Наталья Приходская
Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач, стоящих перед обществом – это воспитание гармоничной личности. Это, прежде всего формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего детства создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции и чувства, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.
Публикация «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей раннего возраста» размещена в разделах
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от физического состояния и здоровья.
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объёма непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей, зависит устойчивость внимания.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят в том, чтобы:
1. Создать благоприятную радостную атмосферу для слушания – восприятия музыки в детском саду и семье.
2. Формировать устойчивый интерес к занятиям музыкой, способность получать от музыки удовольствие.
3. Развивать способность эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера, темпа, динамики.
4. Учить различать музыку (грустную, весёлую, быструю, медленную) и по-разному на неё реагировать, используя жесты, возгласы, движения.
5. Осторожно развивать голосовой аппарат, побуждая к звукоподражаниям, затем к подпеванию.
6. Учить реагировать на интонационную выразительность речи окружающих взрослых, стараться им подражать.
7. Учить осваивать простейшие танцевальные движения (фонарики, хлопки, притопы и закреплять уже имеющиеся музыкально – ритмические навыки и умения.
Решение этих задач зависит от психолого-педагогических условий и конечно от грамотно организованной предметно–пространственной развивающей среды, значение которой для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идёт интенсивное развитие ЦНС малютки (ничего подобного не будет ни в один последующий период жизни). Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.
Прежде всего, в групповых комнатах вместе с воспитателями были оборудованы музыкальные уголки с соответственным данному возрасту предметным оснащением. В уголках имеются детские музыкальные инструменты разного вида и звучания: погремушки, колокольчики, бубны, барабаны, гармошки, и т. д.
Звучащие игрушки, о которых поётся в песенках, предметы для танцев и музыкальных игр, имеются музыкальные центры с аудио кассетами и CD дисками с записями детских песенок и классической музыки для малышей. Звучание музыки в группе при встрече детей помогает им успешно адаптироваться к детскому саду. Музыка включается в разные режимные моменты: зарядка, занятия в свободной игровой деятельности.
Музыкальные занятия проходят в групповой комнате. В начале года в период адаптации я прихожу в группу с игрушками и провожу занятия под своё пение, постепенно вношу музыкальные инструменты, использую аудиозаписи.
Музыкальные проявления у детей на втором году жизни связаны с развитием восприятия окружающего, эмоционально-двигательной среды, развитием речи. Детей привлекает пение, звучание музыкальных инструментов. В то же время это помогает педагогу установить контакт с детьми, сделать содержательным общение с ними.
Важно строить занятие с малышами на ожидании чуда, волшебства, на удивлении и восхищении. И здесь огромную роль играет использование игровых приёмов. Так как ранний возраст обусловлен наглядно-образным мышлением и на первый план выходит предметная среда, для активизации действий, побуждению интереса к музыкальной деятельности я широко использую игрушку. Игрушки стараюсь подбирать яркие, запоминающиеся, сделанные из различного материала, доступные для восприятия образа.
Музыкальные занятия с малышами нужно строить так, чтобы они доставляли им радость, эмоциональный комфорт, чтобы на занятиях присутствовала атмосфера ожидания чуда, волшебства, восхищения и удивления. Поэтому на занятиях я широко использую различные коробочки, шкатулочки, мешочки, вызывающие у детей интерес и желание заглянуть и узнать, а что же внутри?
Для создания интереса к восприятию музыки я использую музыкальные шкатулки. Дети с удовольствием разглядывают их и слушают звучание различных музыкальных пьес.
Использование на музыкальных занятиях различных детских музыкальных и шумовых инструментов колокольчиков, бубнов, деревянных ложек, кубиков и т. д. вызывает у детей огромную радость, желание музицировать, действовать с ними. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, ручная умелость. Развивается тембровый слух, расширяется кругозор, музыкальная память.
Так же для формирования музыкального восприятия использую дидактические музыкальные игры с игрушками. Играя с матрёшкой, дети знакомятся с разнохарактерной музыкой : колыбельной и плясовой. Знакомятся с цветом. В игре «Птица и птенчик», развивается звуковысотное восприятие.
Для активизации действий детей, побуждения интереса к движениям под музыку применяю различные игровые действия и предметы. Дети учат игрушку как нужно танцевать с погремушками, машут султанчиками и флажками, выполняют пляску с кубиками и т. д.
Все эти игровые действия способствуют знакомству детей с новой для них деятельностью и направлены на развитие музыкальной активности : слушанию, подражанию выполнения движений в соответствии с мелодией или песней.
