Мария Колесникова
Долгосрочный проект в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект в подготовительной группе №19 Новосибирской области Искитимского района р. п. Линёво МОДОУ «Родничок»
Тема :«Волшебное путешествие по страницам книг».
Разработала студентка выпускной группы Черепановского педагогического колледжа Колесникова Мария Николаевна.
«Дети становятся читателями
на коленях своих родителей»
Эмили Бухвальд.
Публикация «Долгосрочный проект в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Проблемно-ориентированный анализ: часто можно услышать от родителей то, что ребенок не хочет читать. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя.
Мы с вами знаем что социальными институтами участвующие в воспитании дошкольников как читателей являются : семья, библиотека, дошкольное учреждение. Но не читающий родитель не поведет ребенка в библиотеку. В этих условиях определяющей становится роль детского дошкольного учреждения, дошкольных педагогов. Именно они призваны решить задачу приобщения ребенка-дошкольника к книге, формирования у него интереса к чтению.
Таким образом перед взрослым стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, «заразить» слушателя эмоциональным отношением к прочитанному : чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Название проекта : «Волшебное путешествие по страницам книг».
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной к школе групп, воспитатели, родители воспитанников, сотрудники библиотеки, студентка практикантка Черепановского педагогического колледжа.
Охватываемые образовательные области: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,коммуникативное развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие.
Проблема проекта : снижение интереса к чтению художественной литературы.
Актуальность проекта : среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы.
Цель проекта : формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Задачи проекта :
1).Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей и поэтов, прививать любовь к их творчеству.
2).Развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и беседовать о прочитанном.
3). Развивать связную речь,развивать мышление, внимание, память, воображение.
4) .Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
5) .Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать
навыки грамотного читателя.
6). Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к
книге, как источнику проведения досуга.
7). Развивать творческие способности дошкольников.
8). Привлечение родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями.
Предполагаемый результат: дети познакомятся с жизнью и творчеством писателей и поэтов ; разовьется умение слушать,рассуждать и беседовать о прочитанном, а так же увидеть у детей развитие связной речи,мышления,воображения,внимания, память ;желание у детей самостоятельно обращаться к книге; создание предметно пространственной среды ; привлечение родителей в будущих мероприятиях группы.
Продукт проекта :
1. Создание при участии родителей поделки на тему «Кто в теремочке живет?»
2. Лепбук
Возможные риски и пути их преодоления
Риски Пути преодоления
Нежелание детей принимать участие Продумать различные способы мотивации,
Дидактические игры, сюрпризные моменты,
использование манков.
Низкая степень участия родителей. Продумать различные способы мотивации:
консультации, беседы, родительское собрание.
План реализации проекта :
Подготовительный.
Основной
Заключительный.
Краткое описание проекта
Подготовительный этап 1 месяц
Содержание этапа Задачи
Составление плана реализации Познакомить участников с содержанием проекта.
Изучить методы,приемы по данной теме.
Наблюдение за детьми в РППС Проанализировать интерес к книжному уголку
Беседа с детьми на тему «Зачем читают детям художественную литературу», «Кукую литературу предпочитают слушать дети дома :художественную или познавательную», Подобрать методическое обеспечение проекта;
Беседа с детьми на тему «Знание детьми название художественных произведений» Узнать на начальном этапе познания детей по данной теме.
Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье». Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме;
Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой разработать перспективные планы, план совместной работы с детской библиотекой, конспекты мероприятий, консультации, положение конкурса;
Разработка положения о
смотре – конкурсе
«Самый лучший книжный уголок в детском саду». проанализировать
содержание уголков книг
в группах
Основной этап 7 месяцев
Содержание этапа Задачи
Провести анализ наличия художественных произведений в книжном уголке в соответствии возрасту и программы. Пополнить при необходимость книжный уголок художественными произведениями.
Провести конкурс «Самый лучший книжный уголок в детском саду». Заинтересовать участников проекта.
Составление памятки для
родителей: «Примерный
список детской
художественной литературы в подготовительной группе» Привлечь родителей к поставленной проблеме.
Чтение художественной литературы
Составление альбома с рисунками детей по прочитанной книге.
Пересказ рассказа «Теремок», «Кораблик» применяя мнемотаблицы.
Создание при участии родителей поделки на тему «Кто в теремочке живет?», «Снежинка».
Посещение мероприятий
организуемых на базе
детской библиотеки в
соответствии с темой недели.
Театрализация по сказкам.
Создать лепбук «Волшебное путешествие по страницам книг»
Дидактические и подвижные играы.
Заключительный этап 1 месяц
Содержание этапа Задачи
Проведение повторного
анкетирования, опроса, бесед
со всеми участниками
образовательного процесса.
Подведение итогов
реализации проекта на
педсовете (анализ проекта)
Фотоотчет проведения проекта.
Время проведения проекта 9 месяцев, подготовительная к школе группа.
Октябрь,ноябрь. Декабрь, январь.
Февраль,март. Апрель,май.
Знакомство с вариантами сказки «Теремок» «Волшебница зима» сказки, рассказы, стихи. «Цветик –семи цветик» Катеев В. П. Сказки В. Сутеева.
Планирование работы по реализации проекта.
Знакомство с вариантами сказки «Теремок»
Октябрь-ноябрь:Чтение сказки «Теремок»(под обработкой авторов)В. Г Сутеев «Терем-теремок»,С. Я. Маршак,А. Н Толстой,Народная сказка «Рукавичка», сказка «Теремок» из сборника Афанасьева.
Работа с родителями : чтение сказок дома.
