Любавская Галина Викторовна
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах для ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях ФГОС любая образовательная программа дошкольного образования включает образовательную область «Речевое развитие».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (Предлагаю начать обзор комплексных образовательных программ)
Публикация «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах для ДОУ» размещена в разделах
(слайд 3) В программе «Истоки» под редакцией Ларисы Алексеевны Парамоновой раздел «Речь и речевое общение» представлен как самостоятельный. В программе не выделена подготовка к обучению грамоте как определенное направление работы, но задача перед педагогом ставится конкретная: развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».
(слайд 4) В программе «Детство» уже в младшем дошкольном возрасте в разделе «Развиваем речь детей» подготовка к обучению грамоте выделена как одно из ведущих направлений работы.
Детей в средней группе знакомят с терминами «слово», «звук», и учат правильно понимать и использовать их, сравнивать слова по протяженности,
анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, а также составлению предложений по «живой модели».
В старшем дошкольном возрасте у детей закрепляют и совершенствуют умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов. Дети осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учатся анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава. Знакомятся с ударением. Знакомятся с буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
(слайд 5) Авторы программы «Радуга» считают, что на пятом году жизни у детей заметно улучшается фонетическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение для подготовки к обучению грамоте. В этом возрасте дети проявляют интерес к звуковой стороне слова. Поэтому программа предлагает вниманию педагогов ряд игр и упражнений со звуками («Повтори, не перепутав», «Расскажи и покажи», «Доскажи словечко», «Потерялся первый звук» и др.).
В старшей группе наряду с разделом «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе» появляется новый – «Знакомство детей с буквами».
В программу «Радуга» и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 6-7 лет в детском саду включен раздел «Обучение детей чтению».
(слайд 6) В программе «Развитие» одним из основных направлений работы по развитию умственных и творческих способностей с детьми младшего дошкольного возраста (4-й год жизни) является «Введение в грамоту». Грамота рассматривается авторами «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину, и поэтому они предлагают начать обучение с «погружения», введение ребенка в звуковую действительность русского языка. Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, и включает в себя два напраления:
Введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка;
Подготовка руки ребенка к письму.
Комплексные образовательные программы рассмотрели, давайте перейдем к обзору парциальных образовательных программ и методических пособий.
Давай сейчас остановимся на пособии (слайд 7) «Обучение дошкольников грамоте» : Методическое пособие авторами которого являются Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская ; под ред. Н. В. Дуровой.
В пособии излагаются основы подготовки к обучению грамоте в детском саду, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста. Приводятся примерные планы игр-занятий в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Книга как методическое пособие может быть использована студентами педагогических вузов, воспитателями детских садов, а также учителями начальных классов.
(слайд 8) Следующее методическое пособие Лидии Ефремовны Журовой
"Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Программа. Методические рекомендации". Здесь представлены программа занятий по обучению дошкольников грамоте и методические рекомендации по проведению таких занятий в детских садах с учетом возрастных особенностей воспитанников средней, старшей и подготовительной групп.
Пособие предназначено для воспитателей детских дошкольных учреждений.
(слайд 9) К программе прилагаются следующие методические пособия: «Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Дидактические материалы для детей 4 – 7 лет», «Подготовка к обучению грамоте. Сценарии образовательной деятельности», «Эти удивительные звуки. Рабочая тетрадь.»
(слайд 10) Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» - результат многолетнего опыта работы автора Колесниковой Елены Владимировны с детьми дошкольного возраста (более 25 лет).
(слайд 11) Программа состоит из 4 частей г (1-я часть - "Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет; 2-я часть - "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет";3-я – Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», 4-я часть - "Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет"). Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет, в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей.
Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.
1 Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для
работы с детьми 3-7 лет:
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я
НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».
2 Рабочие тетради для детей :
- «От А до Я»;
- «Я начинаю читать».
3 Дополнительный материал:
«Запоминаю буквы»;
«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
«Я уже читаю».
(слайд 12) Наличие УМК, включающее 24 книги, является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО). Программа и учебно-методический комплект (УМК) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Обратим внимание на следующий комплект пособий Дуровой Наталии Валентиновны
(слайд 13) Комплект пособий предназначен для обучения грамоте детей начиная с 4-летнего возраста, с ориентацией их на орфографическую грамотность.
