Юлия Анатольевна Дрюк
Раннее развитие ребенка по системе М. Монтессори
▼ Скачать
1. Необходимость раннего развития ребенка.
Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Итак, «раннее развитие» -это:
-неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют спец. упражнения, оборудование
-специально созданная жизненная среда, наполненная интересными объектами для изучения и разглядывания
-разнообразные игрушки
-постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и т. п.
Публикация «Раннее развитие ребенка по системе М, Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
-возможность получать радость от познания и совместного творчества, желание сделать жизнь малыша полной, интересной и красочной.
Для чего же необходимо раннее развитие? После рождения у ребенка включаются все его системы: начинают развиваться зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. И, самое главное, включаются мощные механизмы адаптации, ребенок приспосабливается к условиям настоящей и будущей жизни. Информация для ребенка -это не желание, а необходимость.
Занимаясь с ребенком развитием, мы, во-первых, расширяем и удовлетворяем его потребности в знаниях об окружающем мире. И, во-вторых, раннее развитие- это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность.
2. Мария Монтессори.
Мария МОНТЕССОРИ - (31 августа 1870 г. ,– 6 мая 1952 г, итальянский педагог, врач. В 1894 окончила Римский университет. Первая женщина в Италии – доктор медицинских наук. Профессор гигиены в Высшей женской школе (1896–1906). В 1900–1907 гг. читала курс педагогической антропологии в Римском университете.
Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике. В 1899–1901 гг. работала в Ортофренической школе, готовившей преподавателей специальных школ для детей с физическими и умственными недостатками.
3. «Помоги мне сделать это самому».
Ребенок, по мнению М Монтессори,- личность с момента своего рождения. У детей природой заложено стремление к самосовершенствованию и любовь к труду. Родители и воспитатели не творцы характера и способностей ребенка, они всего лишь помогают раскрыться его врожденному потенциалу вовремя и в полной мере.
Педагогика Монтессори — это целостная система. Результат приносит использование всего комплекса, а не отдельных частей. В этот комплекс входит:
-особым образом организованное учебно-игровое пространство (стандарт Монтессори — на одного ребенка 5-8 кв. м.,
-группы детей разновозрастные: дети с разницей в 2-3 года занимаются в одной группе,
-дидактические материалы (делятся по возрастному признаку (для 0-3, 3-6, 6-12 лет, по тематике (сенсорные, математические, космические и т. д. ,
-специально обученные педагоги.
Основой обучения в дошкольном возрасте Монтессори считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.
4. Сенситивные (благоприятные) периоды развития.
Это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей.
На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне.
-период развития речи (0-6 лет)
-период восприятия порядка (0-3)
-период чувственного (сенсорного) развития (0-5)
-период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)
-период развития движений и действий как способа познания мира (0-3.5)
-период формирования представления о порядке и аккуратности (2-4)
-период усвоения норм поведения в обществе(2.5-6)
Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению.
5. Зоны развития в Монтессори-группе. Материалы.
Особенности занятий.
Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С
помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает.
Как же проводятся сами занятия?
Дети приходят на занятия в Монтессори-группу вместе с мамами или папами. Усаживаются в круг. Приветствуют друг друга, вместе поют под музыку.
Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 0,75 метра от пола, что даёт ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в единственном экземпляре. Самим расположением полок среда разделена на несколько зон.
Зона практической жизни: Включает всевозможные рамки с застежками (пуговицами, крючками и т. п.). Материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов. Здесь ребенок может налить воду в кувшинчик, просеять крупу, вытереть лицо салфеткой и т. д.
В зоне сенсорного развития: малыш развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, имеет возможность ощутить разницу в весе предметов, соотносит понятие размера, формы, величины, длины, толщины, высоты, объема.
В математической зоне: находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции.
В языковой зоне: малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя их на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Зона естественнонаучного («космического») воспитания: здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов.
Рекомендуется иметь живой уголок и уголок отдыха.
В группах, организованных по системе Монтессори, нет парт, каждый ребенок занимается, сидя на своем коврике или за маленьким столиком. Это является его личным пространством, и никто не вторгается в него, не спросив разрешения. Одно из основных правил в педагогике Монтессори – не мешать другим и убирать за собой.
6. Монтессори-педагог.
Заповеди в работе с детьми (по Монтессори). Основные принципы.
Главная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа.
Первый - подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды.
Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных.
На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.
Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми.
Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике.
Второе - индивидуальный подход.
На занятиях в Монтессори-группах стоит запрет на употребление слова «молодец». Иначе у ребенка формируется зависимость от похвалы, а потребность в познании уменьшается.
Почти все занятие педагог проводит на корточках. Обучение проходит «глаза в глаза».
«Свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого»-один из ключевых принципов педагогики Монтессори. То есть, общение с уважением должно быть на уровнях ребенок –взрослый и ребенок-ребенок.
Основные «заповеди» Монтессори-педагогики:
=Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
=Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
=Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
=Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
=Если к ребенку часто бывают снисходительны — он постепенно учится быть терпеливым.
=Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
=Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
=Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
=Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
=Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
=Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
Основные принципы методики.
=Отсутствуют такие элементы управления ребенком, как наказания, поощрения и чрезмерное вовлечение. Нет соревнования, сравнения с другими детьми.
=Ритм, продолжительность работы и вид учебного материала ребенок выбирает сам.
=Учитель проводит маленькие (3-5 мин.) индивидуальные уроки, после чего ребенок работает с материалом самостоятельно.
=Дети сами исправляют ошибки, сами выстраивают отношения в группе, учитель только мягко направляет и не дает угаснуть интересу при работе.
7. Минусы методики Марии Монтессори
Главный минус заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание "творческому" правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.
В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его.
=Самостоятельное освоение материала не добавляет опыта общения в группе.
=В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном коврике или столике, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.
=Педагогика Монтессори слабо развивает социальный навык.
=Нет акцента на развитие речи, фантазии, на творческое самовыражение.
=Слишком категоричное отрицание простых игрушек, привычных детских игр.
=Отсутствуют в системе воспитания книг-сказок, стихов и т. д.
Не стоит сбрасывать со счетов и то, что система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей.
8. Вывод.
Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.
Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".
Заслугой Монтессори является введение в практику дошкольных учреждений систематических антропометрических измерений. Монтессори провела реформу в оборудовании зданий и помещений детского сада, оснастив их специальной детской мебелью.
Детям очень важно быть самостоятельными. Когда с ребенком занимаются по системе Монтессори, у него появляются новые навыки и умения, но кроме этого малыш постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Ребенок делает то, к чему готов, это позволяет не потерять интерес к учебе в будущем. В садиках и группах Монтессори ребенка учит сама окружающая среда.
Список литературы.
В. Г. Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори». Москва. «Эксмо» 2011
Е. Б. Танникова «Монтессори-группы в ДОУ». Творческий центр «Сфера». Москва 2007
Л. Э. Генденштейн, Е. Л. Мадышева «Не пролей, не просыпь» Москва. «Карапуз» 2010
С. И. Сумнительная «Вижу, слышу, чувствую» Москва. «Карапуз» 2010
Л. Калуська, М. Отрощенко «Iнновацii в дошкiлi» Тернопiль, 2010
Дошкiльне виховання, 12/2007. (раннiй вiк)
М. Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики». 1993г.