Наталья Савченко
Долгосрочный проект «Времена года» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий, познавательный.
Срок реализации: 1 год
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители
воспитанников.
Актуальность: Листья. Жёлтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Публикация «Долгосрочный проект „Времена года“ для средней группы» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
(О. Бундур)
Природа во все времена года, сея разнообразием, яркостью и динамизмом, оказывает эмоциональное воздействие на детей. Формирование у дошкольников представлений о временах года относится к особой группе представлений о цикличности событий в природе, которые играют большую роль в построении соответствующего образами на ребенка.
Процесс развития представлений о временах года ведет к развитию важнейших для ребенка мыслей.
Анализ (наблюдение за природными объектами с целью изучения их структуры, сравнение (нахождение сходств и различий между разными природными объектами, умение устанавливать взаимосвязи (выявление способов адаптации растений и животных к временам года и среде обитания) и обобщение (обучение группировке природных объектов на основе выявления существенных признаков).).Актуальность данного проекта заключается в том, что он охватывает многие аспекты образовательного процесса, различные виды детской деятельности и расширяет представления детей о живой и неживой природе и ее изменениях в процессе смены сезонов.
Проблемы.
Дети не имеют адекватного представления о временах года и их особенностях. Дети не проявляют достаточного интереса к окружающей действительности. Родители не уделяют достаточного внимания наблюдению за природными объектами и явлениями.
Цели проекта.
Формирование у детей 4-5 лет представлений о временах года и их особенностях через систему занятий.
Задачи.
-Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
-Повысить познавательный интерес детей к окружающему миру и родной природе.
Знакомить с природой.
-Развивать у детей и родителей умение наблюдать за природными объектами и явлениями.
Приобщать к природе.
-Поощрять развитие творческих способностей детей и родителей через разно образные виды деятельности.
-Вовлекать родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
-Воспитывать в детях уважение к природе и ее красоте в любое время года.
Ожидаемые результаты.
-Дети смогут определять времена года на картинках и в природе и знать характерные особенности каждого времени года.
Они будут знать характерные особенности каждого времени года;
-У детей развивается интерес к миру природы;
-Дети и родители уделяют внимание наблюдению за природными объектами и явлениями. Дети могут определять времена года и знают характеристики каждого сезона.
Природа;
-У детей и родителей развиваются творческие способности; Дети и родители способны развивать свои творческие способности; Дети и родители способны развивать свои творческие способности;
-Родители активно участвуют в образовательном процессе;
-У участников проекта формируется бережное отношение к природе.
Итоговые результаты.
Создание макета «Времена года», выставка поделок и детских работ.
Форма работы.
- Наблюдения за природой на территории детского сада и в парке.
- экскурсии в парк культуры и отдыха.
- НОД
- Тематические беседы
- Чтение повести
-Обсуждение иллюстраций
-Дидактические игры сдвижением
- Продуктивная деятельность (лепка, разгадывание картинок)
- Выставки
- Экспериментальная деятельность
Этапы работы над проектом
Этап1:Подготовительный этап (сентябрь)
Цель: создать необходимые условия для реализации проекта.
-Познакомить участников проекта с проблемной ситуацией.
-Планирование тематических мероприятий.
-Подбор информационной и художественной литературы
-Подбор наглядных пособий, литературы, методических пособий и дидактических игр.
Этап 2: Практика (с 1 октября по 15 мая)
Цель: дать возможность всем участникам проекта реализовать свои творческие и познавательные способности в совместной деятельности.
План мероприятий приведен в Приложении1.
Этап 3. Заключительный обзор (15 мая-31 мая)
Цель: оценить результаты, полученные в ходе реализации проекта в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми итогами:
-Обобщение опыта команды по защите и обучению проекта;
-ознакомление родителей с результатами проекта;-ознакомление родителей с результатами проекта;
-Подготовка фотовыставки поделок и вручение поделок семьям;
-Выставка детских работ по теме проекта;
-Итоговое мероприятие проекта.
Приложение №1
Мероприятия Задачи Работа с родителями
Октябрь
1 неделя Наблюдения за природой и погодой на улице (понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней)
Д/и «Фрукты и овощи», «Ягоды», «Грибы», «Чудесный мешочек», «Угадай дерева по листочку», «В саду или в огороде», «Узнай на вкус»
Лепка «Овощи на тарелке», «Грушевое дерево» Формировать представления об осенних изменениях.
Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, деревьях и о месте их произрастания.
Закреплять знания об овощах и фруктах. Совершенствовать умения лепить круглые и овальные формы. Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» -
Проинформировать родителей о необходимости экологического воспитания.
