Светлана Абашкина
Долгосрочный проект в группе среднего дошкольного возраста «Год памяти и славы»
Проект «Год памяти и славы» для детей среднего дошкольного возраста
Гордиться славою своих предков
Не только можно, но и должно.
А. С. Пушкин
Введение
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
Публикация «Долгосрочный проект в группе среднего дошкольного возраста „Год памяти и славы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
В нашем детском саду, в группе среднего дошкольного возраста был разработан долгосрочный образовательный проект «К 75-летию победы в Великой Отечественной войне». Данный образовательный проект о реализации его с детьми в средней группе «Улыбка» МДОУ детского сада №9 «Ласточка» города Ртищево, Саратовской области, который мы назвали «Год памяти и славы».
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ласточка» города Ртищево, Саратовской области
Состав проектной группы : руководитель проекта, воспитатель – Лагутина С. С., воспитатель- Гурина Н. В., музыкальный руководитель-Бычкова Е. В. ; дети и родители средней группы детского сада.
Тип проекта :
• По доминирующей в проекте деятельности : познавательный, творческо-исследовательский.
• По числу участников проекта : групповой (21 человек).
• По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020).
• По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Ртищевская детская районная библиотека, Ртищевский краеведческий музей.
• По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край.
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «День Победы».
Почему же проект является социально – творческий? В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся работа была построена в этом направлении. Как известно, впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается.
Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель проекта : формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Кубани и Крымского района в победу нашего Отечества.
Задачи проекта :
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу Ртищево, к Саратовской области, России.
3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые принимали участие в ВОВ, воспитание любви к родному краю.
4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
5. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Ожидаемый результат:
• Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
• Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
• Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
• Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Организация работы над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
• Проведение тематической ООД, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
• Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
• Слушание песен военно-патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский, П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику «Вечный огонь», а также военно-исторической экспозиции «Сопка Героев»)
• Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда :
• Оформление уголка «Боевой славы».
• Дидактические игры с патриотическим содержанием.
• Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
• Подборка песен военных лет.
• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
• Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику
План работы:
Месяц Формы и методы работы Взаимодействие с родителями
Подготовительный этап
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной теме
2. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
3. Чтение рассказа: «Таежный подарок».
4. Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне,
5. Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней» Совместные поиски информации.
Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.
Основной этап
Октябрь
1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки».
2. Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
3. Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков подготовительных групп)
4. Беседа с детьми «Подвиг на войне»
5. Посещение Ртищевской детской библиотеки; Экскурсия детей к вечному огню, памятнику «Герои земляки» Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»
Ноябрь 1. Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»
2. Рисование «С чего начинается Родина».
3. Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.
4. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.
5. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 6. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.
Выставка рисунков родителей и детей на
военную тематику «Не забудем их подвиг
великий»
Декабрь 1. НОД «Города-герои»
2. Рассматривание открыток «Города герои».
3. Рисование
4. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
5. Разучивание стихотворений,
6. Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
7. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю». Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
Январь
1. Рисование: «Вечный огонь»
2. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений,
3. Чтение худож. произведений: Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
4. Муз. развитие: прослушивание муз произведений
Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне
Февраль
1. НОД «Слава и гордость воинам»
2. Рисование «Наша армия родная»,
3. Беседа " День снятия блокады Ленинграда"(27 января 1944 г.)
4. Лепка «Военная техника»,
5. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри», разучивание стихотворений
6. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
7. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
8. Рассматривание альбомов
9. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш»
Подготовка и проведение праздника «День защитника отечества»
Март 1. Речевое развитие: пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра», разучивание стихотворений
2. Муз. развитие: прослушивание муз. произведений
3. Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»
4. Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников.
Оформление тематической выставки в книжном уголке
Апрель 1. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
2. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
3. Аппликация «Открытка с тюльпанами»
4. Дидактическая игра «Ордена и медали»
5. Лепка «Военные награды»
6. Муз. развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А. Александрова
7. Рисование «Я рисую мир»
8. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава»
Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы.
Заключительный этап
Май
1. Музыкально-спортивный праздник посвященный «Дню Победы»
2. Конструирование: Макет ко дню победы
3. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»
Содействие в организации экскурсии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Великая Отечественная война. /https://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения https://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
6. День Победы! (Тематические коллекции)https://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / https://www.p4c.ru/671
9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / https://kids-kids.ru/archives/138
13. Патриотическое воспитание дошкольников : Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.