Папки-передвижки

Преемственность школы и детского сада с внедрением ФОП ДО

Наталия Ивановна Веремеенко
Преемственность школы и детского сада с внедрением ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №17 «Незабудка»

Доклад

«Преемственность школы и детского сада

с внедрением ФОП ДО»

Подготовил: старший воспитатель

Веремеенко Н. И.

Ст. Новороговская

декабрь 2024 год

Темочки:

Поступление ребенка в школу - серьезная стрессовая ситуация как для самого ребенка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становится учеником, основная деятельность которого – получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это осознают, но не всегда правильно понимают, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребенок может оказаться не готов к обучению к школе, родители часто стараются увеличить объем занятий в старшем дошкольном возрасте. В результате знаний ребенок получает немного, зато приобретает психологические перегрузки и стойкое отвращение к обучению в целом и в школе в частности. Таким образом, проблема готовности, а скорее неготовности к школьному обучению актуальна не только для учителей, принимающих детей в первый класс, и педагогов, на которых непосредственно лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят увидеть своих детей успешными в школе.

С 1 сентября 2023 года наше дошкольное учреждение перешло на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе лежать духовно- нравственные ценности российского народа, исторические и национально- культурные традиции.

Преемственность в соответствии с ФОП ДО — это согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания на смежных этапах становления и развития ребёнка.

С точки зрения дошкольного учреждения преемственность заключается в ориентации на требования школы, формировании фундаментальных личностных качеств и достижении дошкольниками необходимого уровня общего развития, который служит основой для начального обучения в школе.

С точки зрения начальной школы — это опора на достигнутый старшим дошкольником уровень развития и дальнейшее развитие накопленного им потенциала, подготовка к переходу в среднее звено образования.

Некоторые задачи преемственности в соответствии с ФОП ДО:

-достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;

сотрудничество с семьёй;

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

-построение содержания образовательной работы на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития.

Основные направления обеспечения преемственности.

• Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами детских садов и школы;

• работа с детьми (знакомство воспитанников со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

I. Работа с детьми:

1) экскурсии в школу;

2) посещение школьного музея;

3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

5) выставки рисунков и поделок;

6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

8) участие в театрализованной деятельности;

9)посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

3) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

5) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей.

Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

При этом наш детский сад обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Наши образовательные области:

-Социально –коммуникативное развитие

- Художественно –эстетическое развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Физическое развитие.

Направления школы :

• Обществознание и естествознание (окружающий мир)

• Основы религиозных культур и светской этики

• Математика и информатика

• Технология

• Филология (русский язык, родной язык, иностранный язык,

литературное чтение)

• Искусство (изобразительное искусство, музыка)

• Физическая культура.

Они совпадают по целям.

Между тем, важно отметить и имеющиеся отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:

– результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке;

результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой и

индивидуальной оценке).

В нашем детском саду разработана образовательная программа в соответствии со стандартом и федеральной образовательной программой.

Рабочая программа педагога, разработана в соответствии с ФОП ДО и содержанию образовательной деятельности по областям для детей от 2 месяцев до 7 лет и программы воспитания. Кроме задач по основным направлениям воспитания включены и задачи воспитания для пяти образовательных областей.

В соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО, мы решаем новые задачи и компетенции в области чтения, звуковой культуры речи и формирования математических представлений. Одной из задач подготовки к обучению грамоте детей 6-7 лет является - обучение детей чтению слогов, слов, простых предложений из 2-3 слов.

Подготовительная группа в детском саду по ФОП— это первый этап обучения детей, который помогает им активно адаптироваться к школьной жизни и развивать необходимые навыки и знания. Она представляет собой период перед началом обучения в первом классе и призвана подготовить детей к основной школьной программе.

Программа в подготовительной группе направлена на развитие речи, мышления, мелкой моторики и координации движений, а также на освоение основных предметов и навыков, подготовки к обучению в школе.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

Формирование направленности на звуковую сторону речи:

развитие умения вслушиваться в слово;

выделять звуки;

различать звуки, близкие по звучанию.

Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

последовательно выделять звуки;

устанавливать их место в слове;

Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте :

ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

ознакомление с предложением и его словесным составом;

деления предложения на слова, составление из слов (2-4) предложений;

членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т. к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Дети учатся:

узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);

проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый- мягкий, звонкий-глухой);

устанавливать последовательность звуков в словах.

Воспитатель должен соблюдать единые условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).

Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черном цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т. д.).

Понятие предложения дается тоже через зрительный образ - схемы (длинная полоска бумаги - предложение, короткие полоски - слова).

Особое внимание уделяется развитию речи. Дети учатся понимать и говорить связные предложения, обогащать свой словарный запас, правильно произносить звуки и слоги.

Подготовительная группа также включает в себя занятия по математике. Дети изучают простые арифметические действия, считать до 10 и знакомиться с понятиями цифр и чисел.

Овладевают прямым и обратным порядковым счётом до 10. Предлагаются задания, в которых нужно начать счёт не с единицы, а с другого числа, также в прямом и обратном варианте.

Знают соседей числа, понимание, что такое следующее, предыдущее число, умение их называть. Пример: соседи числа 8 – это 7 и 9. 7 – предыдущее число, 9 – следующее.

Умеют различать количественный и порядковый счёт. На вопрос

«сколько?» отвечают количественные (десять яблок, одно яблоко и т. д.). Порядковый счёт нужен для определения места (десятое яблоко, первое яблоко и т. д).

Знают соответствия чисел и цифр.

Умеют вставлять в числовой ряд пропущенные цифры. Ряд может быть прямым и обратным: 1, 2, 3… 5… 7, 8 или 8, 7… 5 … 3, 2, 1.

Понимают смысл сложения и вычитания. При объединении предметов их становится больше – такие действия можно записать с помощью сложения. Если от целого отнимают определённую часть, предметов станет меньше – это действие называется вычитанием.

Понимание смысла «увеличить на…», «уменьшить на…». Ребёнок должен знать, как увеличивать или уменьшать на определённое число. Дошкольники обычно увеличивают/уменьшают на 1, 2, редко 3. Здесь важно именно понять, что обозначают эти выражения, а не научиться считать результат.

Умение определять, где предметов больше, где меньше, а где их одинаковое количество (поровну). В детском саду начинают использовать знаки >, <, =. Сравнивают обычно однородные предметы по количеству. Сравнение чисел без опоры пока не используют.

Понимание, где «мало», «много», «несколько» предметов. Необходимо уметь использовать в речи эти понятия. Примеры заданий: «Покажи, на какой картинке много яблок, на какой картинке мало яблок, на какой – несколько?».

Понимание состава числа. Ребёнок должен знать, как получается то или иное число. Например, число 5 можно получить, если к 4 прибавить 1, к 3 прибавить 2, к 2 прибавить 3, к 1 прибавить 4. Это, по сути, таблица сложения до 10. В идеале дети должны её знать наизусть.

Знание основных геометрических фигур. Это круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Дошкольник должен уметь находить эти фигуры в предметах окружающего мира. Например, крыша дома – это треугольник, круг – это солнце, прямоугольник – дверь, квадрат – стол. Из вырезанных геометрических фигур ребёнку предлагают составить аппликацию по образцу. В фигурах малыш должен уметь показывать углы (также знать их количество в каждой фигуре) и стороны.

Умение сравнивать предметы не только по количеству, но и по цвету, размеру, форме. Это раздел из подготовки к изучению математики. Сортировать предметы по различным характеристикам дети начинают очень рано. Родители даже не догадываются, что это основы математических знаний, которые ещё предстоит изучать несколько лет спустя.

Владение пространственными ориентировками. Малыш должен знать, где «лево», «право», «вверху», «внизу», «между» и т. д. Для диагностики предлагают задания, в которых нужно найти предмет сверху справа, внизу слева, слева за… и т. д.

Умение искать отличительные признаки на одинаковых с виду картинках. Это любимые с детства задания «найди 10 отличий».

Знание временных ориентировок. Ребёнок должен знать, что такое сутки, их состав, времена года, количество месяцев, количество дней в году, дни недели. Полезно будет уметь определять время по часам, хотя бы без минут.