2неделя Изготовление дидактических игр по экологии.
Рисование осенних листьев с помощью отпечатка
Выставка поделок из природного материала "Что растет в лесу и огороде" Пополнять развивающую среду играми по экологическому воспитанию.
Дать представление о разнообразии листьев по форме.
Развивать творческие способности участников проекта Участие родителей совместно с детьми в выставке поделок из природного материала.
3 неделя Целевая прогулка «Деревья нашего детского сада»
Просмотр мультфильма «Вершки и корешки»
Создание картотеки игр по экологии.
П/и "Ветерок", "Листопад" Учить узнавать и называть несколько деревьев, отмечать их состояние осенью.
Формировать знания детей о съедобных и несъедобных частях растений.
Пополнить развивающую среду картотекой игр для познавательного развития детей
Учить выполнять движения согласно тексту. Привлечение родителей к созданию части макета "Осень
4 неделя Рассматривание календаря природы «Времена года»
Рассказ воспитателя «Что нам дорит осень»
Проблемная ситуация «Найди картинки, где изображена осень и почему»
Работа с календарем погоды Формировать представления о природных изменениях по сезонам.
Дать представления о жизни и особенностях труда в осенний период.
Формировать представления об осенних изменениях.
Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.
Папка-передвижка на тему "Осень"
Ноябрь
1неделя Наблюдения за природой и погодой, за птицами в ноябре
Рисование «Осенние листья»
Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Чтение стихотворений "Заглянула осень в сад" В. Степанов, "Осень" М. Ходякова Учить замечать и называть изменения в природе.
Учить отражать в рисунках собственные наблюдения.
Закреплять знания о последовательности одевания, о названии одежды. Устанавливать простейшие взаимосвязи между изменением погоды и одеждой людей.
Развивать интерес к художественному слову Продолжение работы по макету "Осень"
2 неделя Рассматривание картинок «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о перелётных птицах.
Изготовление кормушек для птиц к празднику Зиновий Синичник.
Загадывание загадок об осени, осенних явлениях. Дать представления, что некоторые птицы улетают на юг (закрепить названия птиц)
Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Закреплять осенние признаки Пополнение с помощью родителей уголка природы бросовым материалом.
3 неделя Чтение стихотворений Е. Благинина «Улетают, улетели…», "Листопад" И. Бурсов.
Аппликация «Оденем куклу на прогулку»
Просмотр презентации «Как животные в лесу к зиме готовятся»
Работа с календарем погоды Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Закрепить названия одежды и изменения одежды в связи с изменением времени года.
Знакомить с особенностями жизнедеятельности диких животных в осенний период
Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично. Закреплять с детьми названия осенних месяцев
4 неделя Музыкальное развлечение «Золотая осень»
Лепка «Грибочки для белочки на веточке»
Квест на тему «Осень» Обобщить представление детей о времени года осень, доставить радостное настроение.
Закреплять приёмы лепки (раскатывание колбаски, шара, сплющивание, вдавливание).
Закрепить знания детей по теме «Осень»
Декабрь
1 неделя Знакомство с искусством - рассматривание зимних пейзажей.
Сюжетно-ролевая игра "Знакомство с зимним лесом"
Наблюдения за погодой и природой в декабре. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре искусства - пейзаж
Расширять знания детей о зимнем лесе.
Учить замечать и называть изменения в природе, обратить внимание на "засыпание" природы с наступление зимы Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» - знакомить родителей о способах организации наблюдений с детьми в зимнее время
2неделя Д/и "Бывает – не бывает?"
Д/и "Какой, какая, какое?"
Рисование "Падает снег"
Аппликация «Чудо ёлочка» оригами
Работа с календарем погоды Закреплять особенности времен года.
Учить подбирать прилагательные к словам
Закрепить умение передавать в рисунке снег приемом примакивания кисти.
Формировать умение создавать объёмные игрушки из готовых полосок.
Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.
Привлечение родителей к созданию макета "Зима"
3 неделя Беседа с рассматриванием иллюстраций "Символы нового года"
Составление рассказов по картинкам «Праздник Новый год»
Изготовление новогодних игрушек с детьми.
П/и "Снежинки", "Два мороза" Дать представление о символах и атрибутах Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки и т. д.)
Упражнять в умении составлять рассказ по картине.
Развивать творческие способности детей.
Развивать двигательную активность детей, ловкость, внимание, речь. Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми дома "К нам опять пришла зима" М. Дружинина, "Зима" И. Суриков
4 неделя Чтение художественной литературы Я. Аким «Первый снег», Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок)
Экспериментальная деятельность "Какие разные льдинки"
Рисование "Морозные узоры на окне"
Новогодний утренник Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Развивать первичные навыки исследовательской деятельности.
Вызвать интерес к зимним явлениям природы.
Доставить детям радостное настроение Помощь в подготовке к конкурсу на "Лучшее оформление группы к новому году"
Январь
2 неделя Чтение художественной литературы Э. Успенский "Проказы старухи зимы"
Просмотр презентации «Зимние забавы».
Коллективная работа "Зимнее дерево - береза"
Развлечение "Зимние спортивные игры" Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Знакомить детей с зимними видами спорта.
Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом.
Доставить детям радостное настроение, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. Предложить родителям сделать вместе с детьми стенгазету «Зимние забавы» Ц:приобщать родителей к жизни группы и интересам детей
3 неделя Д/и «Когда это бывает», «Времена года», «Найди ошибку»
Рисование «Новогодние снежинки»
Зимние постройки из снега.
Экспериментальная деятельность «Свойства снега» Закреплять знания признаков времён года и явления природы.
Познакомить со способом изображения снежинок с помощью восковой свечи и акварели.
Вызвать желание оказывать посильную помощь.
Продолжать формировать у детей представления о свойствах снега (холодный, белый, легкий, пушистый, тает) Папка-передвижка «Зима»
Помощь родителей в сооружении на участке д/с построек из снега.
Закреплять с детьми названия зимних месяцев.
3 неделя Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми зимой
Подвижные игры "Белые снежинки", "Два Мороза"
Аппликация "Снеговик"
Беседа "Как мы одеваемся зимой" Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы
Развивать координацию движения, ловкость.
Закреплять умения детей вырезать детали для аппликации, развивать аккуратность в выполнении работы.
Закрепить название зимней одежды людей, устанавливать взаимосвязь выбора одежды людей с сезоном.
Предложить родителям в выходные прогуляться по зимнему лесу, понаблюдать за красотой природы зимнего леса
Февраль
1 неделя Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»
Наблюдения за погодой, за одеждой людей,за играми детей.
Лепка сюжетной композиции «Лисёнок катаются с горы»
Д/и "Чем накормим птиц зимой?" Упражнять в составлении рассказа по картине.
Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Закреплять умения лепить предметы из нескольких частей.
формировать у детей знания о зимующих птицах, и помощи человека природе Предложить родителям пополнить демонстрационным материалом папки по временам года
2 неделя Опыты по замораживанию воды в разных формах
Рисование «Снег на деревьях»
Рассматривание стенгазеты «Зимние забавы»
Д/и "Что было бы, если. " Подвести к понятию, что происходит с водой с понижением температуры.
Продолжать формировать умение рисовать сюжетные композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов.
Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе.
Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение Продолжение работы по изготовлению макета "Зима
3 неделя Чтение художественной литературы В. Калинина «Про снежный колобок», "Белокрылые метели" Т. Керстен.
Рассматривание плаката "Времена года
Работа с календарем погоды Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Формировать у детей представление о цикличности времен года.
Учить осуществлять наблюдение за погодой, схематично фиксировать данные в календаре. Закреплять с детьми названия зимних месяцев
4 неделя Чтение загадок о зиме
Экспериментальная деятельность "что будет со льдом в тепле"
Беседа «Зима. Что ты о ней знаешь?»
П/и "Снеговик" Продолжать формировать представление детей о сезонных изменениях в природе, учить воспринимать описание предметов и явлений.
Выяснить, что лед в тепле тает и превращается в воду.
Уточнить знания о зимнем времени года.
Развивать двигательную активность.
Март
1 неделя Беседа о празднике "Масленица - проводы зимы". Составление рассказа по картине «Масленичные гулянья»
Наблюдения за погодой в марте (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.)
Просмотр мультфильма "Черепаха и времена года" Дать представление детям о празднике, упражнять в рассказывании по картине
Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы
Развивать внимание, умение понимать смысл, активизировать речь детей. Папка-передвижка "Весна"
2 неделя Чтение художественной литературы "Весна" Е. Карганова, "Пришла весна" А. Леонтьев.
П/и «Перепрыгнем через ручеёк», «Гори, гори ясно»,
Аппликация "Букет для мамы" к празднику 8 марта. Учить внимательно слушать произведение, понимать его смысл.
Развивать организованность, инициативность, поддерживать дружеские взаимоотношения
Продолжать развивать творческие способности, моторику пальцев рук.
