екатерина хлызова
Долгосрочный проект в младшей группе «Хорошо быть здоровым!»
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки проведения проекта : сентябрь – апрель 2020-2021 учебного года.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта :
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей.
Публикация «Долгосрочный проект в младшей группе „Хорошо быть здоровым!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Образовательная область «Физическое развитие» – «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
В каждодневной деятельности формируются культурно-гигиенические навыки у детей, вырабатываются привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий.
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, замечаю, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляю таким детям всё больше самостоятельности. Для этого я разработала данный проект, расширила формы работы с детьми и родителями. От прямых указаний перешла к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Сначала детей приучаю к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Художественное слово, фольклор (потешки, прибаутки, песенки, сказки, стихи). Например: учим стихи, загадки, сказки, потешки. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Использую в своей работе с детьми наглядные приемы (картинки, фотографии). Например: фотографии, иллюстрации о правилах поведения за столом.
Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).
Приучаю ребё нка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой. Мною спланированы следующие игры: «Умоем куклу Катю», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Причешем куклу Катю».
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков, необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой, после еды?».
Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях.
Провожу индивидуальные беседы с родителями, консультации для родителей, чтобы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.
Таким образом, проблема воспитания КГН решается через данный проект, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Проблема:Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков. Актуальной является проблема здоровья детей раннего возраста в ДОУ. Особенно в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно-оздоровительной работы.
Мотивация детей:быть здоровыми, чистыми, непохожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».
Цель проекта : создание условий для совершенствования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах детской деятельности.
Задачи проекта :
1. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
2. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
3. Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
4. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.
5. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Дети от 3– 4 лет должны:
* С помощью взрослого приводить себя в порядок.
* Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
* По порядку одеваться и раздеваться.
* При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках).
* Аккуратно складывать одежду.
* Следить за своим внешним видом.
* Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.
* Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
* Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
* Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
* Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Продукт проекта :
1. Знания у детей и прочно сформированные привычки культурно-гигиенических навыков.
2. Изготовление книжек-малышек с родителями «Будь здоров, малыш!».
3. Консультации для родителей о здоровье.
План реализации проекта
Ежедневное использование физкультурных минуток;
· Использование пальчиковой гимнастики на занятиях и в свободной деятель-
ности;
· Проведение подвижных игр на физкультурных занятиях и в свободной дея-
тельности;
СЕНТЯБРЬ
Сбор литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
ОКТЯБРЬ
Консультация для родителей на тему:
«Как приучить ребёнка быть аккуратным».
Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
Художественное слово, детский фольклор в свободное время от непосредственно образовательной деятельности: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.
Дидактические упражнения:
«Оденем куклу на прогулку».
«Уложим куклу спать».
Информация для родителей
на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
НОЯБРЬ
Памятка для родителей «Внешний вид малышей: О чём не стоит беспокоиться».
Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки».
Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр»
Игры- ситуации «Купание куклы»,
«Накормим куклу».
Беседа с родителями на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
Дидактические игры: «Водичка, водичка», «Вымой руки».
Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску».
ДЕКАБРЬ
Заучивание потешки «Расти коса, до пола».
Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
Заучивание потешки «Водичка, водичка».
Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».
Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы делаем зарядку после дневного сна».
ЯНВАРЬ
Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться».
Сообщение для родителей на тему: «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно».
Дидактическое упражнение: «Возьмём мишку на прогулку».
Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.
Дидактические упражнения: «Что нужно кукле?», «Оденемся на прогулку».
ФЕВРАЛЬ
Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса».
Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.
Игровая ситуация: «Кукла Катя заболела».
Знакомство с трудом медицинской сестры. (экскурсия в медицинский кабинет)
Игровая ситуация «Купание».
Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
МАРТ
Игровая ситуация: «Витамины в огороде».
Дидактическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо».
Подвижная игра «Зайка белый умывается».
АПРЕЛЬ
Консультация для родителей: «Как ухаживать за волосами детей».
Сюжетно- ролевая игра «Больница».
Игровая ситуация «Обед для кукол».
Беседа на тему: «Наш зайчонок заболел».
Игровая ситуация «Котик простудился».
Изготовление книжек-малышек с родителями «Будь здоров, малыш!».
Изготовление массажных ковриков («троп здоровья»).
Результаты проекта :
1) У большинства детей сформированы основы гигиенических навыков.
2) Дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина, о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).
3) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы.
4)Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
5) Существует интерес и желание у детей выполнять различные упражнения.
6) С удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босяком по «тропе здоровья» - по коврикам приготовленными родителями.
7) Дети стали реже болеть.
8) Дети самостоятельно проявляют инициативу: бегать, прыгать,играть с мячом, ползать, лазать.
Перспектива:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Список литературы:
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст] :
популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ
классик,200.–С. 114-118.
2. Богина,Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] :
методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,
2006. – С. 94 -96
3. Доскин,В. А. Растем здоровыми [Текст] :пособие для воспитателей,
родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева– М:
«Просвещение»,2002. С. 52–55.
4. Расту культурным [Текст] :-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
5. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.
Проектирование, тренинги, занятия [Текст] : методическое
пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель»,2009.164-169с.
6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет
[Текст] : методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера»,
2004. С. 30–33,43-48с.