МААМ-картинки

Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ

Акматова Айнура Асанкуловна
Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ

"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства"

В. А. Сухомлинский

В нашем быстро развивающем и быстро меняющем мире, большое внимание уделяется детям. Место ребенка в современном образовательном процессе – значимо и неоценимо. Приведенное в качестве эпиграфа высказывание В. А. Сухомлинского,подчеркивает тот факт,что мы (взрослые) можем помочь ребенку реализовать его потенциал, несмотря на возможные различные потребности в обучении.

Публикация «Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах

Инклюзивное образование как раз и направленно на удовлетворение таких потребностей. Инклюзивное образование старается разработать подход к воспитанию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в образовательном процессе. Если педагогический процесс станет более эффективным в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Современные реформы в российском образовании предусматривают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не только в школах, но и в дошкольных учреждениях – совместно с нормально развивающими детьми.

В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Реформа, которая предусматривает совместное обучение, начинает потихонечку, запускать многоступенчатый механизм. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий для того, что бы сдвинуть с места, этот механизм. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.

Но педагоги, которые должны сопровождать, обучать, развивать, интегрировать, не готовы к слаженной работе в таком механизме. Они, как шестеренки, затормаживают этот процесс. Происходит это по многим причинам, и как правило педагогам тяжело с этим справиться. Педагоги нуждаются в помощи, для эффективного инклюзивного образования им необходима специальная подготовка.

Одним из условий реализации инклюзии является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными организовать инклюзивный подход.

В «Профессиональном стандарте педагога», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. идет речь о необходимости овладения педагогами современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, а также повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.

В практико-ориентированной монографии Е. А. Ямбурга и С. Д. Забрамной «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации», изложены конкретно и логично компетенции, необходимые педагогам для работы с детьми со статусом ОВЗ.

Данная проблема интересует многих ученных, и были проведены диссертационные исследования в которых рассматривается понятие «инклюзивная компетентность», описывается как особенность подготовки специалистов к коррекционной деятельности в образовательной организации, доказывается влияние правильно организованной инклюзивной образовательной среды на социализацию детей с ОВЗ (Л. М. Кобрина, О. С. Панферова, М. М. Тавакалова, И. Н. Хафизуллина). К сожалению, в данных работах речь идет лишь о будущих педагогах,а педагоги работающие в системе образования и столкнувшиеся с данной проблемой обучения детей с ОВЗ, остаются не решенными.

В рамках нашего ДОУ,было проведено анкетирование с педагогами, а так же родителями. Анкеты для родителей были анонимные, с целью получения честных ответов. Родители,являются важной составляющего процесса образования. Мнение родителей важно и необходимо для нашего коллектива. В анкетировании приняли участие 220 родителей и 38 педагогов.

Анкетирования с педагогами проводилось, с целью анализа отношения их (педагогов) к реализации инклюзивного подхода в педагогической деятельности. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается нами через профессионально-психологическую готовность: информационная готовность; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению; барьеры в реализации инклюзивного образования в образовательной организации.

Данные полученные в ходе применения анкеты №1 указывают на то, что 80% педагогов не работали с детьми с ОВЗ. 51% опрошенных не проходили подготовку для работы с детьми ОВЗ, детьми- инвалидами. Педагоги (14.5%) указали, что им приходилось сталкиваться в своей практике с детьми ЗПР,и ОНР. Все педагоги(100%) знают об инклюзивном образовании. Отвечая на вопрос о назначение инклюзивного образования педагоги отвечали следующее : «Помощь детям с ОВЗ адаптироваться к современному миру»; «Создание специальной программы обучения детей в ДОУ» ; «Общаясь с другими детьми, ребенок с ОВЗ будет активно развиваться» ; «Исключить любую дискриминацию детей. Вызвать положительное отношение у здоровых детей.» ; «Помогают развивать у здоровых детей терпимости к психическим недостаткам сверстниками чувство,взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству». Это указывает, на тот факт, что педагоги осознают значимость инклюзивного образования. Они понимают,что детям с ОВЗ необходим социальный опыт. У педагогов (16%) наблюдается положительное отношение к детям с ОВЗ. 47% педагогов не готовы к работе с детьми с ОВЗ.

Таким образом анкетирование позволило выявить,что педагоги не готовы к работе в рамках инклюзивного образования,так как у них отсутствует навык работы с детьми ОВЗ.

Анкетированание№2 проводимое с педагогами, позволило получить следующие показатели :

55% педагогов считают, что инклюзивное образование это - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ;

45% опрошенных считают, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

95% считают,что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования;

60% указали, что трудности введения инклюзивного образования – отсутствие оборудования и специалистов;

70% считают, что сложные для педагога ограничения возможностей здоровья детей - психические нарушения, влекущие расстройства личности и поведения;

90 % опрошенных считают,что наибольшая сложность в работе педагога с детьми - недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов общеобразовательных школ для обучения детей с ОВЗ и в тоже время 75 % педагогов указали,что слабый ресурс участия родителей в совместных усилиях обучения ребёнка с ОВЗ ( в силу разных причин: непризнание родителями проблем ребёнка, низкий образовательный и социокультурный статус, высокая занятость на работе и т. д.) . По мнению педагогического коллектива,педагог должен обладать профессиональными качествами (ответственность, квалифицированный специалист, толерантный) для работы с детьми ОВЗ.

Результаты проведенного анкетирования позволило сделать следующие выводы :

-культура инклюзивного образования еще не достаточно сформирована, так как более 45% указывают на то, что детям с ОВЗ необходимо развиваться отдельно;

-у педагогов мотивация находится на низком уровне, к работе с детьми с ОВЗ;

-у педагогов отсутствует достаточный уровень специальных знаний для работы с детьми ОВЗ ;

-опыт взаимодействия педагогов со специалистами ПМПК,очень низок. Лишь 15% педагогов сталкивались с работой ПМПК.

-педагоги считают, что родители будут практически безинициативны в совместных усилиях обучения ребенка с ОВЗ.

Родители принявшие участие в анкетировании «Реализация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации» , ответили следующим образом на вопросы :

25 % родителей считают, что для адаптация детей с ОВЗ к жизни в обществе,необходимо их воспитывать отдельно от других детей. Родители (51%) считают, что допустимые способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ - совместные игры во дворе, на улице. Это хороший показательно,т. е родители готовы к тому, что их ребенок будет взаимодействовать с детьми с ОВЗ. По мнению 39 % родителей считают положительным моментом то, что дети научатся помогать другим в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ. 42 % родителей указывают,что отрицательным моментом в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ, могут возникнуть конфликты в детском коллективе. Возможна такая ситуация, т. к. сейчас наблюдается у детей снижение уровня толерантности.

43 % родителей считают,что ребенок с ОВЗ и его родители в случае совместного развития и воспитания с воспитанниками ДОО могут рассчитывать на следующее преимущество - научится взаимодействовать с другими детьми. Данное преимущество позволило бы семьям с детьми ОВЗ помочь им социализироваться. По мнению 50 % родителей отрицательным моментом считают – в ходе образовательной деятельности и игр ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что может способствовать снижению его самооценки, уверенности в себе.

Родители выделяют следующие условия для внедрения введение системы совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в образовательных организациях :

-разработка специальных образовательных программ(45%) ;

-дополнительное финансирование(41%);

-дополнительная подготовка педагогов(38%).

Родители осознают важность и значимость работы педагогов с детьми с ОВЗ. Они (53%) указывают, что педагогам необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ.

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод :

1. педагоги и родители по-разному оценивают возможности и трудности введения инклюзии ;

2. педагоги выражают затруднение в профессиональной деятельности в условия внедрения инклюзивного образования;

3. мотивация педагогов находится на низком уровне по отношению к внедрению инклюзивного образования;

4. родители и педагоги сходятся во мнении, что необходимы специальные знания для работы с детьми с ОВЗ.

По результатам полученным в ходе анкетирования, можно определить следующие направления работы :

- продолжить формировать инклюзивную культуру в ДОУ;

- продолжить взаимодействовать и организовывать сетевое взаимодействие с образовательными организациями, у которых имеется положительный опыт работы с детьми с ОВЗ;

- осуществлять просветительские работы как с педагогами, так и с родителями ДОУ.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Отчет о мероприятиях в рамках взаимодействия с родителями «Мамина пятница»Отчет о мероприятиях в рамках взаимодействия с родителями «Мамина пятница» Я долго думала, как же назвать свою задумку. Название родилось позже. С начало появилась идея. Приглашать каждую пятницу одну из мам. Поиграть.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 15:58
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД