Людмила Тямова
Доклад Тема: «Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Москаленского муниципального района детский сад "Светлячок"
Доклад
Тема : "Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".
Воспитатель: Тямова Л. И.
2011 год
Публикация «Доклад Тема: „Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
Причина этого - серьезные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведение к социальному рассмотрению, что привело к учащению вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Все это оказывает отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного действия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л. И. Ботович, Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградова, А. В. Запорожец и др.).
У дошкольников заботливость формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослых, а также в совместной с ним деятельности. Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у них и в слове, и в действии. Например, видя потребность живого объекта в чем либо, ребенок стремится удовлетворить ее, т. е. проявлять заботливость в действии (налить молоко котенку, полить цветок). Кроме того, обращаясь к животному, ребенок ласково разговаривает с ним: "Какой ты хороший, добрый, веселый попугайчик. Сейчас я покормлю тебя, и тебе будет радостно. ".
Итак, чтобы воспитать у ребенка заботливость нужно научить ребенка:
1. быть настойчивым (доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, считаться с интересами живого организма);
2. совершать трудовые действия (самостоятельно осуществлять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями);
3. умение быть ответственным (это способность ребенка отвечать за состояние живого организма и нести ответственность за совершенное (или несовершенное) им вовремя заботливого действия);
4. наличие такого качества как оперативность. Дошкольникам важно научится незамедлительно при необходимости оказывать помощь нуждающимся или обратится за помощью к товарищам или взрослому;
5. проявление альтруизма, умение жертвовать своими потребностями ради заботы о другом;
6. проявление эмпатии - это умение эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать, выражать свои положительные эмоции.
Детский сад, при взаимодействии с родителями, выявляет особенности проявления ребенком заботы к объектам природы в семье. Проявляя заботу к объектам природы ребенок чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.
Решая задачу по формированию у детей заботливого и бережного отношения к животным, растениям, птицам, провожу как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Работу провожу по трем разделам:
1. Формирование представлений о заботливости.
2. Формирование эмоционального отношения к природе.
3. Формирование заботливого проявления к окружающему.
Выполняя работу по первому разделу провожу беседы о том, что означает заботится, в чем может проявится забота, как мы можем заботится о птицах,. Развиваю у детей понимание того, что в заботе нуждаются живые объекты. Учу способам проявления заботы.
Формирую у детей чувство эмпатии к природе. Для этого использую этические беседы, чтение природоведческой литературы нравственного содержания. Провела с детьми беседу "Поможем природе". Дети находят ответы к таким вопросам: "Как мы можем помочь природе?", Как мы можем о ней заботится?". Дети говорят, что мы можем убирать мусор, мастерить кормушки, скворечники, охранят, не ломать деревья, важно не только сажать, но и заботится о них.
Беседуя о лесе, о заботе о нем, использую поэтические строчки:
"У красы - березки платье серебрится
У красы - березки зеленые косицы
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка - в слезы,
Защищать березку стали мы гурбою,
Чтоб краса - березка выросла большою.
П. Воронько
или:
"Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок,
Березы кровь прозрачная, как слезы.
Ф. Сологуб
Какой вред наносит человек дереву, когда надрезает кору? К чему это может привести? Как можно дереву помочь? Затем знакомлю детей с действиями по оказанию помощи "больному" (ранки замазать воском, либо глиной, либо замазкой, либо пластилином).
Также знакомлю и учу с детьми пословицы, разбираем содержание, почему так говорят:
"Много леса - береги,
Мало леса - не губи,
Нет леса - посади".
Пословицы "учат" детей заботятся, беречь природу. Развивается эмоциональная сфера ребенка.
Для того, чтобы научить ребенка, как нужно вести себя в лесу, изготовила схемы, которые напоминают детям, чего нельзя делать в природе. Познакомила детей с "Правилами друзей природы".
Например, правило №1 запрещает разорять муравейники. Муравьи - санитары леса. Они защищают деревья от насекомых - вредителей. Если бы леса остались без муравьев, то урон, наносимый вредителями леса, сравнили бы с пожаром.
Журнал "Управление дошкольного образования", стр. 100
Для закрепления этих правил прочитала детям экологическую сказку, нравственного содержания:
• сказку-быль Е. Арефьевой "Природа и ее друзья", журнал "Дошкольное воспитание" №7, 2005г. ;
• эскимоскую сказку "Зеленая бумага", журнал "Дошкольное воспитание" №5, 1999г., которая рассказывает какие этапы проходит лес, прежде чем стать бумагой. Сказка наводит детей на рассуждения, дети делают выводы: "Лес надо беречь";
• познакомила детей со сказкой "Что такое лес?". Каждый раз детям дети отвечают, без чего и без кого не может быть леса? Почему? Что произойдет, если не будет. ?";
• также провела беседы о диких и домашних животных, выясняя какую пользу они приносят, о способах ухода за ними и об условиях, необходимых для их жизни.
Часть занятий посвящена птицам. Прочитала детям логическую задачу "Птичья столовая". Дети делают вывод: зимой птицам холодно, голодно, многие из-за недостатка пищи погибают. Было принято решение заботится, кормить птиц зимой. Предложила папам с детьми сделать кормушки.
Беседы, сопровождаю просмотрами иллюстраций, чтением рассказов, стихотворений:
"Мерзнут лапки у синичек,
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз.
Я им семечки принес:
- Посмотрите-ка, сюда,
Это вкусная еда!
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.
О. Высотская
Также любуемся красотой растений, цветением садов, цветов, комнатных растений и др. Наблюдаем за отклонениями в росте, за изменениями. Выясняем нуждается ли растение в дополнительном уходе. И в каком? Например, на комнатном растении клещи, поможем? Как? Что требуется ему в данный момент? Что будет, если мы не окажем ему вовремя помощь? (рисуем карточки).
Работа по третьему разделу, учу детей вовремя проявлять заботу, знакомлю с различными способами труда с растениями, животными, птицами. При этом знакомлю детей с фактом, что дикая природа прекрасно обходится без человека. Для закрепления знаний прочитала логическую задачу "Жучок - солнышко".
Продолжая работу по данному направлению, учу детей систематически ухаживать за комнатными растениями, организовываю дежурства, коллективный труд, труд на участке детского сада, в цветнике, в подкормке птиц, на огороде. Труд сочетаю с наблюдениями, беседами, загадками и др.
Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных методов являются игровые методы, поэтому создаю условия для сюжетно-ролевых и дидактических игр ("Доктор Айболит", "Скорая помощь" и т. д.).
Один из способов решения этой задачи - решение проблемных ситуаций, которые позволяют ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, птицах, растениях и др.
В результате проведенной работы детского сада и семьи, у детей сформировались такие качества, как заботливость и бережное отношение к природе.