Акматова Айнура Асанкуловна
Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства"
В. А. Сухомлинский
В нашем быстро развивающем и быстро меняющем мире, большое внимание уделяется детям. Место ребенка в современном образовательном процессе – значимо и неоценимо. Приведенное в качестве эпиграфа высказывание В. А. Сухомлинского,подчеркивает тот факт,что мы (взрослые) можем помочь ребенку реализовать его потенциал, несмотря на возможные различные потребности в обучении.
Публикация «Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Инклюзивное образование как раз и направленно на удовлетворение таких потребностей. Инклюзивное образование старается разработать подход к воспитанию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в образовательном процессе. Если педагогический процесс станет более эффективным в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Современные реформы в российском образовании предусматривают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не только в школах, но и в дошкольных учреждениях – совместно с нормально развивающими детьми.
В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Реформа, которая предусматривает совместное обучение, начинает потихонечку, запускать многоступенчатый механизм. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий для того, что бы сдвинуть с места, этот механизм. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.
Но педагоги, которые должны сопровождать, обучать, развивать, интегрировать, не готовы к слаженной работе в таком механизме. Они, как шестеренки, затормаживают этот процесс. Происходит это по многим причинам, и как правило педагогам тяжело с этим справиться. Педагоги нуждаются в помощи, для эффективного инклюзивного образования им необходима специальная подготовка.
Одним из условий реализации инклюзии является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными организовать инклюзивный подход.
В «Профессиональном стандарте педагога», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. идет речь о необходимости овладения педагогами современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, а также повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.
В практико-ориентированной монографии Е. А. Ямбурга и С. Д. Забрамной «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации», изложены конкретно и логично компетенции, необходимые педагогам для работы с детьми со статусом ОВЗ.
Данная проблема интересует многих ученных, и были проведены диссертационные исследования в которых рассматривается понятие «инклюзивная компетентность», описывается как особенность подготовки специалистов к коррекционной деятельности в образовательной организации, доказывается влияние правильно организованной инклюзивной образовательной среды на социализацию детей с ОВЗ (Л. М. Кобрина, О. С. Панферова, М. М. Тавакалова, И. Н. Хафизуллина). К сожалению, в данных работах речь идет лишь о будущих педагогах,а педагоги работающие в системе образования и столкнувшиеся с данной проблемой обучения детей с ОВЗ, остаются не решенными.
В рамках нашего ДОУ,было проведено анкетирование с педагогами, а так же родителями. Анкеты для родителей были анонимные, с целью получения честных ответов. Родители,являются важной составляющего процесса образования. Мнение родителей важно и необходимо для нашего коллектива. В анкетировании приняли участие 220 родителей и 38 педагогов.
Анкетирования с педагогами проводилось, с целью анализа отношения их (педагогов) к реализации инклюзивного подхода в педагогической деятельности. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается нами через профессионально-психологическую готовность: информационная готовность; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению; барьеры в реализации инклюзивного образования в образовательной организации.
Данные полученные в ходе применения анкеты №1 указывают на то, что 80% педагогов не работали с детьми с ОВЗ. 51% опрошенных не проходили подготовку для работы с детьми ОВЗ, детьми- инвалидами. Педагоги (14.5%) указали, что им приходилось сталкиваться в своей практике с детьми ЗПР,и ОНР. Все педагоги(100%) знают об инклюзивном образовании. Отвечая на вопрос о назначение инклюзивного образования педагоги отвечали следующее : «Помощь детям с ОВЗ адаптироваться к современному миру»; «Создание специальной программы обучения детей в ДОУ» ; «Общаясь с другими детьми, ребенок с ОВЗ будет активно развиваться» ; «Исключить любую дискриминацию детей. Вызвать положительное отношение у здоровых детей.» ; «Помогают развивать у здоровых детей терпимости к психическим недостаткам сверстниками чувство,взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству». Это указывает, на тот факт, что педагоги осознают значимость инклюзивного образования. Они понимают,что детям с ОВЗ необходим социальный опыт. У педагогов (16%) наблюдается положительное отношение к детям с ОВЗ. 47% педагогов не готовы к работе с детьми с ОВЗ.
Таким образом анкетирование позволило выявить,что педагоги не готовы к работе в рамках инклюзивного образования,так как у них отсутствует навык работы с детьми ОВЗ.
Анкетированание№2 проводимое с педагогами, позволило получить следующие показатели :
55% педагогов считают, что инклюзивное образование это - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ;
45% опрошенных считают, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
95% считают,что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования;
60% указали, что трудности введения инклюзивного образования – отсутствие оборудования и специалистов;
70% считают, что сложные для педагога ограничения возможностей здоровья детей - психические нарушения, влекущие расстройства личности и поведения;
90 % опрошенных считают,что наибольшая сложность в работе педагога с детьми - недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов общеобразовательных школ для обучения детей с ОВЗ и в тоже время 75 % педагогов указали,что слабый ресурс участия родителей в совместных усилиях обучения ребёнка с ОВЗ ( в силу разных причин: непризнание родителями проблем ребёнка, низкий образовательный и социокультурный статус, высокая занятость на работе и т. д.) . По мнению педагогического коллектива,педагог должен обладать профессиональными качествами (ответственность, квалифицированный специалист, толерантный) для работы с детьми ОВЗ.
Результаты проведенного анкетирования позволило сделать следующие выводы :
-культура инклюзивного образования еще не достаточно сформирована, так как более 45% указывают на то, что детям с ОВЗ необходимо развиваться отдельно;
-у педагогов мотивация находится на низком уровне, к работе с детьми с ОВЗ;
-у педагогов отсутствует достаточный уровень специальных знаний для работы с детьми ОВЗ ;
-опыт взаимодействия педагогов со специалистами ПМПК,очень низок. Лишь 15% педагогов сталкивались с работой ПМПК.
-педагоги считают, что родители будут практически безинициативны в совместных усилиях обучения ребенка с ОВЗ.
Родители принявшие участие в анкетировании «Реализация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации» , ответили следующим образом на вопросы :
25 % родителей считают, что для адаптация детей с ОВЗ к жизни в обществе,необходимо их воспитывать отдельно от других детей. Родители (51%) считают, что допустимые способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ - совместные игры во дворе, на улице. Это хороший показательно,т. е родители готовы к тому, что их ребенок будет взаимодействовать с детьми с ОВЗ. По мнению 39 % родителей считают положительным моментом то, что дети научатся помогать другим в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ. 42 % родителей указывают,что отрицательным моментом в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ, могут возникнуть конфликты в детском коллективе. Возможна такая ситуация, т. к. сейчас наблюдается у детей снижение уровня толерантности.
43 % родителей считают,что ребенок с ОВЗ и его родители в случае совместного развития и воспитания с воспитанниками ДОО могут рассчитывать на следующее преимущество - научится взаимодействовать с другими детьми. Данное преимущество позволило бы семьям с детьми ОВЗ помочь им социализироваться. По мнению 50 % родителей отрицательным моментом считают – в ходе образовательной деятельности и игр ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что может способствовать снижению его самооценки, уверенности в себе.
Родители выделяют следующие условия для внедрения введение системы совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в образовательных организациях :
-разработка специальных образовательных программ(45%) ;
-дополнительное финансирование(41%);
-дополнительная подготовка педагогов(38%).
Родители осознают важность и значимость работы педагогов с детьми с ОВЗ. Они (53%) указывают, что педагогам необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод :
1. педагоги и родители по-разному оценивают возможности и трудности введения инклюзии ;
2. педагоги выражают затруднение в профессиональной деятельности в условия внедрения инклюзивного образования;
3. мотивация педагогов находится на низком уровне по отношению к внедрению инклюзивного образования;
4. родители и педагоги сходятся во мнении, что необходимы специальные знания для работы с детьми с ОВЗ.
По результатам полученным в ходе анкетирования, можно определить следующие направления работы :
- продолжить формировать инклюзивную культуру в ДОУ;
- продолжить взаимодействовать и организовывать сетевое взаимодействие с образовательными организациями, у которых имеется положительный опыт работы с детьми с ОВЗ;
- осуществлять просветительские работы как с педагогами, так и с родителями ДОУ.
Спасибо за внимание!