Сибирко Наталья
Долгосрочный здоровьесберегающий проект «Здоровая семья — здоровый малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Сказка"
Проект
Тема «Здоровая семья-здоровый малыш»
Направление : здоровьесберегающий
Начало : октябрь 2021г.
Конец проекта : апрель 2021г.
Возрастная группа : старший дошкольный (5-6 лет)возраст
Подготовили и провели
Воспитатели :
Сибирко Н. Н.
Невинномысск,2020-2021гг.
Тип и вид проекта : педагогический, практико–ориентированный, долгосрочный, групповой.
Публикация «Долгосрочный здоровьесберегающий проект „Здоровая семья — здоровый малыш“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Участники проекта : дети, воспитатели, учитель-логопед, родители
Возраст детей: 5-6лет
Продолжительность: октябрь 2020- апрель 2021
Актуальность проекта : Старший дошкольный возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной активности, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических навыков, потребности в получении положительных эмоций, то есть основ здорового образа жизни.
В условиях современности большое внимание уделяется качеству образования, которое зависит от здоровья детей, именно здоровый ребенок способен полноценно развиваться. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни у детей со старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки детей. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Стремление снизить повреждающее влияние на здоровье детей климатическими факторами, которые ведут к снижению физической и умственной работоспособности, обострению заболеваний у детей, проживающих в сложных климатических условиях в сравнении с их сверстниками из более благоприятных районов, заставляет отнестись к проблеме очень серьёзно.
В семьях наших воспитанников часто нарушается режим дня в выходные и праздничные дни, большинства детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон, в связи с просмотром телепередач, компьютерными играми, что создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и психическое развитие.
Родители одевают детей, не учитывая погодные условия, что также плохо сказывается на здоровье организма малышей.
Вышеперечисленные причины показывают актуальность проблемы в укреплении здоровья детей в группе, а также активизации работы по взаимодействию с родителями в данном направлении.
Для решения выявленных проблем и с целью сохранения и укрепления здоровья детей, привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, в группе возникла идея создать долгосрочный проект «Здоровая семья- здоровый малыш»
Цель проекта : создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
Задачи:
Создать условия для психологического комфорта и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста;
Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников по вопросам укрепления и сохранения здоровья.
Содержание проектной деятельности :
Этапы реализации проекта Сроки
I. Подготовительный
1. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников;
анкетирование родителей;
2. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения;
- подбор эффективных форм работы с родителями. Октябрь, 2020г
II. Практический
-проведение цикла тематической образовательной деятельности с включением валеологических компонентов;
-проведение цикла тематических бесед с детьми;
-проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями.
-организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье; Октябрь 2020- апрель 2021 г. г.
III. Заключительный
-Подведение итогов реализации проекта :
-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;
Презентация для родителей «Здоровая семья-здоровый малыш!»
Анкета для родителей
-исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга Апрель 2021г.
На подготовительном этапе с целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка и по результатам анкетирования и опросов родителей воспитанников мы получили следующие результаты:
Большинство (57%) родителей оценивают состояние здоровья своих детей как хорошее, 43% - как удовлетворительное, по 0% - как плохое.
Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, 46% родителей регулярно соблюдают режим дня и 80% санитарно-гигиенические нормы, 83% - используют прогулки на свежем воздухе, 54% - следят за рациональным питанием, 31% - регулярно принимают лекарства, 42% - занимаются физическими упражнениями и спортом, 15% - используют закаливание, 96% - посещают врачей.
Лидирующие позиции в способах укрепления здоровья занимают меры, не требующие специальных затрат времени, а занятия упражнениями, спортом и закаливание находятся не на первом месте.
Анкетирование показало, что знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни.
Проводился опрос воспитанников старшей группы №3 «Ромашка» для выявления знаний детей о здоровом образе жизни. По проведенному опросу был сделан следующий вывод: дети плохо знакомы с понятием «здоровый образ жизни»; они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают, как его сохранить и укрепить.
На подготовительном этапе определили направлении работы по формированию и приобщению дошкольников к основам ЗОЖ на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников :
1. Просветительская деятельность - работа по вопросам формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:
2. Практическая деятельность - включению родителей в образовательный процесс способствуют дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению соревнований, праздников, развлечений, опыта семейного воспитания. Эта деятельность направлена на приобщение родителей к участию в мероприятиях организуемых педагогическим коллективом ДОУ для детей, родителей.
На основе направлений разработан план работы с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни.
