Виктория Каргина
Долгосрочный-творческий игровой проект «Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры в младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно- ролевой игры дошкольников. Сейчас родители мало уделяют своим детям время, не учат их играть, общаться между собой. Родителям легче включить телевизор детям или дать планшет: дети предоставлены себе. А ведь игра- это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Дети учатся полноценному общению друг, с другом, впервые познают себя единым коллективом, сплачиваются и приобретают возможность проявить себя, свои лучшие качества личности. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что сюжетно- ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Публикация «Долгосрочный-творческий игровой проект „Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры в младшей группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Актуальность: Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения в игре. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Цель: Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей раннего возраста через сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
1. Способствовать развитию речи детей раннего возраста через сюжетно-ролевые игры.
2. Создавать условия для возникновения и развития с/ролевой игры в группе.
3. Развивать понимание речи и активизировать словарь детей через с/р игры.
4. Развивать умение детей по словесному указанию педагога выполнять действия, поручения.
5. Воспитывать познавательный интерес к игровым действиям сверстников,
учить играть рядом, формировать начальные навыки ролевого поведения,
умение общаться друг с другом через игровые действия.
Участники проекта :
Воспитатель: Каргина В. Б., дети, родители.
Вид проекта : долгосрочный (01 .09.2021 - 26. 06.2022г.)
Тип проекта : обучающий, развивающий, игровой.
Методы и приемы : обследования, наглядности (рассматривание готовых атрибутов для игр, иллюстраций, видеофильмов, презентаций и т. д.);- словесный (беседа, пояснения);- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изготовления атрибутов);- эвристический (развитие находчивости и активности);- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.)
Формы:
-чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского;
- Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
№ Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые) Социальные партнеры
1 с/р игры «Семья»
«Мама кормит, укладывает, дочку спать,
«Кукла Катя испачкала платье»
«Кукла Маша заболела»
Д/и «Поможем кукле выбрать покупку.
с/р игра «Мы шоферы»
д/и «Чья вещь»
Рассматривание картины с. 32Гербова Чтение Чуковского «Мойдодыр»,
Помогать сверстникам убирать игрушки.
Побуждать убирать со столов материал после занятия.
Подбирать фото, помогать в создании альбома «Как мы играем» Задачи: развивать игровую деятельность детей. приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно ролевых игр, изготовление альбома «Проффесии»
(Врач, продавец, повар, парикмахер, водитель) Создания родителями семейного альбома «Мы играем»
2 Показ последовательности одевания. Д. и «Оденем куклу на прогулку» Задачи: формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности
Пополнение предметно-развивающей среды.
3 Чтение: С. Капутикян «Маша обедает»
Беседа: «Как надо одеваться, чтобы не болеть»
Пальчиковая игра: «Ай, лады лады, лады» ,
«Этот пальчик хочет спать…»
Физкультминутка «Мишка» Задачи: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. накапливать и обогащать двигательный опыт детей.
Привлечение родителей к пополнению развивающей среды физкультурного уголка группы.
4 Чтение: колыбельные песни, потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского
Задачи: формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. формировать умение договаривать строки, потешек, стихотворений.
Привлечение родителей в пополнении книжного уголка детской литературой
5 Разучивание игры «Игра с куклами», «Шоферы…
Задачи: формирование у детей положительного отношения к музыке. Привлечение родителей к разучиванию игры с музыкальным сопровождением.
Ожидаемый результат:
На основе интеграции образовательных областей, в процессе речевого развития у детей младшего дошкольного возраста будет наблюдаться положительная динамика в развитии речи, а именно:
- дети будут иметь представления о сюжетно-ролевых играх.
- дети овладеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
-усиление взаимодействия педагогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей.
- позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений между родителями и детьми.
- научатся использовать в своей речи средства интонационной выразительности, передачи в речи причины эмоционального состояния;
- пользуются прямой и косвенной речью при пересказе литературных текстов- сформируются навыки владения связной устной речи.
Список литературы:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
на 2019 – 2020 учебный год
Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 2001.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М., 1975
Дошкольная педагогика//Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М., Просвещение, 1978
Заморев С. И., Кудрявцева С. В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М., 2011
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с. 33-37.
Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред А В Запорожца - М: Просвещение, 1976 - 96 с
Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998
Эльконин Д Б Психология игры - М : Педагогика, 1978 - 304 с
Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 2007
Сотникова В. М. «Самые маленькие в детском саду». «Линка-Пресс»,2005
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1-М. : Педагогика, 1986.- 408с
Шмаков С. «Игры-потехи, забавы-утехи» Липецк, Ориус, 1994.
Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., Л., 1938. с. 245
Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. - с. 127
Иные источники в сети Интернет