Эльвира Латыпова
Долгосрочный проект по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад «Снежинка»
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
«ЗДОРОВЯЧОК»
Подготовили: Канева Л. И.
Латыпова Э. Р.
2018 г.
Проект был разработан в соответствии с ФГОС дошкольного образования, по укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста.
Публикация «Долгосрочный проект по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Вид проекта – долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети дошкольного возраста и их родители.
Актуальность проблемы: Здоровье дошкольника, его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Соответственно, сегодня в дошкольных учреждениях педагоги уделяют большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Проблема здоровья детей дошкольного возраста в наши дни стала весьма очевидной. По статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе, ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде.
И по этому, дошкольное учреждение не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Для полноценного физического и психологического развития детей, в нашем дошкольном учреждении здоровье сберегающие технологии реализуются по всем разделам образовательной программы.
Созданы определенные условия:
• физкультурный зал для проведения физкультурных занятий и спортивных мероприятий;
• оборудование способствующие укреплению рук, ног, мышц туловища, обеспечивающие профилактику нарушения осанки, а также развитию двигательной активности и координации движений детей;
• соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
• использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
• индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
• создание условий для удовлетворения потребности детей в движении;
• реализация различных форм систематической работы с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Конспекты оздоровительных мероприятий и спортивных досугов;
• Физкультурный зал, спортивная площадка;
• Методическая литература.
Цель проекта :
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи проекта здоровьесберегающих технологий
Тип задач Вторая младшие группы (3–4 года) Средняя и старшая
группы (4–6 лет) Подготовительная
группа (6–7 лет)
Образовательные
• Сформировать представления о полезной пище;
• рассказать о работе медсестёр и врачей;
• сформировать
представления о том, что такое здоровье;
• пополнять словарный запас. • Сформировать первоначальные
представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
• пополнять словарный запас;
• научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим. • Научить простым техникам
самостоятельного снятия физического и
эмоционального
напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения,
самомассаж);
• передать знания о
болезнях и способах защиты от них.
Развивающие • Развивать координацию движений и
двигательные навыки;
• развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
• развивать внимание и умение повторять показываемые
действия;
• формировать и
совершенствовать культурно-
гигиенические навыки.
• Закрепить культурно- гигиенические навыки;
• совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
• развивать все виды восприятия;
• сформировать умение
действовать (выполнять упражнения) по команде.
• Повысить двигательную активность;
• осуществлять профилактику умственного
перенапряжения;
• развивать аналитические способности и логическое мышление.
Воспитательные • Воспитывать
аккуратность и опрятность;
• создать положительную мотивацию к
правильному питанию, регулярным
физическим тренировкам.
• Воспитывать чувство коллективизма;
• прививать полезные привычки, желание заниматься спортом. • Научить избегать вредных привычек;
• воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
• стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.
Здоровье сберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей, используемые в педагогическом процессе:
Медико-профилактические технологии - мониторинг здоровья воспитанников
— непрерывное наблюдение за состоянием детей.
- Фитотерапия — профилактики заболеваний и лечения при помощи трав
- Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру).
Социально-психологические технологии - обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Создают эмоциональный комфорт и позитивную атмосферу для ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
- Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д).
- Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
-Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
- Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
- Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, мелками, гуашью, акварелью и пальчиковыми красками).
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
- Физкультурные занятия – способствуют развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.
- Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками, предотвращающая чрезмерное умственное и физическое напряжение детей.
- Утренняя, дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика после сна, закаливание, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки – направлены на воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье, повышает работоспособность организма.
- Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
- Су-Джок терапия – могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Воспитательно-образовательные технологии
процесс с учётом использования различных здоровье сберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, которые учат детей здоровому образу жизни, дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета.
- Утренняя гимнастика, с предметами и без них – получение заряда бодрости на весь день. «Подвижные игры, оздоровительный бег»
- Пробуждения после тихого часа — правильное пробуждение организма для продуктивной работы и хорошего настроения. «Ходьба по дорожкам здоровья, малоподвижные и хороводные игры»
- Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья – получение знаний о здоровом образе жизни :
«Айболит в гостях у детей», «Лесные приключения», «Путешествие в страну Неболейка», «Строение тела человека», «Путешествие в страну Здоровья», «Полезные и вредные продукты для человека», «Природа и человек», «Зеленые помощники человека», «Опасные ситуации на улице», «Правила дорожного движения».
- Беседы на темы: «Наши верные друзья», «Зарядка и простуда», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» «Волшебство вежливых слов», «Правила, помогающие жить дружно», «Надо, надо умываться…», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» и др.
- Артикуляционная гимнастика проводится 2 раза в день в режимных моментах перед приемами пищи: «вкусное варенье», «качалочка», «цапля», «морская звезда»,
«лошадка», «самолет» и др.
- Прогулка - один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов.
Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровье сохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности :
o предметную,
o исследовательскую,
o игровую,
o творческую.
Методы и формы внедрения здоровье сберегающих технологий в ДОУ Табл. : формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению
Возрастная группа Формы образовательной деятельности Формы досуговой деятельности
Вторая младшая • Совместная с педагогом двигательная активность:
-Утренняя гимнастика,
-Подвижные игры.
• Опытная деятельность:
- «Искупаем куклу Дашу»,
- «Постираем салфетки».
• Наблюдения:
- за работой нянечки (делает сухую и влажную уборку в помещении, моет посуду)
- за работой в пищеблоке (моют продукты, термообработка). «Изготовление игрушки
«Султанчик» для дыхательной гимнастики»
Досуг для детей и родителей по
здоровье
сберегающим технологиям :
«Мама, папа я – дружная семья»,
«Прыг – скок команда»
«Изготавливаем дорожку здоровья» (для средней группы проводятся совместно с родителями).
Мастер-классы:
«готовим витаминный напиток/овощной салат»
Средняя • Различные виды гимнастики в игровой форме:
o Зарядка,
o Пальчиковые игры,
o Закаливание на гимнастике пробуждения.
• Познавательные беседы:
o «Зачем нужны доктора?»,
o «Надо, надо умываться»,
o «Зарядка и простуда»
• Изготовление поделок на тему здоровья :
o Аппликация «Баночка с витаминами/таблетками»,
o Рисование «Витамины на грядке».
Старшая • Дидактические игры:
o «Полезная и вредная еда»,
o «Найди пару» (по видам спорта,
o «Что делать, если …» (промочил ноги, на улице
жаркое солнце, от просмотра телевизора устали глаза и т. д.).
• Сюжетно-ролевые игры:
o «Поликлиника»/«Больница»,
o «Аптечный пункт».
• Подвижные игры в различных режимных моментах.
• Игры-драматизации:
o «У Доктора Айболита»,
o «Мойдодыр»,
o «Бегемот, который боялся прививок».
• Изготовление поделок:
o Лепка «Лыжник»,
o Рисование «Олимпийские кольца».
Подготовительная • Эвристические беседы. Дети в разговоре с педагогом ищут ответ на проблемные вопросы:
«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней»
«Наши верные друзья»,
«Почему мы болеем?»,
«Что такое иммунитет?» и др.
• Исследования. Старшие дошкольники узнают о работе внутренних органов, строении тела человека, механизмах действия витаминов и лекарств. Валеологические исследования в ДОУ проводятся через изучение макетов («Скелет», «Тело человека») и просмотр познавательных видеороликов. Вначале формулируется проблемный вопрос, на который дети ищут ответ на занятии.
• Проекты.
• Продуктивное творчество:
o изготовление макетов,
o рисунки,
o стенгазеты,
o плакаты.
• Ведение дневника здоровья (самостоятельное). Дети 5–7 лет способны оценить своё состояние: настроение, самочувствие, рабочий настрой. Сначала воспитанники заполняют дневники при помощи символов: +/-, стрелочка вверх или вниз и т. д.
Иногда педагоги используют оценочные наклейки (смайлики). Выпускникам детского сада можно предложить оценивание критериев здоровья по балльной шкале от 1 до 3, где 1 — плохо, 2 — нейтрально, 3 — хорошо.
Введение дневника здоровья
День Здоровья
Губернаторские соревнования
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Совместная деятельность с родителями всегда способствует гармонизации психического состояния детей.
Примеры досугов с родителями:
Мастер-класс «Игрушка Султанчик» - предназначен для артикуляционной гимнастики.
Утренняя зарядка «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!», Мастер-класс «Готовим витаминный коктейль»,
Весёлые старты «Мама, папа, я – спортивная семья!».
Беседы на следующие темы: «Роль и значение рационального питания дошкольников», «Значение пальчиковой гимнастики для речевого развития ребенка», «Полезные и вредные привычки».
Оформлены папки-передвижки: «К здоровой семье через детский сад», «Со спортом дружить – здоровым быть», «Закаливание в вашей семье».
Литература
1. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ». Авт. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
2. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения» / авт. -сост. Т. Г. Анисимова, С. А. Ульянова; под ред. Р. А. Ереминой. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 146 с.
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Вместе с детьми.).
4. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4- 5 лет».
5. Л. Л. Тимофеева. Е. Е. Корничеева «Планирование образовательной деятельности в ДОО».