3 неделя Посадка семян цветов для клумбы
Д/и "Бывает - не бывает"
Беседа "Куда делся снег? Поощрять желание детей помогать взрослым
Учить соотносить природные явления с временем года, развивать умение доказывать свое мнение, внимание, слуховое восприятие.
Продолжать знакомить со сменой времен года, сезонными изменениями в природе, учить делать выводы. Помощь в оформлении уголка природы к весне.
4 неделя Наблюдение за рассадой цветов в уголке природы
Чтение художественной литературы "Как весна пришла" Э. Лукьянова
Д/и "Что было бы, если. "
Прослушивание песни "Весенняя капель" (Любознайки) Развивать наблюдательность, активизировать речь детей.
Развивать интерес к художественной литературе, закреплять приметы весны.
Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение.
Вызвать интерес к музыкальным произведениям, учить внимательно слушать, понимать смысл.
Апрель
1 неделя Наблюдения за погодой, объектами природы, птицами, одеждой людей и т. д.
Чтение художественной литературы и заучивание стих. -я "Весна" Е. Карганова
Д/и "Когда это бывает?" Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать закреплять знания характерных признаков времен года.
Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми "Весна" Е. Карганова
2 неделя Конструирование из бумаги «Кораблик»
Беседа "Солнышко красное" (с потешками)
Рисование "Первые цветы" Упражнять конструированию из бумаги, приклеивать к основной форме детали
Уточнить значение солнца для всего живого на земле, развивать мышление, активизировать речь.
Развивать творческие способности, закреплять приемы рисования красками.
Консультация для родителей «Наблюдения за природой весной» Ц: познакомить родителей как знакомить детей с природой
3 неделя Уход за рассадой цветов для клумбы
Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель», Е. Изнаирская «Последняя льдинка».
Беседа с детьми "Весна. Что ты знаешь о ней?"
Рисование "Ветка вербы"
Труд в природе: уборка на участке мусора, опавших листьев Поощрять желание детей помогать взрослым
Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Уточнять представления о явлениях весны
Закреплять приемы рисования красками, закреплять характерные признаки прихода весны.
Воспитывать трудолюбие, желание содержать свой участок в чистоте. Предложить родителям оказать помощь в пополнении рассады цветов в группе.
4 неделя Д/и "Угадай весенний цветок"
И. Беляков «Подснежник проснулся»
П/и "У медведя во бору"
Опыт с веточками березы с почками Закреплять названия весенних цветов, учить внимательно слушать загадки до конца, развивать логическое мышление.
Развивать интерес к литературному слову.
Вызвать желание играть в совместные игры, развивать двигательную активность.
Показать значение воды в жизни растений, воспитывать гуманное отношение к объектам природы. Привлечь родителей к участию вместе с детьми в выставке рисунков первых цветов
Май
1 неделя Наблюдения за погодой, растениями, деревьями, трудом взрослых, первыми насекомыми, цветами и т. д. в мае.
Рассматривание альбома «Первые цветы»
Чтение художественной литературы "Весной" Т. Шорыгина, Г. Скребицкий "Счастливый жучок"
Лепка "Подснежн" Учить замечать и называть изменения в природе; устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Расширять представления о некоторых цветах
Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера, цвета. Предложить родителям закрепить с детьми названия весенних месяцев.
2 неделя Уход за рассадой цветов для клумбы
Целевая прогулка по территории детского сада
Просмотр презентации "Мир насекомых" Поощрять желания детей помогать взрослым ухаживать за растениями
Развивать наблюдательность путём выявления признаков весны
Расширять представление о насекомых.
Консультация для родителей «Осторожно, насекомые» Ц: знакомить с профилактическими мерами от укусов насекомых»
3 неделя Лепка "Майский жук"
Д/и "Расскажи в погоде"
Рассказ о труде людей весной. Учить передавать в лепке образ насекомого, закреплять приемы работы с пластилином.
Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения подбирать предметные и сюжетные картинки; развивать связную речь.
Дать детям знания о труде взрослых в весенний период, воспитывать уважение к человеческому труду.
Помощь в оформлении части макета "Лето"
4 неделя Работа с макетом "Времена года"
Коллективная работа "Корзина с цветами"
Итоговое мероприятие по временам года - Викторина. Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения работать с макетом; развивать связную речь.
Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом.
Обобщить и закрепить знания детей о временах года, об их отличительных особенностях.
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
2. Копцева Т. А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
3. Алябьева Е. А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г. 4. Григорьева О. А., Фесюкова Л. Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
5. Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
6. Иванова А. И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
7. Молодова Л. П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
8. Скребицкий Т. А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
9. Тамбиев А. Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.