: - Вот как от одного звука зависит смысл целого слова.
Мы построили с вами дом из звуков «д – о – м», а теперь отправимся на улицу слогов и слов.
- А из каких слов – родственников можно построить наш дом?
(Дом – ик, Дом – ишко, Дом – ище, без – Дом – ный, Дом – ашний, Дом – овой, на – Дом – ный и т. д.)
Физкультминутка
- К нам пришли строители разных специальностей, но они не говорят об этом, а показывают, что умеют делать.
(«бригады» показывают действия маляра, кровельщика, каменщика. Другие угадывают и рассказывают, что они делали. Пример: маляры – принесли ведро, перемешали краску, красят кистью)
– А теперь отправимся дальше – на улицу предложений. Ведь слова, как и звуки не живут сами по себе отдельно, а дружат и работают вместе.
Мы недавно с вами ходили в дом, где живут книги.
Дети: Этот дом называется «библиотека»
- Составьте предложения со словом «библиотека» (по заданной модели с предлогом).
- Дети ходили в библиотеку.
В библиотеке живут книги.
Дидактическая игра «Живое предложение»
– Дом - это место, в котором живёт человек.
Дом для зверей – это природа.
А что значит природа для человека? Давайте прочитаем стихи, что они нам расскажут.
Дети самостоятельно читают стихи Э. Мошковской «Жил на свете человек», В. Орлова «Дом под крышей голубой»
- Почему человек был рад, что ему не хватило досок на двери, на крышу дома?
(Он любил природу лес был стенами его дома а крышей – небо. А крыльцо нужно было для друзей)
- А кто же его друзья?
(солнце, птицы, майский жук)
- А как мы должны жить на нашей планете Земля?
(Как в большом доме, общем доме. Люди должны дружить между собой, жить единой семьёй. Наш дом – наша планета Земля, Родина, Россия)
- Посмотрите рисунки двух домов( «дом природа» и «дом человека»)
1. Что в них общего?
2. Что разного?
3. Что можно добавить?
4. А что можно убрать?
5. Что нельзя раскрасить? (воздух)
- Да, человеку природа дала всё: свет, тепло, огонь (солнце, газ, стены для домов (камень, дерево, воду. И человек всё это должен не только брать, но и … (беречь)
Составление рассказа по мнемотаблице «Мой дом – природа»
Много мы узнали о нашем большом доме – природе и о нашем маленьком доме – квартире.
Но у каждого из нас есть ещё свой особенный дом, скрытый от глаз – это внутренний дом – душа. И этот дом должен быть всегда чистым, светлым, добрым, милосердным. И тогда другим будет хорошо рядом с вами.
- Дети, вспомните и назовите «добрые слова»
(мама, бабушка, мир, друг, Родина,)
- Да, замечательные слова. А с чего же начинается наша родина, наш русский дом? Да, конечно, с каждого из нас. И только взявшись за руки, мы сумеем сохранить наш дом в мире, а природу во всей её красе.
Дети исполняют песню Я. Френкеля «С чего начинается Родина».
Вот и закончилось наше путешествие в страну звуков, слов, предложений, в страну русской речи.