Ольга Морозкина
Ситуация успеха в речевом развитии детей. Технология Синквейн
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №365 г. Челябинска» CП
Доклад
«Ситуация успеха в речевом развитии детей. Технология Синквейн»
Выполнила:
Воспитатель первой категории
Морозкина Ольга Геннадьевна
2020г
Введение
Есть все фактические и теоретические основания утверждать,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
что не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера, эмоции и личности
в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Л. С. Выготский
Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Как создать ситуацию успеха при работе над речевым развитием детей?
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.
Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. В процессе обучения речевых способностей ребенка используются разнообразные методы и игровые технологии : артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику и пальчиковую, музыкотерапию, звукотерапию, куклотерапию, сказкотерапию, мнемотаблицы, речевые и дидактические игры («Один-много», «Скажи ласково», «Цепочка слов», «Продолжи рассказ» и др., направленные на развитие определенных компонентов речи.
Технология «Синквейн»
Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Сегодня я хочу вам рассказать о современной игровой технологии в развитии речи, которая называется «Синквейн».
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, испытывают застенчивость от своих неудач.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем, потому как в конце деятельности ребенка рождается продукт. Ребенок гордится тем, что с помощью педагога составил синквейн, а вследствие усвоил материал.
Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
В настоящее время существуют следующие виды синквейна :
Традиционный. Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
Обратный. Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т. д. Структура такова: 2-8-6-4-2.
Зеркальный. Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.
Синквейн-бабочка. Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой: 2-4-6-8-2-8-6-4-2.
Корона синквейнов. Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.
Гирлянда синквейнов. Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т. д.
Дидактический. В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. 1. Арбуз. 2. Круглый, вкусный 3. Катится, растет, зреет. 4. Арбуз – это большая ягода. 5. Лето
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников, способствующих создать ситуацию успеха при работе над речевым развитием детей. Синквейн могут составить все дети: в результате деятельности -продукт-знание.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Синквейн можно использовать для закрепления изученной лексической темы, для закрепления понятий, усвоенных в образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте. В образовательной деятельности по развитию связной речи : из слов синквейна, дети могут составить рассказ.
Заключение
Таким образом, использование игровой технологи "Синквейн" помогает организовать работу по развитию речи детей интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме, создает ситуацию успеха в процессе деятельности.
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005
3. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/ Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.
4. Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс] : информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана.
5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7
6. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание. - 2007 №3 – С. 81
7. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : развиваем речь. -М: ТЦ Сфера, 2008.
8. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.