Римма Касимхановна Сабирова
Долгосрочный проект «Пальчиковые игры как способ здоровье сберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : игровой.
Срок реализации проекта : долгосрочный 1 год.
Участники проекта : воспитанники старшей группы; воспитатели группы; родители воспитанников
Актуальность темы: в настоящее время полноценное развитие детей становится актуальной проблемой. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, речь. Японские специалисты выяснили, что на руках человека, особенно на кистях, располагается большое количество особых точек, массирование которых способно излечить от определенных заболеваний. Например, при проблемах с желудком полезно массировать указательный палец, для улучшения работы головного мозга – большой, при сердечных заболеваниях – мизинец, если беспокоят почки и печень – безымянный, а для нормализации работы кишечника – средний палец.
Публикация «Долгосрочный проект „Пальчиковые игры как способ здоровье сберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Цель проекта : укрепить здоровье детей, проводя массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развивать мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Задачи:
1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности.
2. Выработать привычку самомассажа пальчиков.
3. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение.
4. Подготовить руку к письму.
5. Вызывать положительные эмоции.
6. Прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап:
1) Определение темы проекта.
2) Формулировка цели и задач.
3) Изучение методической литературы, разработка и накопление методических материалов по проблеме.
4) Перспективное планирование проекта.
5) Создание наглядных пособий.
2. Основной этап:
1)Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов пальчиковых игр.
2)Мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр :
• Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
• Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
• Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
• В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
• Очень чё тко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу ( к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
• Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Ожидаемые результаты:
Расширить кругозор и словарный запас детей, дать первоначальные математические представления и экологические знания, обогатить знания детей о собственном теле, создать положительное эмоциональное состояние, воспитать уверенность в себе.
Приложение № 1.
Перспективный план по развитию мелкой моторики в старшей группе.
Сентябрь. Тема «Золотая осень».
1 неделя. Тема: «День знаний. Поделимся летними впечатлениями»
• Пальчиковая игра «Сосчитаем до пяти».
• Игры с прищепками (солнышко).
• Игра с горохом или бобами (выложить цветы).
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (канцтовары).
• Дорисуй узор по точкам (школьный рюкзак).
2 неделя. Тема: «Уж небо осенью дышало».
• Пальчиковая игра «Засолка капусты».
• Фигурки из счетных палочек (машина везет урожай с полей).
• Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
• Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
• Дорисуй узор по точкам (зонтик).
3 неделя. Тема: “День хлеба. Такой разный урожай”.
• Пальчиковая игра “Хлебушек, пекарь”.
• Фигурки из счетных палочек (мельница).
• Ниткография (колоски).
• Самомассаж с граненым карандашом.
• Тестопластика (крендельки).
4 неделя. Тема: “Осенняя красота природы”.
• Пальчиковая игра “Осенний букет”
• Печатание разными листьями “Осенний ковер”.
• Ниткография “Осенний лес”.
• Рисование на манной крупе “Дождик в саду”.
• Проталкивание фасоли в пластиковую бутыль.
Октябрь. Тема: “Мама, папа я – здоровая семья”.
1 неделя. Тема: “День пожилого человека. Наши дорогие бабушки”.
• Пальчиковая игра “Моя семья”.
• Фигурки из счетных палочек (очки, клубок).
• Работа с фасолью (отделить красную фасоль от белой).
• Бусы в подарок маме (нанизывать бусины на нить).
• Оригами “Тюльпан”.
2 неделя. Тема: “Папа, мама, я – спортивная семья”.
• Пальчиковая игра “Тренировка” .
• “Фигурки из счетных палочек” (качели).
• Закапывание в рисе больших пуговиц.
• «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
• Дорисуй узор в зеркальном отражении (гантели, клюшка).
3 неделя. Тема: “Широка страна моя родная”.
• Пальчиковая игра “Дружба”
• Ниткография “Глобус”.
• Самомассаж пальчиков с грецкими орехами.
• Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать флаги России, Татарстана).
• “Рыбалка” (на удочку прикрепить магнит и вылавливать из емкости с водой прищепки).
4неделя. Тема: “Обычаи и традиции России, Татарстана”.
• Пальчиковая игра “Матрешки”.
• Куклы на пальчиках (нарисовать кукл в национальных костюмах).
• Игры с прищепками (забор).
• Дидактическая игра “Укрась калфак ”.
• Дорисуй узор (дымковская роспись на полоске).
Ноябрь. Тема: “Мир вокруг нас”.
1 неделя. Тема: “Я живу в Казани”.
• Пальчиковая игра “Башня” .
• Ниткография “Достопримечательности Казанского Кремля”.
• Самомассаж массажными мячами.
• Пейзаж на песке “Мой любимый город”.
• Выкладывание башни Сююмбике гречкой.
2 неделя. Тема: “Мир транспорта. Транспорт в нашем городе”.
• Пальчиковая игра “ Транспорт”
• Рисование на манной крупе легковой и грузовой машины.
• Дидактическая игра “Собери автобус из деталей”.
• Закапать горючее пипеткой в канистру.
• Дорисуй узор по точкам “Трамвай”.
3 неделя. Тема: “Всемирный день приветствия”.
• Пальчиковая игра “Встреча” .
• «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
• Рисование на песке смайликов.
• Оригами “Тюльпан”.
• Самомассаж граненым карандашом.
4 неделя. Тема: “День матери”.
• Пальчиковая игра “Лесенка - чудесенка” .
• Бисероплетение (бусы для мамы).
• Фигурка из счетных палочек (цветок).
• Плетение (бант на коробку).
• Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур (сердечко).
Декабрь. Тема: “Зимушка - зима”.
1 неделя. Тема: “Моя семья”.
• Пальчиковая игра “Домики” .
• Фигурки из счетных палочек (телевизор).
• Рисование на манке любимых игрушек.
• Тестопластика “Праздничное угощение”.
• Дорисуй узор “Цветы”.
2 неделя. Тема: “Проказы матушки зимы”.
• Пальчиковая игра “Зима” .
• Игра “Разложи льдинки по формочкам”.
• Работа с ватой (снежные сугробы).
• Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка).
• Дорисуй узор “Зимнее дерево”.
3 неделя. Тема: “Животный мир нашего края зимой”.
• Пальчиковая игра “Олень” .
• Игры с прищепками “Укрась ежика иголками”.
• Ниткография “Уши зайца”.
• Работа с крупами (рассортировать горох и фасоль).
• Дорисуй узор по точкам “Медведь”.
4неделя. Тема: “Зимующие и перелетные птицы”.
• Пальчиковая игра “Сова” .
• Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка).
• Обрывание (укрась снегирю грудку).
• Самомассаж массажными мячиками.
• Ниткография (кормушка).
Январь. Тема: “Братья наши меньшие”.
2 неделя. Тема: “Наши верные друзья” (домашние и дикие животные).
• Пальчиковая игра “Лиса” .
• «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
• Игра с рисом (обвести утенка по контуру и выложить его крупой).
• Самомассаж граненным карандашом.
• Дорисуй узор (Индюк).
3 неделя. Тема: “Мы едем, едем в Африку!” (животные жарких стран).
• Пальчиковая игра “Жираф” .
• Поделка “Слон” (основа картонный цилиндр).
• Выкладывание из счетных палочек “Пальма”.
• Самомассаж мячиком.
• Дорисуй узор “Бегемот”.
4неделя. Тема: “В гости к Белому медвежонку” (животные Севера).
• Пальчиковая игра “Белый медведь” .
• Фигурка из счетных палочек (санки для медвежонка).
• “Домик для белого медведя” – сложить пластиковые стаканчики в виде “колодца”.
• Работа со штампами.
• Дорисуй узор по точкам (Белый медвежонок).
Февраль. Тема: “Мир, в котором я живу”.
1 неделя. Тема: “Дома людей, местожительства животных”.
• Пальчиковая игра “Есть у каждого свой дом”.
• Ниткорафия “Жилища разных народов”.
• Работа с пуговицами “Выложи домик бобра”.
• Самомассаж пальчиком грецким орехом.
• Растягивании резинки (держа пальчиками за концы).
2 неделя. Тема: “Дело мастера боится ” (профессии, военные профессии).
• Пальчиковая игра “Самолет” .
• «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
• Игра с веревкой “Буксир” .
• Тестопластика “Кондитер” (лепка тортика и украшение его бисером).
• Соедини точки и узнай профессию.
3 неделя. Тема: “День защитников Отечества”.
• Пальчиковая игра “Бинокль” .
• Фигурки из счетных палочек (танк, самолет).
