МААМ-картинки

Развитие связной речи в режимных моментах

Тургунова Гулсара Нагашыбаевна
Развитие связной речи в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Напомнить педагогам о программах и технологиях, используемых в развитие связной речи дошкольников в режимных моментах.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения развитие связной речи дошкольников в режимных моментах.

Публикация «Развитие связной речи в режимных моментах» размещена в разделах

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

Проблема развития связной речи решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

У педагогов есть такое выражение: «Дети слушают, но не слышат, смотря, но не видят». Поэтому надо учить детей не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, т. е. основой для обучения является развитие восприятия – формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться и настраиваться на восприятие речи.

Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя с учетом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый односложный ответ ребенка следует повторить в развернутой форме.

Как практически осуществить развитие речи детей в режимные моменты?

Утренний приём детей.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.

Воспитатель берёт игрушечного котё нка и говорит: «Ребята, к нам пришёл гость. Кто это? (Обращается внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть). Давайте поближе познакомимся с ним» :

- Котёнок как тебя зовут? А теперь, ребята, назовите свои имена нашему другу. (Каждый ребёнок называет своё имя.)

- А как зовут маму котёнка, папу? (ответы детей).

- А что любит кушать котик? (ответы детей).

- А как можно назвать ласково нашего друга? (ответы детей).

Для развития словарного запаса в режимных моментах воспитателем могут использоваться следующие игры:

Игра «Какой, какая, какое». Ребёнок достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

Так же можно предложить детям следующую игру «Кем я буду и каким?» Эта игра посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте: Самолётом правит… (лётчик, стены выкрасил… (маляр, доску выстрогал… столяр, трактор водит… (тракторист, электричку… (машинист, за прилавком… (продавец, кто всё знает… (молодец).

В системе воспитания в дошкольных учреждениях утренней гимнастике отводится большое место. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве.

Воспитатель говорит детям: «Бегите ко мне тихо, тихо, как мышки», «Бегите к домику». «Девочки встанут справа от меня, а мальчики – передо мной» и т. д. Как ча

сть утренней гимнастики полезно проводить подвижную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями. В коррекционных целях рекомендуется проводить игру с звукоподражаниями: «Птичий детский сад», «Ежик и барабан».

Дежурство по столовой.

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Пример развития диалогической речи :

-Дети, сегодня у нас дежурные Саша и Даша. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу:

- Даша, какую посуду ты расставляешь?

- Тарелки.

- Куда ты ставишь тарелки?

- На стол.

- Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?

- Глубокие.

- Какой формы твои тарелки?

- Крупные.

- Какого цвета тарелки?

- Белые с рисунком.

- Из какого материала сделаны тарелки?

- Из фарфора.

- Сколько тарелок на одном столе?

- Две тарелки.

- Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?

- Ставлю осторожно.

- Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?

- Они бьются.

- Саша, а что кладешь на стол ты?

- Ложки и вилки.

- С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?

- Справа.

- В какой руке дети будут держать ложку?

- В правой руке.

- Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?

- Тяжелая, металлическая, блестящая и др.

- Что мы будем делать ложкой?

- Кушать (суп) и т. д.

Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают:

- Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?

- Прямо (ровно).

- Тихо (спокойно).

- Как мы должны кушать?

- Бесшумно.

- Молча.

- С закрытым ртом.

Можно предложить поиграть в сюжетную игру «Ждём гостей». Дети называют необходимую для сервировки стола посуду, говорят, как правильно её расставить, называют продукты питания, угощение для гостей и соответствующую посуду (сахар в сахарнице, хлеб в хлебнице, масло в маслёнке, молоко в молочнике, фрукты в вазе, конфеты в конфетнице).

Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.

Во время одевания или раздевания с детьми разговаривают о том, что дети надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, детали одежды. Обращается внимание на порядок в шкафчике: что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки. Воспитатель рассказывает обо всем, что надевают дети: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Пети - зеленые, у Андрюши – синий, у Оли – коричневые. У Жени ботинки со шнурками, а у Лены с ремешками. У Вовы сапоги резиновые, а у Тани кожаные».

Говорится и о других признакам одежды. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту - мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д.», «У Тани на кофточке пуговицы гладкие, а у Вани – шероховатые».

Прогулка.

Выйдя с детьми на прогулку предлагается вспомнить названия весенних (осенних, зимних, летних) месяцев. Ребята знают, что у каждого слова есть слова – родственники. Воспитатель даёт задание – подобрать родственные слова к словам (весна, дождь, снег, зима и т. д.) : «Подберите слова к слову «весенний» (ручей, дождь, цветок, лес и т. д.). Подберите слова к слову «осеннее» (облако, солнце, небо, утро, настроение и т. д.)». Так же детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова (Зима ушла, а весна, зима холодная, а весна, зимой надевают шубы, а весной, зимой ветер злой, а весной).

На прогулке предлагается поиграть детям в игру"Пароход".

Воспитатель: «Дети, сегодня мы будем играть в игру "Пароход". В этой игре есть разные роли капитан, штурман, моряки, пассажиры и др. Сегодня капитаном будет Дима. Когда мы будем подходить к пристани и отчаливать от нее, Дима будет давать сигнал — длинный гудок: "У-у-у! ". Во время плавания мы будем вести беседу».

Можно использовать игры, предлагающие пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я стал невидимым то …», «Если весна не наступит никогда то…», «Что было бы, если я умел летать?» и т. д.

Возвращение с прогулки. Когда приходят с прогулки воспитатель напоминает детям и называет вместе с ними, что делают с одеждой после прогулки: очищают, сушат, сворачивают (шарф) и т. д.

- Что делают с брюками (шапкой, шарфом?

- Как Оля сложила одежду? (аккуратно, быстро, тихо, старательно, бережно) и т. д.

Во время умывания можно говорить о том, что дети моют:

- Чем моем лицо, руки?

- Водой, мылом, щеткой.

- Вода какая?

- Тёплая, холодная, горячая.

- Какое мыло?

- Душистое, скользкое, ароматное, белое.

- Чем мы вытираемся?

- Салфеткой, полотенцем.

- Какое полотенце? Какая салфетка?

- Белая, глаженная, пушистая, жесткая, мягкая.

- У Оли полотенце сухое, а у Васи … (дети «подсказывают» слова).

В ситуации умывания уместно выучить потешку: «Водичка-водичка, умой мое личико!». Частое употребление потешки при умывании приводит к ее быстрому запоминанию. Можно выучить небольшой отрывок: «Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое!» или

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело-набело отмыли.

В свободное время воспитатель организует игру детей так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности, например: «К нам в гости приезжает кукла Дина. Нам надо приготовиться к ее приезду - выбрать посуду, приготовить угощенье и т. д. Буратино испачкал свою одежду и не знает, как ее очистить. Давайте поможем Буратино».

Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения.

Игра с посылкой.

Воспитатель предлагает подобрать слово на определё нный звук: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент : если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей. Очень уместны игры с картинками, например, «Укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии которых есть данный звук.

Игра «Найди себе пару». Взрослый делит детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребёнок из другой – “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.

«Узнай, как кого зовут?» - игра может проводиться как в первую половину, так и во вторую половину дня. Ведущий ребёнок выбирает для себя одного ребёнка, но имя при этом не говорит. И составляет свой описательный рассказ: «Это девочка (мальчик, волосы (тёмные, светлые, одет в (перечислить название одежды и её цвет)».

«Разговор красок». Воспитатель подносит цветные карандаши к уху: «Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они мне рассказали?». Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш (красными бывают мак, помидор). Дальше по образцу рассказывают дети. Взрослый следит за правильностью ответов.

Игра «Дикие и домашние животные» - детям предлагается закончить предложения названиями детёнышей (У волчицы появились, у медведицы родились, у белки родились, и т. д).

Всеми любимая игра «Чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, а затем им предлагают вынуть предмет из мешочка и составить рассказ (Из чего сделано? Где растёт? Для чего применяют? Какую пользу приносит)

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи в режимных моментах
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 09:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи в режимных моментах» (включая файлы) размещена пользователем Тургунова Гулсара Нагашыбаевна (УИ 3459663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД