Марусева Марина
Роль занимательных игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
Марусева М. И. ,
воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад «Сказка» обособленное подразделение,
«Центр развития ребенка –детский сад «Улыбка»
г. Ковылкино
Публикация «Роль занимательных игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Все дети любят играть. Игра незаменимый помощник в умственном развитии детей. Именно в игре ребенок познает мир, овладевает первичными навыками. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего.
Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатив» - так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения. Выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадёжно устарела.
Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития, и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
Работая в детском саду я заметила, что дети обладают низким уровнем развития в области математика, поэтому я решила расширить процесс обучения по математики и за пределы непосредственной образовательной деятельности через различные занимательные игры.
Работу по данному направлению я начала с создания картотек и подбора различных дидактических игр для детей. Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
- Игры с цифрами и числами
-Игры на ориентировки в пространстве
-Игры с геометрическими фигурами
-Игры на логическое мышление
В процессе работы создала для детей из подручных материалов дидактические игры. Например: «Игры с прищепками», «Игры из пуговиц», «Игры из стаканчиков» и другие. Необязательно идти в магазин, чтобы купить для ребенка какую-то математическую игру, ведь ее всегда можно сделать самому. Существует множество различных идей для создания таких игр собственными руками. Самым распространенным вариантом являются игры на соотнесение количества объектов и их числа, например: «Собери грибы в корзинку», «Листочек для божьей коровки» и т. д.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счёта помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини-Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идёт второй и т. д.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В свободные режимные моменты дети с удовольствием играют в математические игры, в результате у детей развивается :
-логическое мышление;
-память;
-формируется интерес к творческой и познавательной активности;
-накапливается логико-математический опыт;
- желание заниматься математической деятельностью.
В настоящее время продолжаю обучение детей по математике закрепляю знания геометрических фигур, ориентировку в пространстве, счёт в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 5, путём сравнения равных и неравных групп предметов.
Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать вывод, занимательные игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей способностей математических, творческих и др. Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.