В реализации второго (практического) этапа широко будет использоваться следующие формы работы с семьями воспитанников : консультирование родителей, участие в родительских собраниях, в спортивных праздниках, развлечениях.
План работы с родителями
Месяц Виды и формы работы
Октябрь Анкетирование родителей (приложение №1) Собеседования. Наблюдение. Обобщение результатов исследования.
Консультации:
«Растим вместе здорового ребенка» (приложение №2)
«Правильное питание дошкольников» (приложение № 3)
Наглядная агитация (оформление для родителей стендов, папок-передвижек, памяток, газеты «Растем здоровыми»)
Беседа «Обувь для детского сада»
Ноябрь Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «В стране Здоровья»
Консультация «Гуляем и играем с ребёнком – познаём мир и развиваемся» (приложение №4)
Декабрь Родительское собрание «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников» (приложение №5)
Консультация «Здоровье всему голова» (приложение № 6)
Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровье
Январь Наглядно – текстовая информация «Грипп: всё о болезни»
Беседа «Кариеса можно избежать»
Февраль Наглядно – текстовая информация «Укрепляем иммунитет»
Консультация «А ваш ребёнок грызёт ногти?» (Приложение №9)
Март Беседа с родителями «Как приучить малыша к культурно-гигиеническим навыкам» (приложение № 7)
Беседа «Лечебная гимнастика в домашних условиях»
Апрель Консультация «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка» (приложение №8)
Подготовка совместно с родителями и детьми к выставке газет «Здоровый малыш-здоровая страна».
Подготовка буклетов, листовок и памяток для родителей «Режим дня в домашних условиях», «Воспитание КГН детей-залог здоровья», «Питание ребёнка в семье», «Закаливание малышей».
Показ родителям презентации «Здоровый малыш – это просто!»
Параллельно с этим внутри дошкольного учреждения ведется педагогическая работа с детьми по формированию системы знаний о своем здоровье, о ЗОЖ.
Использование в режиме дня отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей:
1. Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», полоскание полости рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
2. Образовательная деятельность по физическому развитию.
3. Подвижные игры разной степени подвижности в течение дня («Бегите ко мне», «Птички на высоте», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Лохматый пес», «Уголки», «Мыши водят хоровод»)
4. Динамические паузы: ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка (в течение 3–5 мин.)
5. Сохранение эмоционального здоровья : музыкотерапия (звуки природы, музыка для релаксации, «Волшебный мешочек», куда мы убираем все свои плохие слова, «Коврик для поднятия настроения», о который мы вытираем ножки до тех пор, пока не рассмеемся.
6. Образовательное направление по формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков. Упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
III Заключительный этап.
Создать презентацию «Здоровая семья-здоровый малыш» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах.
Показ родителям презентации по теме «Здоровая семья-здоровый малыш» Рассказать родителям воспитанников о методах реализации проекта, (с какими трудностями мы столкнулись в течение проекта, каких результатов добились).
Методы и формы организации проекта
№
п/п Название формы организации проекта Дата проведения
1. Профилактическая гимнастика (улучшение осанки, плоскостопия, зрения). Ежедневно
2. Гимнастика - побуждения, дорожка «Здоровья». Ежедневно
3. Воздушное контрастное закаливание. Ежедневно
4. Игры в «сухом бассейне». 2 раза в неделю
(после занятия физкультурой в спортивном зале)
5. Прогулки и игры на свежем воздухе. Ежедневно
6. Анкетирование для родителей октябрь
7. Образовательная деятельность «Я – человек» октябрь
8. Беседа с детьми «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» октябрь
9. Образовательная деятельность «В гостях у врача» октябрь
10. Консультации для родителей ежемесячно
11. Оформление наглядно - текстовой информации для родителей 1 раз в квартал
12. Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье» ноябрь
13. Беседа с детьми «Правила поведения в детском саду» декабрь
14. Беседа с детьми «Эти детские, но вредные привычки» январь
15. Беседа с детьми «Чистота – залог здоровья» февраль
16. Создание картотеки «Сундучок бабушкиных рецептов». март
17. Совместное создание стенгазеты «Здоровый малыш-здоровая страна» апрель
Образ конечного результата Критерии оценки
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. - активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности;
- анкетирование родителей;
- отзывы родителей.
Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. - блок нестандартного оборудования;
-куб «Здоровье»
- дорожки здоровья;
- картотека опытов «Моё тело»;
- картотека дидактических игр
У детей сформированы представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. - наблюдения за детьми.