Каждая книжка посвящена определенной теме: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, слитное чтение.
Знания и умения, которыми овладевает ребенок в процессе занятий, имеют большое значение для обучения грамотному письму.
Пособия могут быть использованы родителями, воспитателями, логопедами, а также учителями начальных классов.
Первые три книги включают по 20 занятий, четвертая книга - 23 занятия с текстами для чтения.
(слайд 14) ПОИГРАЕМ В СЛОВА
Пособие ориентировано на занятия с детьми 4-5-летнего возраста, наиболее подходящего для введения детей в мир звучащей речи. Книга поможет показать детям, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, научить их различать твердые и мягкие согласные звуки. Все это необходимо для последующего обучения сознательному чтению.
ОТ СЛОВА К ЗВУКУ
Занятия этого пособия ориентированы на работу с детьми 5 лет. На этих занятиях ребенок научится последовательно называть звуки так, как они слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, называть слова с определенным звуком или определенной звуковой модели. Знания, умения и навыки, которыми овладеет ребенок в процессе занятий, имеют большое значение для обучения чтению и грамотному письму.
ОТ ЗВУКА К БУКВЕ
В пособии, ориентированном на работу с детьми от 6 до 7 лет, содержится практический материал для ознакомления детей с гласными буквами и правилами их написания.
Знания, умения и навыки, которые приобретут дети в процессе занятий, необходимы для овладения слитным чтением.
ЧИТАЕМ САМИ
Эта книжка представляет собой подбор методически организованных материалов (слоги, слова, тексты) для обучения детей слитному осмысленному чтению.
Предлагаю к вниманию «Подготовка к обучению грамоте детей 6–7 лет. Сценарии образовательной деятельности. Методическое пособие" Кузнецова Марина Ивановна. (слайд 15)
Данное методическое пособие представляет сценарии образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет. Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Следующий автор Маханева Майя Давыдовна (слайд 16)
"Подготовка к обучению грамоте детей 5-7 лет" является последовательным продолжением методического пособия "Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет". В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий.
Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов. Предлагаемое методическое пособие дополняется рабочей тетрадью. Пособие и рабочая тетрадь адресованы воспитателям ДОУ, родителям, гувернерам - всем, кто готовит детей к школе. лет". В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий.
Парциальная образовательная программа Нищевой Наталии Валентиновны (слайд 17)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная парциальная образовательная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. Особенностью программы является то, что написана она учителем-логопедом и поэтому учитывает закономерности развития речи ребенка в онтогенезе, что позволяет избежать нарушений письменной речи в дальнейшем при школьном обучении.
(слайд 18, 19) К программе разработан полный учебно - методический комплект включающий в себя рабочие тетради, букварь, прописи, слоговые таблицы.
Пожиленко Елена Антоновна (слайд 20)
В пособии представлены методические разработки логопедических занятий, в основе которых комплексно – игровой метод, сказочные сюжеты, лексические темы.
(слайд 22) Вилена Васильвна Коноваленко - автор 28 книг. Из известных произведений можно выделить: Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуко у детей 5-7 лет, Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
(слайд 23) Лиманская Ольга Николаевна.
В конспекты фронтальных занятий входят игры и упражнения, которые помогут развить у детей навыки словообразования, сформировать грамматически правильную речь, обогатят и активизируют их словарь.
Большое внимание в пособии уделено овладению детьми графическими умениями, развитию у них мелкой моторики рук, закреплению пространственного восприятия и правильной ориентировки на плоскости листа. С этой целью в каждое занятие включено применение трафаретов букв и предметов, даются навыки рисования узоров по клеткам, выполнения штриховки.
(слайд 24) Таким образом, содержание образовательной деятельности по подготовке дошкольников к обучению грамоте в разных парциальных программах и методических пособиях имеет свои отличительные особенности, но тем не менее все они направлены на общеречевое и интеллектуальное развитие, а предлагаемые задачи реализуются главным образом в единой системе воспитательно – образовательной работы с дошкольниками.