Талица Павлиди
Долгосрочный проект «Наш дом — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
«Мой дом -Россия» по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников.
2022г.
Паспорт проекта
Вид проекта : нравственно-патриотический.
Тип проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети всех групп, родители, воспитатели, специалисты.
Ожидаемый результат
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Публикация «Долгосрочный проект „Наш дом — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
Сроки реализации проекта : 2021- 2022 учебный год.
«Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего».
В. Г. Белинский
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
АКТУАЛЬНОСТЬ
Патриотическое воспитание является одной из актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Патриотизм – это любовь к своей семье, к детскому саду. родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т. п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Проект на тему «Мой дом Россия» мы начали реализовывать с октября 2021 года.
Началом нашего проекта послужила годовая задача нашего детского сада.
Цель проекта : формирование нравственно – патриотического воспитания у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, Родине;
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Задачи проекта :
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- способствовать формирование у детей интереса к народам России;
- познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур;
- связь окружающего мира с жизнью человека;
- познакомить детей с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- познакомить детей с народными традициями;
-развивать у детей стремление к созидательной деятельности;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе;
-вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационно-накопительный:
с 11 октября по 11 ноября 2021 года
- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
-Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
- Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.
Организационно-практический
11 ноября по 11 июня 2022 года
Презентационно – завершающий 12 июня 2022
- Чтение методической и художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Проведение цикла тематических занятий.
- Разучивание песен, стихов о Родине, России.
- экскурсия в детскую библиотеку.
- развлечение в ДОУ «День народного единства» ;.
-мероприятие посвящённое 23 февраля
-мероприятие «Масленица»
-мероприятие 9 мая День победы.
-акция Посади дерево «Сад Памяти»
-конкурс чтецов «Мой дом- Россия»
-мероприятие посвящённое Дню России «Мой дом- Россия»
- творческие работы семей по теме: «Народы России»
Контрольно-рефлексивный
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Формы организации деятельности по проекту : «Мой дом Россия»
I. Непосредственная образовательная деятельность
Образовательная область Задачи и формы Интеграция
образовательных областей
Познание
(Формирование целостной картины мира)
-способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей;
-расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия;
-закреплять и углублять социальные представления,
-упорядочивать и систематизировать накопленные сведения о мире
1.«Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн»
Цель:
-Рассматривание карты Российской Федерации;
- Способствовать формированию у детей интереса к родной истории;
-Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой.
- Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну.
-Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, чувство гордости за людей живущих в России
2. Рассказ воспитателя
«Страна, в которой мы живем. Природа России»
Цель:
-Закрепить знания детей о названии страны, ее природе.
-Познакомить с географической картой, учить «читать» ее.
-Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их.
-Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
-Активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России.
-Продолжать развивать у детей умение самостоятельно организовывать игру народов России.
- Формировать связную, диалогическую речь.
3. Беседа «Мой дом – Россия!»
Цель:
-Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия).
-Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая.
-Словарь: Русь, Россия, Отечество, Родина, Российская держава, россияне.
- Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.
-Развитие мышления, внимания;
-Развитие физических качеств: быстроты, ловкости;
-Продолжать формировать у детей интереса и любви к народам России;
-Совершенствовать исполнительские навыки у детей при прочтении стихотворений (интонация, жесты, мимика);
-Закрепление практического навыка выразительного исполнения песни;
-Социализация
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Музыка;
-Художественное творчество
-Социализация,
- Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Здоровье,
- Музыка,
- Социализация,
- Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Музыка,
-Художественное творчество
Коммуникация
- задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;
- проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы;
- развивать восприимчивость к
сочинению небольших стихотворений,
-сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности.
1. Составление рассказов по картинам:
- «Ярмарка. Русские»,
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.
Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,
- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.
- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности
3. Составление рассказов по пословицам:
- «Родина краше солнца, дороже золота».
-«На чужбине и собака тоскует».
-«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
-«Смело иди в бой, Родина за тобой».
Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.
Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.
4. Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия».
Чтение стихов о Родине, России, гербе.
Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Безопасность,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Художественное творчество:
-формировать представление о России как о многонациональном государстве;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
-приобщать к истокам народной культуры;
-формировать представления о населении разных стран, их особенностях, о национальных костюмах.
Рисование:
1. Рисование русского народного женского костюма (женщины.
Программное содержание:
-В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России.
-Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями,
-Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.
2. Рисование «Дружный хоровод»
Программное содержание:
-Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие, уважение к народам России;
-Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России;
-Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.
Лепка:
1. Изготовление флага Российской Федерации (пластилин, картон)
Цель:
-воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России;
-развивать фантазию и воображение;
-продолжать учить задумывать содержание своей работы;
-доводить замысел до конца;
-создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию.
2.«Танк»
Цель:
-закреплять умение лепить предметы из отдельных частей.
-учить соединять отдельные части.
-Развивать самостоятельность и аккуратность.
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Чтение художественной литературы
- стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;
- продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
- развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.
Аппликация:
1. Изготовление открыток «Поздравление с Днем народного единства»
Цель:
-Воспитывать у детей уважение и внимательное отношение к нашим народам
-Воспитывать доброту, умение дружить,
-Продолжать учить детей вырезыванию по контуру.
-Развивать навыки работы с ножницами.
-Развивать чувство композиции.
-Научить изготавливать открытку.
2. «Корабли плывут по морю»
Цель:
-Уточнить знания о морской службе.
-Формировать уважение к людям военных профессий.
3. «По замыслу»
Цель:
-закреплять представление о празднике Победы
1. Чтение: Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по его содержанию.
Программное содержание:
- расширить и обобщить знания детей с некоторыми особенностями разных народных культур.
- познакомить детей с разнообразными природно– климатическими зонами, флорой и фауной подчёркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.
2. Чтение Сказки народов России :
«Самое дорогое» - русская народная сказка;
Программное содержание:
-расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры,
- вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.
3. Чтение Сказки народов России :
Программное содержание:
- побеседовать с детьми о природе
4. Чтение Сказки народов России :
Программное содержание:
- познакомить детей с одним из древнейших лесных промыслов – добыванием меда диких пчел (бортничеством);
- объяснить детям отличие бортничества от пасечного пчеловодства.
5. Чтение Сказки народов России :
Программное содержание:
- познакомить детей с природной зоной степей;
- на примере восточных народов представить традиционное хозяйство степных скотоводов – кочевников;
- рассказать об охоте с ловчими птицами.
6. Чтение Сказки народов России :
Программное содержание:
- представить горы как особую природную зону;
- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов ;
- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.
7 Чтение Сказки народов России :
«Девушка - хвощина» - якутская сказка
Программное содержание:
- познакомить детей с историей и обычаями наиболее многочисленного народа Сибири – якутами;
- рассказать о традиционном празднике якутского народа, посвященном светлым богам плодородия (кумысном празднике Ысыах).
8. Чтение Сказки народов России :
Программное содержание:
- познакомить детей с природой Дальнего Востока;
- на примере нанайцев представить особенности культуры оседлых рыболовов и охотников;
- рассказать о традиционных женских занятиях нанайцев, обратив внимание детей на мастерство выделки рыбьей кожи.
Цель:
-закрепление знаний о сказках народов России;
-обогащение и активизация словарного запаса детей;
-воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России. -Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
-Социализация,
-Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Музыка;
Физическая культура
- поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;
- побуждать к самостоятельной двигательной активности;
-создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки.
Спортивное развлечение «Игры народов России»
Цель:
- воспитывать уверенность в собственных силах;
- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;
- помочь закрепить у детей знания и правила пожарной безопасности.
- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных национальностей, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;
- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
II. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
«В гости» В гости к пальчику большому приходили к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга им нельзя.
«Вся моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Это вся моя семья.
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Беседы
- развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности,
- с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев,
- описывает явления окружающего мира
1. «Я и моя семья»
2. «Страна, в которой мы живем»
3. «Москва – столица России»
Программное содержание:
-Дать короткое объяснение о том, как понимают дети семья, Родина, Россия.
-вызвать желание больше узнать о России.
-дать ребятам знания столице нашей Родины - о Москве,
- познакомить со стихотворением А. Барто «О Москве»
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
1. Экскурсия в центральную детскую библиотеку. Мероприятие «Народы России».
Цель экскурсии: формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране.
Задачи:
Воспитательные:
Устойчивые знания о народах России, обогащение эмоционально-чувственного опыта у детей в, экскурсий о народе России.
Образовательные:
Создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности.
Развивающие:
Устойчивый интерес к познанию о народах живущих в разных природно – климатических зонах России, подчёркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека -Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Социализация
Просмотр диафильмов 1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.
2. «Самое дорогое» - русская народная сказка.
3. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка
После просмотра с детьми проходят беседы групповые и индивидуальные -Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Социализация
Решение проблем
«Минутка общения» «Если на Россию напали враги»,
Цель:
формировать логическое мышление у детей правильно и быстро понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России. -Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Социализация
III. Самостоятельная деятельность детей
Игры Дидактические:
«Моя родина - Росси»
Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.
«Закончи предложение «Моя страна …»»
Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
«Назови слова характеризующие хорошего человека»
Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный)
«Что путешественник по России возьмет с собой»
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.
«Раньше и теперь»
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
«Диалоги по телефону»
Игровая задача: научить детей правильно набирать нужный номер по телефону и вежливо, грамотно разговаривать и отвечать на вопросы.
«Можно - нельзя»
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
«Добавь слово»
Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь.
Сюжетно-ролевые:
“Веселое путешествие ”
Цель:
- воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам.
-закреплять и углублять интерес детей к разным народам Урала, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители.
-формировать умение обдумывать и обсуждать план игры.
- помочь детям осмысливать правила поведения.
-Развивать творческое воображение.
“В гости к жителям гор ”
Цели:
-создавать условия и поощрять социальное творчество;
-формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;
-Расширять представления детей о России, страна большая, богатая;
-Рассказать детям, что Россия – страна многонациональная,
-Воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей;
-Развивать речь детей. -Безопасность,
-Труд,
-Познание,
-Коммуникация,
-Социализация
Изобразительная деятельность Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Просторы России»)
-Познание,
-Социализация,
-Труд,
-Художественное творчество
Продуктивная деятельность
Самостоятельная продуктивная деятельность с - художественным материалом: (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.,
- конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т. д.) -Познание,
-Социализация,
-Художественное творчество
Чтение
художественной литературы Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг) -Познание,
-Коммуникация,
-Социализация
План работы с детьми по подготовке и проведению
Дня защитника Отечества
Вид деятельности Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Изобразительная деятельность Рисунки на военную тематику ко Дню защитника.
Игровая
деятельность "Наша армия" — разрезные картинки на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Танкисты",
"Пограничники",
"Лётчики". "Военная техника" — пазлы, раскраски на военную тематику.
Сюжетно-ролевые игры
"Мы — военные",
"Рода войск" — пазлы, раскраски на военную тематику.
Сюжетно-ролевая игра
"Мы - военные"
Изготовление
подарков Изготовление открыток
для пап и дедушек
"Рубашка с галстуком" Изготовление открыток
для пап и дедушек " Военная форма " Изготовление открыток для пап и дедушек "Вертолёт"
Познавательное
развитие Тематические занятия.
Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины
Музыкальная
деятельность Музыкальный праздник "Защитники Родины"
План работы с детьми по подготовке и проведения Дня Победы
Вид деятельности Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Музыкальная деятельность
Музыкальный праздник "День Победы" в ВМБУК ЦКС п. Карца
Познавательное развитие Тематические занятия. Беседы о войне.
Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины Тематические занятия. Чтение рассказов о детях в годы войны
Изготовление подарков для ветеранов Аппликация "Орден Победы" "
Конкурс Конкурс чтецов для детей «О доблестях, о подвиге, о славе»
План работы с детьми по подготовке и проведению
Дня независимости России
Вид деятельности Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа