Евгения Киселева
Доклад: «Приемы развития познавательных эмоций в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни происходит развитие познавательных потребностей (любознательность) без побуждений взрослых, и эмоции определяются уже оценочным реагированием на успехи и неудачи не только собственных действий, но и действий других. Появляется эмоциональное предвосхищение некоторых знакомых действий в знакомых ситуациях.
Публикация «Доклад: „Приемы развития познавательных эмоций в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дети особенно чувствительно воспринимают все неизвестное, поэтому я стараюсь проводить больше игр, связанных с СЮРПРИЗНЫМ МОМЕНТОМ. Прячу в группе игрушку и прошу детей найти ее. И когда им удается найти ее, то это вызывает радость, смех. Дети просят повторения, им хочется еще раз пережить это состояние. Особый интерес вызывают заводные игрушки.
Огромное значение на втором - третьем годах жизни имеет ОБЩЕНИЕ С БЛИЗКИМИ, которое определяется не столько их неумением удовлетворять свои физиологические потребности, сколько стремлением узнать что-то новое. Поэтому я запланировала консультацию для родителей "Я люблю поговорить", где попыталась объяснить родителям, как нужно говорить с ребенком, о чем говорить, что общение должно быть не только источником знаний, но и большой радостью. В данный момент мы собираем семейные фотографии для оформления альбомов. Чтобы дети в течении дня могли увидеть своих мам, пап и поговорить о них.
Известно, что с раннего детства эмоции непосредственно связаны с развитием памяти : чем ярче событие, тем лучше оно запоминается. ПЕНИЕ И МУЗЫКА вызывают у детей положительные эмоции, развивают эстетическое восприятие. Для этого использую детские песенки, под которые дети танцуют и стараются подпевать наиболее понравившиеся. Также планирую использовать для прослушивания классические произведения разного характера.
Нельзя лишать ребенка возможности самостоятельно что-то сделать (открыть крышку, достать предмет) иначе он, находится в состоянии созерцания, приучается к бездействию. Поэтому моя задача - НАУЧИТЬ ПОМУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ СОБСТВЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Эмоциональное отношение ребенка к своим действиям играет немаловажную роль. От того, какие эмоции возникнут в процессе обучения, какие чувства он испытывает от своих успехов или неудач, зависит развитие его дальнейшей познавательной активности. Предлагаю детям вкладыши. Если они не имеют представления об игрушке, то и не знают что с ней делать. Могут стучать, разбрасывать. В такие моменты я сажусь, и сама начинаю играть. Дети начинают эмоционально положительно реагировать на мои действия. У них возникает желание действовать самостоятельно. Но так как они не умеют, то начинают сердиться, отказываются от игрушки. В такие моменты моя задача - заинтересовать ребенка игрушкой, повторно привлечь внимание к ней.
Начинаем действовать совместно с ребенком, до тех пор, пока у него не получится вложить фигуру самостоятельно. И тогда радости нет предела: он хлопает в ладоши, улыбается. У малыша впервые возникает радость от результата собственных действий, а не действий, совершенных по показу или при участии взрослого.
Когда ребенок научился действовать с простыми фигурками, то я предлагаю ему более сложные фигуры для вкладывания. Ребенок уже самостоятельно и быстро преодолевает возможные "затруднения" и сразу переходят к знакомым действиям. Каждый раз, когда у ребенка получается вложить фигуру, я стараюсь похвалить его, что вызывает радость и желание продолжать. И когда уже ребенок научился действовать с этой игрушкой его эмоциональные реакции устойчивы.
Может показаться, что если ребенок действует с дидактическими игрушками спокойно, то это занятие его мало интересует. Тогда взрослые начинают его отвлекать, дают новые игрушки. Малыш откладывает прерванное занятие, начинает играть с новыми игрушками, а если что-то не получается, сердится, отбрасывает их. Постепенно он привыкает к незавершенности начатого дела, к отказу от него при малейшей трудности, так как помнит свои негативные эмоции.
Дети способны предвидеть некоторый результат, действуя с конкретной игрушкой. Они "знают", чего хотят достичь, даже если что-то не получается. Предлагаю Софье Ч. разные по размеру формочки. Нужно сделать башенку. Она действует сосредоточенно, упорно накладывает одну формочку на другую. наконец получается башенка. Она радуется. Пытаюсь узнать, что она хочет. Построить башенку из всех формочек или использовать ее только отдельные части. Она опять стала усердно трудиться, так как осталось три формочки. После неоднократных попыток она построила башенку из шести предметов, то к чему она стремилась. Ее спокойное и сосредоточенное состояние в процессе умелых действий при получении ожидаемого результата мгновенно сменилось улыбкой, ликованием.
неоднократные показы и объяснения взрослого, некоторые уже сформированные способы действия, свойства самой дидактической игрушки, возникающие при этом положительные эмоции - все это способствует возникновению представлений о конечном результате, к которому надо стремиться.
Важно заинтересовать ребенка "свойствами" игрушки, внешним видом, ее секретами. Если все же ребенок отказывается от предложенной игрушки, тогда я показываю ее другим детям. Мы начинаем ее изучать, играть с ней. И у ребенка появляется желание поиграть так же, как и сверстники, и тогда он овладевает действиями по подражанию.
Без эмоциональной установки взрослого, показа, наблюдения за игрой сверстников побуждая действовать с предметами, как правило не возникает.
У большинства детей желание действовать так велико, что даже при негативном настроении предложение взрослого "поиграть", как правило, приводит их в положительное эмоциональное состояние. Например, привели Кирилла Х. в детский сад, он плачет, не разговаривает. Я предлагаю ему помочь мне собрать пирамидку. Он увлекается, перестает плакать. Возникает спокойное эмоциональное состояние и любопытство.
Маленьким детям хочется постоянно что-то делать, повторять свои действия, подражать, узнавать новое. Потребность к познанию связана и с эмоциональным отношением взрослого к стремлению детей к "новым открытиям". Именно взрослые учат их способам действия: в играх, в общении, в "бытовых" ситуациях. Если этого не происходит, умения ребенка надолго остаются на уровне примитивного манипулирования, запаздывает развитие речи, отсутствуют возрастные навыки самообслуживания. и т. д.
Я считаю, что если ребенка научить действовать с какой-то одной игрушкой, то он без специальных занятий не начнет правильно действовать с другими. Когда дети играли пирамидкой, я рядом положила разноцветные кубики. Несмотря на то, что дети достаточно долго занимались пирамидкой, они не захотели играть с кубиками. Они стучали ими, разбрасывали, но это не вызвало устойчивого интереса. Дети не имели представления о той радости, которая может возникнуть при самостоятельной постройке "гаража" для машин.
Поэтому когда я предлагаю детям новую игрушку, то показываю и объясняю все возможные действия с ней, доступные детям раннего возраста, иначе эта игрушка надолго останется бесполезной и ненужной.
Эмоциональная жизнь маленьких детей совсем не примитивна, как может показаться на первый взгляд, и запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств.