Татьяна Терехова
Опыт работы «Взрослый как зона ближайшего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: воспитатель 1 категории Терехова Т. М., МБДОУ "Д/с "Незабудка" г. Абакан.
Игровая деятельность, которая в качестве ведущей является в дошкольном возрасте, поведёт развитие детей дальше и позволит им овладеть всеми основными сторонами своей психической деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми дошкольного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все это возможно только с учётом условий, определяющих его развивающий эффект.
Публикация «Опыт работы „Взрослый как зона ближайшего развития ребенка“» размещена в разделах
Чтобы развитие детей в моей группе шло более успешно, я решила работать в зоне их ближайшего развития!
В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития и зоне ближайшего развития. Эти уровни психического развития были выделены Л. С. Выготским.
Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь.
Подрастая, малыш одновременно осваивает огромное количество самых разных умений - и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – ребенок с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки.
- В какой возрастной период человека мы можем говорить о его ЗБР? Человек любого возраста может что-то делать самостоятельно: решать задачи, запоминать предложенный ему материал, придумывать, как справиться с той или иной проблемой. Все это является характеристиками его актуального развития. Однако некоторые вещи он сам без чьей-либо подсказки сделать не может, и только с чужой помощью справляется с заданием. В этом случае можно говорить о зоне его ближайшего развития. Причем один человек нуждается в очень простой подсказке, а другой требует более длительной и содержательной помощи. Это позволяет говорить о разных по величине зонах ближайшего развития.
Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет взрослым (педагогам и родителям) одновременно находится на полшага впереди своего малыша и на полшага позади.
Для чего позади? Позади - для того, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывая ему собственных представлений о том, что ему должно быть интересно. Для чего впереди? А впереди – чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создавать должную мотивацию (без нее будет банальное натаскивание, а также необходимую для развития навыка среду.
Обычно, в таком случае говорят о наличии способностей. Но практически у каждого ребенка есть такие умения, которые ему даются очень непросто и порой требуется существенная помощь взрослого для их освоения. В этом случае зона будет не слишком большой и необходимы дополнительные усилия для того, чтобы максимально возможно расширить ее. К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе его ребенок все более и более совершенствуется. Главное - заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.
Как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, организовала углубленную работу в этом направлении.
Кружок по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» рассчитан на два года, начала реализовывать его во второй младшей группе в 2018-2019г. г. Продолжаю работать в этом направлении в средней группе 2019-2020 г. г.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы);
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание).
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе использую различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, пуговицы и др.) Работу кружка веду в тесном контакте с родителями. Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.
С детьми, в течение первого года изучали разные пальчиковые игры можно сказать, что их пальчики стали подвижными, и они научились играть в различные игры. В этом умении дети достигли совершенства. На данный момент это является для малышей зоной активного развития - умение уже достигнуто и не представляет собой для малыша никакой сложности. Сама по себе такая игра уже практически ничего не дает для развития ребенка, но при этом она – важнейшее опорное средство для дальнейшего развития множества иных навыков. Каждое действие, для выполнения которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически. подстегивает его развитие. Однако, необходимо помнить, что польза от такого развития будет лишь тогда, когда новые навыки опираются на уже достигнутые. Резкое форсирование развития вещь неуместная, поскольку слишком часто приводит не к развитию психических функций, а к комплексам неполноценности, к детскому «перегоранию».
Работая в зоне ближайшего развития, я предлагаю детям немного усложненные игры и задания которые необходимо освоить на данном этапе и пусть у них пока не получается, но с моей помощью. мы это освоим. Они-то и находятся в зоне его ближайшего развития.
При подготовке и проведении занятий с детьми я учитывала следующие моменты:
- подбирала такие задания, которые ребенок еще не может сделать самостоятельно, а выполняет только с помощью взрослого;
- темп работы ребенка;
- уровень развития той или иной психической функции каждого ребенка на данный момент;
- предпочтительные интересы в общении детей друг с другом
- выбор развивающих игр.
На занятии кружка, учила детей ритмично, наносить штрихи, дети научились заштриховывать трафареты животных, нарисованные картинки («Туча», «Солнышко», «Домик»). На занятии по конструированию "Птицы", закрепляла у детей умение работать с бумагой - отрывали кусочки бумаги и сминали их. Потом научились делать из смятых комочков бумаги аппликацию «Бумажный мячик». На занятии Лепка, все дети научились скатывать пластилиновые шарики. На следующем занятии предложила им слепить снеговика. Один ребенок на ходу «поймал» идею — я лишь намекнула: надо поставить шарик на шарик. И вот уже в ряд выстраиваются снеговики разных видов и размеров, с разными штуковинами на головах — от шляпы до ведра. И в руках у них и метелки, и веники, и мешки, и даже цветы — вне сезона. Другому ребенку нужно подробно объяснить, как верхний шар крепится к нижнему, сколько всего должно быть шаров. Нужно помочь ему вспомнить, что носом снеговику служит морковка или сучок, что в руках он должен что-то держать, и т. д. О чем это свидетельствует? О том, что зона актуального развития у двух детей одинаковая, а зона ближайшего развития — разная. У одного большая, у другого — маленькая. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи
Определение зоны ближайшего развития невозможно без теснейшего общения и сотрудничества с ребенком. А для ребёнка общение с взрослым и со сверстниками, в том числе и опосредованно, через игру – мощнейший развивающий стимул. И тут хотелось бы напомнить, что любые методики развития нужны лишь для примерного направления. В результате живого общения с ребенком вы обнаружите, что создали вашу собственную методику – такую, какая нужна конкретному малышу исходя из его интересов. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнутся. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Но пожалуйста, никогда не забывайте, что главное, это ваша дружба с ребенком и ваше взаимное уважение. Лишь в этом случае удастся помочь ребенку вырасти гармоничным и счастливым человеком.