• Конкурс “Кто больше узелков завяжет на веревке”.
• Работа с рисом (салют на синем картоне).
• Рисование салюта ватными палочками.
4неделя. Тема: “Мама. как много в этом слове”.
• Пальчиковая игра “Если был бы я девчонкой. ” .
• Работа с ниткой и иголкой (пришивание пуговиц).
• Выкладывание из пуговиц “Нарцис”.
• Тестопластика “Мимоза”.
• Самомассаж грецким орехом.
Март. Тема: “Весна идет, весне дорогу”.
1 неделя. Тема: “Женский день – 8 Марта”.
• Пальчиковая игра “Мамин день”.
• «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
• Тестопластика “Кулон” (изготовить кулон для мамы, украсить бисером).
• Поделка из бумаги “Букетик цветов”.
• Дорисуй узор по точкам “Солнышко”.
2 неделя. Тема: “Путешествие по морскому дну”.
• Пальчикова игра “Карасики” .
• Моторчик подводной лодки. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
• Рисование гуашью на гладких камушках.
• Работа с пшеном “Золотая рыбка”.
• Рисование на песке (осьминог, морской конек, морская звезда)
3 неделя. Тема: “Домашняя утварь” (посуда, электроприборы).
• Пальчиковая игра “Чайник”.
• Рисование на песке “Чайная посуда”.
• Лепка из глины “Кувшин”.
• Выкладывание из счетных палочек “Бытовая техника”.
• Соедини точки по цифрам “Мясорубка”.
4неделя. Тема: “Ласточка примчалась из-за синего моря”.
• Пальчиковая игра “Ласточка примчалась».
• Оригами “Журавль”.
• Ниткография “Птица”.
• Рисование ладошкой “Птицы в небе”.
• Игра с песком “Найди горох ”.
Апрель. Тема: “Обо всем на свете”.
1 неделя. Тема: “Весна, весна на улице”.
• Пальчиковая игра “Весна” .
• Оригами “кораблик”.
• Самомассаж граненным карандашом.
• Рисование на песке “Весенняя капель”.
• Дорисуй рисунок “Веточка вербы”.
2 неделя. Тема: “Наш космический корабль”.
• Пальчиковая игра “Комос”.
• Работа с ватой “Воздушные облака”.
• Работа с штампом “Звездочки”.
• Играы с прищепками “Космический корабль”.
• Дорисурисунок по той чкам “Звезда”.
3 неделя. Тема: “Что мы знаем о знаменитых людях Татарстана. День
рождения Г. Тукая ”.
• Пальчиковая игра “Дружба”
• Рисование на песке “Шурале”.
• Выкладывание из счетных палочек “Гребень Водяной”.
• Самомассаж пальчиков “Надеваем перчатки-получаем пальчики Шурале”.
• «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
4неделя. Тема: “Колыбель истории”.
• Пальчиковая игра “Мой любимый город”.
• Выкладывание из счетных палочек “Спасская башня”.
• Рисование на манке “Наши реки”.
• Самомассаж мячами.
• Дорисуй узор “Белый барс”.
Май. Тема: “Наше счастливое детство”.
1 неделя. Тема: “Мы за мир, за дружбу. ” (День Победы).
• Пальчиковая игра “День Победы” .
• Выкладывание из фасоли “Пограничная собака”.
• Дорисуй узор по точкам и раскрась “Солдат на посту”.
• Фигурка из счетных палочек (танк, флажок).
• Звязываем узелки.
2 неделя. Тема: “Приключение муравьишки” (насекомые).
• Пальчиковая игра “Червячки” .
• Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
• Рисование на песке “Бабочки”.
• Оригами “Бабочка”.
• Выкладывание из пуговиц “Муравейник”.
3 неделя. Тема: “На лесной полянке” (ягоды, цветы).
• Пальчиковая игра “Ягоды”.
• Тестопластика “Корзинка с ягодами”.
• Ниткография “Земляника”.
• Чудесный мешочек “Ягоды”.
• Дорисуй узор по точкам “Цветок”.
4 неделя. Тема: “Долгожданное лето”.
• Пальчиковая игра “Красота природы”.
• Фигурки из счетных палочек (карусель).
• Бисероплетение (краски лета).
• Дорисуй узор в зеркальном отражении (пейзаж).
• Пейзаж на манке (где я буду отдыхать).