Виды занятий и игр с детьми:викторина,Д/и «Кто в теремочке живет?», "Расскажи сказку". Пересказ с помощью мнемотаблицы сказки «Рукавичка»,рисуем героев сказки «Теремок».Театрализация сказки «Теремок».Беседа по пройденному материалу.
Работа с родителями: рисуем с детьми дома рисунки на тему недели. Поделка «Кто в теремочке живёт?».Совместно с детьми по любой сказке изготовить поделку «Теремок».
«Волшебница зима» сказки, рассказы, стихи.
Декабрь-январь:чтение художественной литературы «Зимняя сказка»,Козлов «Ромашки в январе»,Пляцковский «Елка»,»Подарок», «Времена года», Сутеев «Новогодний праздник в Простоквашено»Успенский,С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Лисичка сестричка и серый волк»,«Снегурочка».Беседа по пройденному материалу
Работа с родителями :чтение дома художественной литературы на зимнюю тему.
Чтение и заучивание стихотворений: Стихотворение А,С Пушкина «Зима! Крестьянин,торжествуя. "«Кто проснулся раньше всех»(выучить)Кушан. И. Суриков «Зима»,«Улицей
гуляет»(выучить). Фет: С. Е. Есенин «Берёза»,«Снегирь»(выучить) С. Е. Есенин «Пороша», Александров:«Новогоднее происшествие». «Ты мороз»,Загадки и пословицы на зимнюю
тему. Маршак:«Декабрь,январь,февраль». Пушкин:«Зимнее утро», Тютчев:«Чародейкою
зимою».
Виды занятий и игр с детьми:Д/и «Угадай сказку по иллюстрации», игра на свежем воздухе «Кто больше?».Рисование Посещение мероприятий организуемых на базе
детской библиотеки в соответствии с темой недели. Аппликация.
Работа с родителями:Заучивание стихотворение. Поделка с привлечением родителей. Поделка «Снежинка».
«Цветик –семи цветик» Катеев В. П. и «Русские народные сказки.
Февраль:чтение сказки и переска «Цветик- семи цветик»
Виды занятий и игр с детьми:Д/ и «Цветик семи цветик».Аппликация «Радужный хоровод». Н/и Собери целое. д/и «На Северном полюсе».Д/ и «Баранки».Д/и «Обобщение»/д/ и «Расскажи сказку».Беседа по пройденному материалу
Работа с родителями: Рисунок любимого героя сказки.
Март: чтение :«Лисичка – сестричка и серый волк», «Бычок-смоляной бочок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».Беседа по пройденному материалу.
Виды занятий и игр с детьми:Д/и «Сказочное лото», Д/и «Четвертый лишний» ,театрализация сказки «Репка». Д/и «Расскажи сказку». Д/и «Опиши лисичку».Лепка «Петушок».Д/и «Чей силуэт?»,загадки, Д/и «Из какой сказки герой?», Д/и «Пазлы» .Рисование «Лиса-Потрикеевна».д/и "Найди отличие".
Работа с родителями:чтение русских народных сказок. Рисунок героя сказки.
Сказки В. Сутеева.
Апрель -май:чтение сказок «Кто сказал мяу?», «Три котёнка» «Кораблик», «Это что за птица». «Разные колёса», «Яблоко» «Теремок», «Под грибом» «Петух и Краски» .Беседа по пройденному материалу
Работа с родителями:чтение с детьми сказок автора.
Виды занятий и игр с детьми: Рисование :Кот,д/и «Посмотри и расскажи».Расскажи сказку по мнемотаблие «Кораблик».Д/и «Разные колеса».Д/и «Яблоко».Театрализация «Под грибом».
Раскрась сказку «Под грибом».П /и «Краски»."Раскрась сказку ".
Способы и средства достижения результата.
Чтение и беседы о прочитанных произведениях, театрализованное представление, презентация иллюстраций, выставка, викторина, игры предоставленные в лепбуке, вызвали большой интерес у участников проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы – оповещение, ознакомление участников с планом.
Организационные–определение круга участников, распределение обязанностей.
Консультации по подготовке мероприятий.
Кадровые – количество участников по категориям.
Мотивационные – игровая, соревновательная, творчества.
Научно-методическая – изучена литература, подобраны и разработаны сценарии, сюжеты мероприятий.
Подобраны диагностические материалы: анкеты для родителей и детей.
Материально-технические – предметно-развивающая среда.
Оборудование,музыкальное обеспечение.
Нормативно-правовые – проект разработан в соответствии с программой.
Реализация проекта.
Срок реализации 9 месяцев. Приняли участие в проекте дошкольники подготовительной группы, так и их родители.
Анализ результатов.
1 У детей повысился уровень знаний по произведениям писателей и поэтов,
повысился уровень участия родителей в культурной жизни ребенка.
2 Произошло творческое взаимодействие детей, родителей, воспитателей.
3 Дети объединились общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.
4 Родители повысили педагогический потенциал семьи.
5 Воспитатели смогли усовершенствовать содержание и методы воспитания и
обучения дошкольников, т. е. повысить свой профессиональный уровень, а
именно: что в развитии восприятия художественного текста выделяют три стадии:
непосредственное восприятие, воссоздание переживание образов (в основе работа
воображения, понимание идейного содержания произведения (в основе лежит
мышление, влияние художественной литературы на личность читателя (через
чувства и сознание). По мере развития ребенка меняется его восприятие и
отношение к литературе:
1. В связи с расширение жизненного и литературного опыта дети могут
устанавливать простые причинно-следственные связи в сюжете.
2. В целом дают правильную морально-нравственную оценку поступкам
персонажей.
3. Возникает интерес к воспроизведению событий произведения (Неоднократное
обыгрывание,воспроизведение)