Людмила Минина
Доклад «Использование проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…»
Д. Д. Шостакович
Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.
Публикация «Доклад „Использование проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов, решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
В своей работе музыкального руководителя в учебном процессе я использую современные образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии;
2. Личностно-ориентированные технологии;
3. Технология проектирования
Используемые мной образовательные технологии ориентированы на комплексность содержания, интеграцию разных видов деятельности детей.
Технологию проектирования, которую я применяю в своей работе, как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Технология актуальна и очень эффективна. Она дает ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.
Родители могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса.
Таким образом, определился мотив для создания проекта «Звуки вокруг нас».
Тему проекта подсказало диагностическое обследование музыкальных способностей детей. Проведенная в начале учебного года диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито музыкальное восприятие, а именно: умение слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, высказывать свое суждение о прослушанном. Поэтому, целью и задачами познавательно-творческого проекта «Звуки вокруг нас», стало:
• развитие интереса и потребности у детей умения слушать и воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные;
• развитие наблюдательности и изобразительности при изготовлении инструментов из различных материалов.
На первом этапе я сформировала проблему: «Что такое звуки? Как они получились? Почему их так много, целое море?».
На втором этапе (организация работы по решению проблемы) был организован сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта.
Я ознакомила детей со звуками, которые нас окружают, а также со звучанием музыкальных инструментов.
И на заключительном этапе выяснились знания детей о звуках, откуда берется звук. Они заметили, что играя в ансамбле, быстро преодолевается затруднение исполнения произведения.
Заметно повысился уровень знаний родителей, они узнали много интересного из жизни детей в музыкальной деятельности. Прежде всего, родители помогли в оборудовании музыкальной лаборатории, пополнили альбом иллюстрациями, с рассказами о музыкальных инструментах народного и симфонического оркестров.
Продолжая работу по теме «Использование проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников», я разработала еще один творческо-исследовательский проект «Осенний калейдоскоп». Детство – счастливая пора, когда весь мир вокруг тебя кажется сказочным и волшебным. И нам, взрослым, хочется продлить для детей эту пору радостных эмоций и счастливых событий. Помочь в этом могут праздники и театрализованная деятельность, как одно из средств эмоционального развития ребенка.
У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, возникают трудности в обучении в школе. Поэтому, решая одну из задач ДОУ «Развитие речевой деятельности», возникло желание привлечь внимание родителей к этой проблеме. Данный проект стимулирует детей использовать выразительный эмоциональный поэтический язык, грамотно оформлять в речи суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, выразительно исполнять движения в танцах, хороводах, инсценировках, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему.
Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому, полноправными участниками стали и родители. Они были активно вовлечены в совместную с детьми творческую деятельность по подбору и разучиванию стихов, сочинительству, изготовлению костюмов и атрибутов к празднику.
В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, инструктор по физической культуре.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего, эмоциональную отзывчивость. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих способностей ребенка, достигается гармоничность музыкально эстетического воспитания, а следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку. Поэтому, в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов, предполагающих межпредметные связи.