Наталья Чиняева
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В основополагающих документах МОН РФ сформулированы данные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач. поставленных сегодня перед нашим образованием. Согласно современным представлениям,целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения,профессиональной
компетентности педагогов а также показаний заболеваемости детей.
Виды здоровьесберегающих технологий
1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья
а. Подвижные и спортивные игры.
Используем как часть физкультурного занятия,на прогулке,в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно.
Игры подбираем в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения. В МБДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
б Гимнастика пальчиковая
Используем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуем всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
в. Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечиваем проветривание помещения, даём детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
г. Гимнастика бодрящая.
Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Используем различные формы проведения : упражнения на кроватках, обширное умывание ; ходьбу по ребристым дощечкам,лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.
д. Гимнастика корригирующая.
Используем в различных формах проведения физкультурно-оздоровительной работы. Форма работы зависит от поставленной задачи и контингента детей.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
а. Физкультурное занятие.
Мы проводим занятия 3 раза в неделю 1 раз в спортивном зале, 1 раз в музыкальном зале, 1 раз в спорткомплексе.
Младший возраст 15-20 минут,средний возраст 20-25 минут, старший возраст 25-30 минут. Проветриваем помещение хорошо.
б. Коммуникативные игры.
1-2 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста. Занятия строим по определённой схеме и состоят они из нескольких частей. В них входят беседы, этюды,и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой.
в. Занятия из серии «Здоровье».
1 раз в неделю по 30 минут со старшего возраста. Включаем в сетку занятий в качестве познавательного развития.
г. Точечный самомассаж.
Проводим в предверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в утренние часы со старшего возраста. Проводим с медсестрой по строго специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР органов.
3. Коррекционные технологии.
а. Технологии музыкального воздействия.
В различных формах физкультурно – оздоровительной работы отдельные занятия 1-2 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используем в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
б. Сказкотерапия.
2-3 занятия в мсяц по 30 минут со старшего возраста. Занятия используем для психологической и развивающей работы. Сказку может рассказать и воспитатель, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий мы считаем их влияние на развитие ребёнка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребёнка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Применение в работе с детьми здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует как у нас, воспитателей, так и у родителей ценностные ориентации направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут создаваться условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносим необходимые поправки и интенсивность технологических воздействий, обеспечиваем индивидуальный подход к каждому ребёнку.