Наталья Федоринина
Доклад «Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. И это является основным ориентиром для музыкальных руководителей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Публикация «Доклад „Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях“» размещена в разделах
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает реализацию следующих целей:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Рассмотрим задачи вариативной формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром.
Виды музыкальной деятельности (от 3 до 8 лет) :
• игровая;
• двигательная деятельность;
• слушание;
• пение;
• игры на детских музыкальных инструментах.
Традиционные формы музыкальной деятельности это : музыкальные занятия; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей.
предлагаю рассмотреть вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).
Для детей старшего возраста (от 5 до 8 лет) представлены те же вариативные формы, но они более усложнены и добавляются новые формы.
Остановимся на каждой из них подробнее.
Музыкальная сюжетно-ролевая игра имеет единую сюжетную линию, объединяющую всё занятие. Данная форма позволяет научить детей понимать воображаемую игровую ситуацию, действовать в соответствии с ней, развивать чувство ритма, темпа, умение определять характеры героев сюжетно-ролевой игры, например, игра «Цирк». В начале игры распределяются роли. Ведущий объявляет номера, а артисты цирка изображают образы героев в соответствии с музыкой.
Также можно использовать такие игры как: «Музыкальный магазин», «Мы – музыканты» и др.
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе – это тоже сюжетно-ролевая игра, но она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, хорошо знакомого дошкольникам. В содержании игры присутствуют все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей, характер действий и пр.
Например, игра «День рождения». У куклы Маши сегодня день рождения. Она хочет пригласить на праздник друзей. Но возникла проблемная ситуация. Дети должны помочь ей устроить праздник:
- Как это сделать? Чем угостить гостей? Что подарить?
И дети делают подарок в виде импровизированного концерта с чтением стихов, использованием песен и танцев.
Такие несложные проблемные ситуации используются для детей среднего возраста
В старшем дошкольном возрасте дети начинают решать Проблемные и ситуационные задачи. В этом случае педагог включает ребенка в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности педагога и детей : педагог увлекает воспитанников на поиск решения, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов, а дети свободно высказывают свои мысли.
Например: При слушании «Колыбельной музыки» кукла начинает весело плясать или шагать и, наоборот, во время веселой – спать. Детей можно спросить :
-Правильно ли поступила кукла? А какие движения нужно было выполнять под данную музыку? (детьми решается данная проблема, и все приходят к единому мнению)
Или детям можно поставить задачу: изготовить необычный музыкальный инструмент. Для этого используем: баночки, горох, пшено и стеклянные шарики. Дети заполняют баночки доверху и пробуют позвенеть ими. Получился ли какой-нибудь звук? Нет. А что нужно сделать, чтобы зазвучали эти баночки? Отсыпать содержимое.
Вот таким образом дети могут решать проблемные ситуации.
Музыкальные игры фантазирования. Что мы чувствуем? Что представляем, слушая музыку? Дети в любом возрасте склонны к фантазированию. Предлагаю немного пофантазировать.
Игра «День-ночь».
Ясный, солнечный день. Все птицы летают, и тут наступает ночь. Птицы летят к себе в гнездышки, ночь накрывает их звездным небом и птички начинают фантазировать.
- Что вы чувствуете? Такая ли страшная темнота? Что нужно представить, чтобы преодолеть страх?
(Представим, что звездное небо – это теплое одеяло, под которым совсем не страшно)
Эта игра позволяет детям познать темноту как обычную и необычную реальность, развить воображение и фантазию.
Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений содействуют всестороннему развитию личности дошкольников по средствам малых музыкальным форм, развивают творческие способности, интерес к импровизации, развивают воображение, фантазию, самостоятельный творческий поиск.
Например игры: «Мотылек», «Утро», «Новая кукла», «Вальс цветов». Эта форма широко известна, на ней подробно мы останавливаться не будем.
Игры-эксперименты, которые мы используем для детей среднего возраста. Дошкольникам предлагается провести эксперименты со звуком при помощи предметов – заменителей. Так мы можем предложить детям при помощи металлофона и обычных карандашей изобразить звуки дождя, грома или другого природного явления, при помощи бумаги изображают шум шагов по осенним листьям.
Для детей старшего возраста задания усложняются, и это будет уже не просто игра - эксперимент, а экспериментально-исследовательская деятельность.
Мы предлагаем вашему вниманию подборку игр-экспериментов. (буклеты)
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей, они доступны детскому пониманию, вызывают у них интерес и желание участвовать в них. Дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить и понимать музыку. Предлагаю игру «У меня, у соседа».
С детьми старшего дошкольного возраста эффективным является использование такой формы дидактических игр как интерактивные игры.
Внимание детей привлекают анимационные герои, которые вызывают интерес и дают возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, в результате чего у детей снимается напряжение.
Предлагаю игры, разработанные нашими педагогами.
Игры: «Четвертый лишний», «Кто автор этого произведения?», «Из какого мультфильма эти песни?».
Театрализованная деятельность — является одним из основных направлений работы нашего детсада. Элементы театрализации используем на занятиях, кружковой работе, развлечениях, праздниках. Ежегодно у нас проходят недели театра, где дети с удовольствием показывают друг другу свои спектакли.
Проектная деятельность является одним из направлений инновационной работы нашего детского сада.
Использование метода проектов позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый музыкальный интерес.
Интегративная деятельность (художественная полидеятельность) -
включает в себя разные образовательные области, различные виды деятельности, разные виды искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа.
Интеграция дает ребенку возможность выбирать средства выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках, а выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности.
Клуб музыкальных интересов
В нашем учреждении организованы такие музыкальные клубы : «Музыкальная гостиная «Реченька», связанная с народными традициями, праздниками, а также кружки «Танцевальная мозаика» и «Детская театральная студия «Буратино».
Так же организовали Мини музеи. Музыкальные инструменты - не традиционные были изготовлены своими руками родителями и детьми.
Музыкальные игры – импровизации.
Импровизация решает задачи раскрепощения, развитие фантазии, ощущение свободы своего тела, ощущение партнера и пространства. Можно предложить детям поиграть в такие игры как «В зоопарке» или «Веселые лягушата».
Предлагаю игру импровизацию «Хор рук».
А закончить своё выступление я хочу такими словами:
Поверьте вы глазам детей
Ведь ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный их покой
Ничто во веки не нарушит.
Чуткому детскому сердцу
Сердце свое открой
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.
С. Красный Яр