Музыкальные игры с разными игрушками и предметами направлены на развитие коммуникативных умений. Они способствуют включению детей в сообщество сверстников и взрослых. Они помогают преодолеть робость, переключению ребёнка с плача на активность, а так же успокаивают слишком расшалившихся или агрессивных детей.
В музыкальные занятия должны включать не только обязательные виды деятельности, но и оздоровительные упражнения. Это пальчиковые игры, игры на развитие дыхания и артикуляционного аппарата.
Для накопления новых музыкальных впечатлений с воспитателем проводим комплексные игровые занятия, где главным героем по-прежнему остаётся игрушка. С детьми проводились сюжетно – тематические занятия.
В этом возрасте для детей проводятся развлечения и досуги. Они представляют собой театрализованные представления, действия которых обыгрывается с помощью игрушек. Такая форма проведения досуга является универсальным средством гармоничного развития детей и эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого. Такие представления дают детям яркие художественные впечатления, учат внимательно следить за развёртывающим сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых инструментах, поиграть в подвижные игры. Так же проводятся развлечения с заводными и двигающимися игрушками.
Первым ярким запоминающимся праздником является Новый год. Малыши знакомятся с традиционными персонажами зимнего праздника: Снегурочкой, Дедом морозом. Главное они видят нарядную ёлку. Им доставляет большую радость играть с огоньками, рассматривать яркие новогодние игрушки. Учить детей удивляться, радоваться, видеть красивое и удивительное, «необыкновенное», поддерживать и воспитывать в них эти чувства и навыки – наша задача.
Участие родителей в жизни детского сада не просто дань моде. Сама жизнь заставляет нас педагогов быть ближе к семье и только вместе с ней решать проблемы дошкольников. Родители с удовольствием принимают участие в праздниках и развлечениях, помогают в создании и пополнении развивающей среды. В родительских уголках даётся нужная информация. Для родителей проводятся родительские собрания, семинары – практикумы, где родители осваивают музыкальный репертуар, чтобы заниматься с детьми дома. Для родителей проводятся игровые совместные досуги, где они не только зрители, но и активные участники.
Необычная форма проведения занятия, тщательно подобранный музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал, и конечно же хорошее настроение педагогов – это те факторы, которые помогут малышам познакомиться с удивительным миром музыки, принять его и творчески развиваться.
Музыка для детей раннего возраста - это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой первичный творческий потенциал.
Вовлечение педагогами родителей в процесс формирования личности ребёнка через музыкально-игровую деятельность помогает выявить музыкальные пристрастия родителей, уровень их музыкальной культуры, интерес родителей к музыкальному развитию их детей, так как в основе музыкально-игровой деятельности с детьми раннего возраста лежит общение (с мамой, со сверстниками, педагогом, а так же то, какие созданы для этого условия.
Полученная информация помогает в определении тем консультаций для родителей, способствует налаживанию контакта между родителями, детьми и педагогами.
Задачи:
1. Прививать интерес и любовь к музыкально-игровой деятельности.
2. Развивать эстетическое восприятие музыки : знакомство с окружающим миром в процессе пения;
развитие основ музыкальности (выражение эмоций, мимика, жесты, реакция движений);
развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка раннего возраста :
-тихо-громко (тембродинамическое восприятие)
- «чей голосок?» (звуковысотное восприятие)
- «постучи молоточком, игрушкой» (ритмическое восприятие)
3. Побуждать детей проявлять элементарное музыкальное творчество (песенное, театральное, игровое).
4. Стимулировать представления ребенка о способах взаимодействия со сверстниками.
5. Поднять эмоциональное настроение детей на музыкально-игровой деятельности.
1. Обыгрывание игрушек художественным словом, потешками, песенками-пеструшками, стишками. Использую логоритмику, пальчиковую гимнастику с текстами, все действия с ребенком сопровождаю словами.
Подпевание детьми песенок, потешек, первичное песенное, танцевальное, игровое творчество, песенные импровизации, имитирование движений животных, пальчиковые игры с языком – болтушки, танцевальные движения: хлопание в ладоши, показ «фонариков», топанье ножкой, кружение, импровизации на детских музыкальных инструментах.
2. Принципы работы с детьми на музыкально-игровой деятельности основаны в соответствии с концепцией развития МАДОУ :
- вариативность – формы организации работы с детьми и родителями зависят от разнообразия потребностей родителей;
- максимальная индивидуализация и дифференциация – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, темпов их развития, интересов детей, потребностей родителей;
Изучив и проанализировав критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения «Развитие детей ясельного возраста», разработана структура музыкально-игровой деятельности.
3. Формы и структура музыкально-игрового обучения деятельности :
1. Ритуал приветствия.
2. Музыкально-игровая деятельность. Форма-фронтальная.
Восприятие музыки
Пение для детей и подпевание (звукоподражание) с детьми
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-ритмические движения (игровые упражнения, танцы под пение муз. руководителя, веселые игры с игрушками)
Экспериментирование со звучащими музыкальными инструментами
- индивидуальная (самостоятельная деятельность детей, свободный выбор музыкально-дидактических игрушек, музыкальных инструментов).
- совместные игры ребенка с матерью
3. Беседы с родителями. Консультации по вопросам музыкального развития.
4. Ритуал прощания.
Специалисты-психологи перинатального развития утверждают, что ребенок слышит звуки еще во внутриутробный период. Они узнают голоса родителей и реагируют на него. Тревожная музыка вызывает у ещё не родившегося ребенка учащение пульса, спокойная – умиротворение. Это можно увидеть и на личике ребенка с помощью аппарата УЗИ.
Восприятие музыки
Маленькие дети воспринимают музыку в целом как сложный акустический стимул, еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагируют в основном на ее характер. Но отношение к музыке в будущем, эмоции, связанные с ней, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах его жизни.
Слушание музыки в раннем возрасте играет важную роль как средство музыкального развития ребенка :
- развивается музыкальный слух : детей приучают сосредотачивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детский музыкальных инструментах.
- развивается интерес к музыке : слушают небольшие музыкальные произведения, выражают эмоциональное состояние.
- развиваются музыкально-сенсорные способности : звук (высота, тембр, динамика – тихо и громко); регистры (средний и высокий, средний и низкий, низкий и высокий); темпы: быстрый и умеренный).
Виды слушания музыки :
Пение взрослых для детей. Пение взрослых и аккомпанементом на музыкальных инструментах. Пение старших детей в сопровождении взрослого.
Инструментальная музыка. Простейшие образцы, лучше исполнение в живую. Не используются эстрадные обработки.
Слушание в группе, при неограниченной деятельности ребенка. Использование подлинных шедевров классической музыки.
Рассказ, иллюстрируемый музыкой. (2-3 инструментальные пьесы, объединенные сюжетом, тематикой). Рассказ лаконичен и выразителен, после музыкального произведения или в конце с музыкальным фоном. Недопустимо задавать вопросы при прослушивание – это этап закрепления.
Игрушка приобретает большое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если ребенок не называет ее, то он покажет игрушку. Использовать игрушку в слушании – опосредовано.
Слушание музыки в игровой форме. Опосредовано через игрушку.
Использование музыкальных инструментов. Исполнение произведений на различных инструментах.
Выбор произведения для развития восприятия музыки - очень ответственный момент для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Но есть правила, которые должен соблюдать каждый педагог независимо от своих пристрастий:
Приобщение маленького ребенка к музыке, особенно классической, происходит постепенно, в процессе эмоционального общения со взрослым;
Музыка должна быть интересна малышу, достаточно разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой, художественной, запоминающейся;
Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз;
Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания;
Музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры ребенка. В лучшем случае ребенок ее просто перестанет замечать, а в худшем она вызовет переутомление у ребенка, что отразится на его поведении;
Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы.
Музыкальные фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из нескольких фраз, звучащих 20 – 30 секунд;
Чтобы малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке, скажите ребенку: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит разговаривать с малышом, лучше общаться с ним только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке. Маленький ребенок двигательно-активен. Он не в состоянии длительное время находится в не подвижности, сосредоточенности.
Чтобы продлить время восприятия музыки, включайте в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с предметами и без них.
Слушать музыкальный фрагмент нужно до тех пор, пока у малыша сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если малыш отвлекся. После того как музыкальный фрагмент закончился, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями и, если малыш не устал, продолжите слушание.
Таким образом, в игровой форме вы сможете приобщить ребенка к шедеврам мировой музыкальной культуры, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития музыкального вкуса.
Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи и инструментальном исполнении, огромное значение как для музыкального, так и для общего развития ребенка имеет слушание песен, исполняемых мамой. Это могут быть народные (лирические, плясовые, колыбельные, популярные детские песни и др. Родители могут петь ребенку как и перед сном, так и во время бодрствования, чтобы укреплять чувство взаимного доверия, включать в игровую деятельность.
Развивая восприятие музыки у ребенка вы будете способствовать формированию интереса и любви к ней, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитию музыкальных способностей, а также внимания, произвольности.
Пение
Задача – приобщение детей к пению. Основное средство музыкального воспитания. Развивает слух, память, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.
