Писарева Юлия
Доклад «Специфика психотравмы у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Специфика психотравмы у детей.
План.
1. Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы.
2. Психологические особенности детского горя.
3. Специфика, цели и задачи психосоциальной реабилитации детей.
4. Список литературы.
1. Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы.
Публикация «Доклад „Специфика психотравмы у детей“» размещена в разделах
При переживании ребенком психотравмирующей стрессовой ситуации у детей могут проявляться следующие реакции: агрессивность, пассивная жизненная позиция, виктимность (переживание себя жертвой) и т д.
Все эти образования на индивидуально-психологическом уровне могут проявляться в таких проблемных состояниях детей :
1. Чувство незащищенности и беспомощности
Дети могут воспринимать мир как источник непрогнозируемых и зловещих событий. Очень часто чувства беспомощности и незащищенности находят проявления в творчестве и фантазиях детей.
2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен.
С чувством незащищенности тесно связана тревога и недоверие к будущему, ожидание чего-то «плохого». Эти тенденции у детей могут проявляются в их представлениях о будущем. Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.
3. Стыд, низкая самооценка, чувство вины.
Из-за переживания ощущения беспомощности и недоверия к миру у детей часто развивается низкая самооценка, чувство попранного достоинства. Низкая самооценка детей может проявляться в виде страха самораскрытия и блокировки спонтанной активности. Им бывает трудно высказать собственное мнение, выразить себя. Данные чувства также проявляются в детском творчестве (детские рисунки могут дать очень много информации о переживаниях ребенка).
4. Гнев, агрессивность
У травмированных детей блокированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Подавление этих потребностей, вызывает ответный гнев, повышение уровня агрессии.
5. Отчуждение от социального окружения.
Часто дети, имеющие длительный опыт асоциального поведения, имеют очень низкий уровень социальной адаптации, что может проявляться в нарушении социальных связей, в трудностях при установлении контактов, бродяжничестве и т. д.
6. Невыплаканное горе
Невыплаканное горе и печаль являются важнейшими признаками травмы, всегда связанной с чувством потери – будь то потеря близкого человека, представления о себе, надежды и т. д. Главной помехой здесь становятся чувство стыда и беспомощности, желание сдержать агрессивный импульс и т. д.
7. Травматические игры и повторяющиеся действия
Травматические игры повторяют тот или иной эпизод травмы. В этих играх ребенок, как правило, олицетворяет самого себя. Такая игра значительно отличается от обычной имитационной игры следующим:
1. "Обыкновенная игра" сопровождается положительными эмоциями и задором, чего полностью лишена травматическая игра. Она характеризуется однообразием, приближается к сюжету травмы, вызывает страх и тревогу;
2."Обычная" игра служит развитию и социализации ребенка, для этого включает в себя широкий диапазон ролей. Чем больше ролей «примеряет» к себе ребенок, тем больше он развивается в противоположность этому, травматическая игра нецелесообразна.
Опасная природа травматических игр проявляется также в том, что они могут быть «заразительны». Травмированный ребенок приходит со своей игрой в группу, где ее подхватывают другие дети и таки образом «впитывают» в себя травматический опыт, содержащийся в этой игре. Часто травматические темы повторяются в свободных фантазиях детей.
8. Деформация картины мира
Психотравма может значительно искажать картину мира человека. Ребенок с еще не сформировавшейся системой убеждений стоит перед опасностью образования у него под воздействием травмы изначально деформированной картины мира.
9. Проблемы внимания, памяти обучения.
Невыплаканный травматический опыт – это психологически незавершенное явление, поэтому он несет в себе тенденцию постоянной актуализации. Для ребенка, эта актуализация представляет собой довольно мучительный процесс, поэтому большая часть его жизненной энергии направлена на сопротивление этой тенденции.
10. Страхи.
Страх выполняет защитную функцию и, следовательно, имеет целесообразный характер. На разных этапах развития ребенку свойственны различные «нормальные страхи». В отличие от «нормальных страхов», возникшие в результате травмы невротические страхи, с одной стороны имеют сверхсильную интенсивность, а с другой – они длительны во времени и по этому деструктивны по своему характеру.
11. Травматические сновидения и нарушения сна.
Травматические повторяющиеся сновидения – один из признаков «непреодоленного» травматического опыта. Кошмарные сны и связанные с ними реакции могут быть присущи и не травмированным детям, но при их повторяющемся характере и продолжительности это следует считать признаком травмы.
12. Психосоматические нарушения
У детей, переживших психотравму, могут проявляться такие психосоматические нарушения как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. Важно помнить, что за этими нарушениями может стоять травматический опыт ребенка, и, соответственно направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.
2. Психологические особенности детского
Детскому горю свойственны такие особенности, как отсроченность, неожиданность,скрытость, неравномерность. Ребенок может не проявить немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. Иногда настоящее осознание и переживание утраты ребенком приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события.
У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя. Такие как плач, или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде изменений поведения и различных невротических симптомов. Открытое выражение детского горя может быть неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «начинает плакать». Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени. У детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья.
3. Специфика, цели и задачи психосоциальной реабилитации детей.
Главная цель психосоциальной реабилитации детей : помощь в преодолении травматического опыта, личностном развитии, успешной социализации.
Процесс реабилитации требует реализации комплексного подхода. Главные усилия следует направить, в первую очередь, на переработку и преодоление травматического опыта. Наряду с этим работа с последствиями травмы должна вестись в более широком плане. Это подразумевает мобилизацию ресурсов актуальной среды ребенка – родителей, семьи, педагогов школы, детского сада и т. д.
Системный подход способствует не только переработке травматического опыта, но развитию дефицитарных умений, прояснению основных жизненно важных целей и становлению свободных от агрессивности и озлобленности личностей.
Поведение и навыки
Работа на этом уровне, прежде всего, должна быть направлена на преодоление деструктивных стереотипов поведения; на формирование поведения, ориентированного на сотрудничество и кооперацию; на выработку навыков последовательной деятельности посредством участия детей в организованных структурированных действиях. Требуется работа по усвоению важных навыков и умений, которые необходимы для эффективной коммуникации, творчества и самовыражения.
Эмоции
Здесь наиболее важно помочь детям в отреагировании собственного травматического опыта: выплакать горе, освободиться от агрессии, выразив ее; преодолеть скованность; разобраться в собственных эмоциях. При работе на этом уровне очень важно поощрение и развитие способности к эмпатии – эмоциональному сочувствию и сопереживанию другому человеку.
Познавательные функции
Здесь работа должна вестись в двух направлениях.
1. Развитие блокированных травматическим опытом познавательных функций: способности концентрации внимания, произвольной памяти, творческого мышления. Последнее особенно важно для того, чтобы дети научились рассматривать события под различными углами и тем самым расширять свой кругозор.
2. Коррекция представлений о мире и собственном месте в нем, чтобы ребенок увидел окружающую действительность, не как враждебную, а как включающую в себя возможность самореализации; чтобы ребенок осознал свободу выбора и личностную ответственность за него.
Система ценностей и установки
Важно представить детям подросткам возможность осознать, осмыслить, усвоить такие общечеловеческие ценности, как любовь, дружба поощрение, толерантность; приобщиться к национальному и мировому культурному наследию; вместе с тем не менее важно воспитание экологического сознания, снятия отчуждения от окружающей среды и выработка бережного к ней отношения.
«Я» и личностная идентичность
В процессе реабилитационной работы должна создаваться безопасная атмосфера, которая способствует самовыражению детей и, на этой основе, лучшему постижению собственной сущности – развитию самосознания, адекватной самооценки и самоуважения. Важно, чтобы ребенок осознал, признал и принял свою личность, понял, что он уникальный, самобытный индивид, обладающий свободной волей и богатым личностным потенциалом.
Направления работы:
• облегчение проживания утраты
• снижение психомоционального напряжения
• углубление взаимоотношений с близкими; эмоциональная поддержка друг друга;
• конструктивное освоение реальности смерти, расширение мировоззрения;
• приобретение важного жизненного опыта, выработка моделей поведения в случае смерти близкого человека;
• продолжение полноценной жизни, несмотря на испытание скорбью;
Некоторые методы работы с детьми
Эмпатийное слушание
Психологическая поддержка
Методы активного воображения (зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, звуковые, кинестетические представления)
Сказкотерапия (работа с метафорой)
Психогимнастика
Игра (ролевые игры, дидактические игры, деловые игры, игры-драматизации и др.)
Арт-терапия
Песочная терапия
Музыкально-рисуночная терапия и др.
Список литературы:
1. Бермант-Полякова О. В. Пост-травма: диагностика и терапия. – СПб. : Речь, 2006. – 248 с.
2. Изнасилованные судьбы. Сборник №2. Методичесоке пособие по работе с несовершеннолетними жертвами психологического, физического и сексуального насилия. – СПб. : Комитет по труду и социальной защите, 2001. – 64 с.
3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб. : Питер. 2001. – 752 С.
4. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М. : Издательский центр – «Академия», 2005. – 288 с.
5. Шефов С. А. Психология горя. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.
6. Сарджевеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., и др. Травма и психологическая помощь. – М. : Смысл, 2007. – 180 с.