Марина Соболева
Сотрудничество и партнёрство семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю исто-рию его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обо-шлись – и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заин-тересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспита-тельные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие.
Публикация «Сотрудничество и партнёрство семьи и ДОУ» размещена в разделах
Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагог должен обо-гащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию. Помимо этого, образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, т. е. умения самокритично оценивать се-бя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребёнка. Девиз работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнёрству».
Причины, препятствующие продуктивному взаимодействию ДОУ с се-мьё й:
1. Низкий уровень социально – психологической культуры участников вза-имодействия – родителей и воспитателей.
2. Непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его зна-чения для формирования личности в целом.
3. Непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы ДОУ с семьёй именно родители выступают социальными заказчиками.
4. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания.
5. Отношение педагогов ДОУ к родителям не как к субъектам воспитатель-ной деятельности, а как к её объектам.
6. Стереотипная установка многих педагогов: родителям необходимо пере-давать не «житейские», а научные психолого – педагогические знания о ребёнке и его воспитании.
7. Несформированность у родителей педагогической рефлексии, т. е. неуме-ние анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.
Принципы взаимодействия ДОУ и семьи :
1. Доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспече-ние веры родителей в профессиональную компетентность и тактич-ность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семей-ного воспитания.
2. Личностная заинтересованность родителей - родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, сделать педа-гогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.
3. Эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребёнка как несмышлёного малыша; пробуж-дения их желания познать самих себя.
4. Утверждение самоценности родителей – только уважающие себя ро-дители могут воспитать здоровую и свободную личность (принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют воз-можность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности).
Формы взаимодействия ДОУ и семьи :
1. Коллективная (родительские собрания, дни открытых дверей, за-нятия тренингового характера, мастер – классы, семинары – прак-тикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, се-мейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и т. д.).
2. Индивидуальная (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагоги-ческих ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых меро-приятий в ДОУ и т. д.).
3. Наглядно – информационная (выставки детских работ, музыкаль-но – поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» - короткие ново-сти и т. д.)
Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи :
1. Проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ.
2. Повышение активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, ремонтных работах и др. видах дея-тельности ДОУ.
3. Увеличение количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительского характера.
4. Возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса.
5. Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.
6. Повышение авторитета педагога и др. работников ДОУ, возник-новение доверительных отношений между родителями и воспита-телями.
7. Снижение количества претензий и агрессивности родителей и пе-дагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.
8. Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей от-ветственности, взаимопонимания защищённости через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребёнка.
Правила конструктивного взаимодействия.
Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, актив-ному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:
1. Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основы-ваясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на ули-це, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, т. к. родитель вынужден вас выслушать.
3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю, мо-жет быть, я не совсем права, но всё – таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё – таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного разви-тия: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и про-блемах развития своего ребёнка.
5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника.
6. Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? Не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого – педагогические термины.
7. Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап.
8. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, со-здать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонима-ния и приятия.
9. К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми, могут не при-вести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
10. Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных, казалось бы, не имеет прямого отношения к ме-роприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поин-тересоваться планами относительно активного участия в следующих меропри-ятиях.