Малыша приучают прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса. Методика – воздействие выразительной певческой интонацией на эмоциональную сферу ребенка. При исполнении песни воспитатель и педагог смотрят на детей.
Затем учат ребенка подпевать отдельные звуки, окончания. Петь надо не громко. Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни, характер. Тексты песен простые и много повторений, тогда ребенок имеет возможность подпевать.
Прилетайте птички к нам, к нам, к нам.
Зернышек я птичкам дам, дам, дам.
Первое, что появиться – подговаривание. Затем появляется звукоподражание: «ав-ав», «мяу» и др. Третий этап – слоговое пение «ля-ля», «баю-бай».
На третьем году жизни малыш начинает припевать отдельные слова, а затем и небольшие предложения. Задача – развивать и укреплять певческие интонации. Учитывает объем словарного запаса. Многие слова незнакомы детям и не применяются в активном словаре. 2 года – 200 слов, 3 года – 1200-1500 слов.
Возможно изменения положения детей, поскольку объем внимание не велик, а утомляемость достаточно большая. При пении можно встать и походить по залу, если песня хороводного характера. Имитировать движения руками, что помогает запомнить и понять текст песенки, характер, выдержать ритм.
Мелодию возможно сыграть на нескольких инструментах для запоминания детьми и развития слуха.
Возможно транспонирование мелодии, но только при слушании. Не нужно замедлять темп песни, поскольку теряется связь между словами. Самая приемлемая скорость речи – 100 слов с минуту.
Методика разучивания песни:
Знакомство – живое, выразительное исполнение. Исполнение на другом инструменте. Предложить детям подпевать, повторяя за воспитателем и музыкальным руководителем глаза – в глаза, при закрытом инструменте. Если внимание детей уже рассеялось на этом лучше завершить первый этап.
Повторное исполнение песни с аккомпанементом. Использование игрушки и воспитателя. Исполнение песни детьми более старшего возраста. Предлагаются вопросы, дублирующие текст песни. Затем предлагают малышам спеть повторяющие слова или звукоподражания.
Детям предлагается узнать и назвать песню (либо показать картинку, игрушку). Исполнение можно без аккомпанемента, при затруднении с инструментом. Разучивание по фразам без сопровождения (использовать детский музыкальный инструмент).
Дети узнают песню и самостоятельно подпевают. Использовать разные «мизансцены» для организации пения, имитирующие движения.
Дети узнают песню после первого пропевания. Начинают самостоятельно подпевать. Предложить спеть всю песенку (от возраста детей и способностей).
Дети 2-3 лет за год поют 10-12 песен.
Использование песен на празднике. Дети полностью поют или подпевают 1 песню на празднике. Используются игры с подпеванием. Длительность утренника 15-25 минут. Исполнение песни на празднике происходит лицом в педагогу или музыкальному руководителю, так как привыкли дети.
Музыкально-ритмические движения
Цель – развивать слух, музыкальную память и ритмические способности детей.
Цель упражнений – научить слушать музыку, различать ее, подготовка к разделу – слушание музыки.
Цель движений, композиций – обучить детей новых движениям. Эти движения включаются в пляску или в игру. Развитие первоначальных проявлений ритмичности.
При планировании занятия надо учитывать задачи. Не всегда целесообразно вводить слушание и музыкально-ритмические движения на одно занятие. И лучше начинать занятие с пения. Или с игры ручками и ножками – на стульчиках.
Дети 2-3 лет легко запоминают движения упражнений, определяют разные по характеру инструментальные пьесы, слышать начало и конец музыкального произведения.
Методика
Выбор упражнения (возраст, особенности детей группы, физическое развитие).
Предварительная работа с воспитателем. Четкий и всегда одинаковый ритмичный показ – дети начнут путаться при другом показе.
Запаздывающий показ (с 3-4 занятия). Музыкальный руководитель играет пьесы, а воспитатель запаздывает с показом. Часть детей начнет самостоятельно выполнять движение, другие же будут ждать воспитателя. Обучающий момент в том, что одни дети довольны тем, что могут самостоятельно выполнять движения и показать другим детям. А те, которые не запомнили, тоже подключаться и затем вместе со всеми будут выполнять.
Использование атрибутов (погремушек, бубнов, кукол, султанчиков, флажков, колокольчиков, бубенчиков, кольца «серсо»).
Ну, а в заключении хотелось бы сказать: счастье работающего с детьми –увидеть плоды своего нелёгкого труда, когда дети здоровы, веселы, эмоционально реагируют на музыку, с удовольствием танцуют и играют.