Помимо этих знаний у ребенка воспитатели развивают мелкую моторику, а именно:

Детям дают выполнять задания на штриховку, уметь проводить разнохарактерные линии, обводить рисунок по контуру. Хорошей проверкой могут стать математические (графические) диктанты.

Взрослый говорит, сколько точек нужно поставить, какой длины должны быть линии. В результате получается определённый рисунок. Задание требует внимательности, умения ориентироваться в пространстве и формирует навык работать самостоятельно. Оно звучит так: «Выберем клетку и слева вверху поставим точку. От этой точки нужно двигаться, не отрывая карандаш. Чертим линию на две клетки влево, одна клетка вверх, две налево и т. д.

Рисунки по клеточкам можно просто копировать с образца. Разновидность более сложного математического диктанта – записывать ответы на математические загадки. Взрослый зачитывает загадку, а дети должны посчитать ответ в уме и записать

Свою работу мы строим в соответствии ФОП ДО, который содержит планируемые результаты освоения детьми программного содержания. Они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений и могут отличаться у разных детей. Это связано со спецификой дошкольного возраста и индивидуальными особенностями психического развития каждого ребенка. Конкретные знания еще не гарантируют, что ребенок в школе со всем справится. Именно поэтому портрет выпускника детского сада по ФОП ДО включает не конкретные образовательные достижения, а навыки и качества, которые важны для успешной социализации в школе.

ФОП ДО не предусматривает конкретные образовательные достижения детей к моменту их выпуска из детского сада, но содержит планируемые результаты освоения программного содержания. Также планируемые результаты есть для других возрастных этапов, начиная с 1 года. Это помогает педагогам отслеживать, как дети развиваются.

Это социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений детей. Главное слово здесь – «возможные». То есть это то, чего дети могут достигнуть, но не обязаны. У детей одной группы к моменту выпуска из детского сада могут быть разные достижения. Но это не означает, что они не соответствуют норме и в чем-то отстают.

Каждый ребенок имеет свой темп психического развития в дошкольном детстве. Развитие отдельных психических процессов у детей имеет неравномерный, волновой характер, особенно когда они проходят критические периоды. Например, кризис 7 лет. У каждого ребенка разные стартовые условия освоения образовательной программы.

ФОП ДО делает акцент НЕ на конкретные знания, умения и навыки ребенка, а на его: – личностные качества – деятельностные умения – интересы, предпочтения – способы взаимодействия со взрослыми и детьми – реакции на успехи и неудачи – поведение в конфликтных ситуациях

Портрет выпускника детского сада на этапе завершения дошкольного образования :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

- ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;

- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам. интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Все эти задачи решаются в рамках образовательного процесса, но всегда учитываются возрастные особенности ребенка и его психологическую готовность к школе. Каждый ребенок имеет свой темп развития. Не всегда к 1 Сентября появляются социально приемлемые формы поведения и формируется внутренняя позиция школьника.

Мы нацелены на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФОП. Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей (законных представителей, позволит решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т. к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФОП. Детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идёт развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».

Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя – педагог.

Пусть же все содержание нашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах воспитанников, изменяя наш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

Публикации по теме:

Анализ посещения уроков в школе бывших выпускников детского сада. Преемственность детского сада и школы Анализ посещения уроков бывших выпускников детского сада. Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой,.

Фотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школыФотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школы Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших частей их гормонального развития. «Я бы обучал детей музыке, физике и философии. Но.

Фотоотчёт о совместном музыкальном празднике детского сада и школы искусств, приуроченном к Дню ПобедыФотоотчёт о совместном музыкальном празднике детского сада и школы искусств, приуроченном к Дню Победы Формирование человека-патриота - это процесс, который начинается с дошкольного детства, начинать работу по патриотическому воспитанию малышей.

Консультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОСКонсультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС … Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне… Эта детская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность школы и детского сада с внедрением ФОП ДО
Опубликовано: 19 декабря 2024 в 10:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность школы и детского сада с внедрением ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Ивановна Веремеенко (УИ 904196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД