Демьянова Надежда
Развитие психических процессов в дошкольном возрасте: мышление, речь
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по Общей Психологии «Развитие психических процессов в дошкольном возрасте (мышление, речь)»
Психический процесс- мышление.
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление охватывает сферу умственного оперирования образами, идеями, словами, суждениями, воспоминаниями, убеждениями, намерениями и т. п. оно присутствует везде, где требуются принятие решений, творческие преобразования, теоретические разработки, прогнозирование событий и т. д. Иными словами, мышление – это специфический вид деятельности с элементами исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Публикация «Развитие психических процессов в дошкольном возрасте: мышление, речь» размещена в разделах
Физиологическая основа процесса.
Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. В основе физиологического процесса мышления - мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов (ощущение, восприятие и др.);
Лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Велико значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления.
Речевые центры коры головного мозга активно участвуют в обеспечении мыслительного процесса.
Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.
Виды процесса мышления
Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Свойства процесса мышления.
Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств (свойств) :
• Быстрота- Способность находить правильные решения в условиях дефицита времени
• Гибкость- Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения
• Глубина -Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
• Комплексный характер- Оптимальное сочетание абстрактнологического и образного мышления Критичность- Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны
• Самостоятельность -Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов Целенаправленность- Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления
• Широта -Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности Интуитивный характер- Способность решать задачи при недостатке исходных данных Экономичность- Число логических ходов (рассуждений, посредством которых усваивается новая закономерность
Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то — при решении практических вопросов.
Развитие процесса мышления в онтогенезе.
Онтогенез мышления включает в себя процесс развития на протяжении жизни человека, то есть от младенчества до старости. В психологии существуют различные взгляды на выделение периодов и на сам процесс развития в онтогенезе.
1 Подход Пиаже. Один из известных психологов современности, швейцарский учёный Ж. Пиаже предложил теорию развития интеллекта у человека, которое, по его мнению, происходит ещё в детстве, до 15 лет. В своих трудах он выделил 4 основных этапов:
- сенсо-моторный интеллект (0-2 года). В этот период в основном происходят перцептивные и двигательные взаимодействия с окружающим ребенка миром. Однако развитие ограничено врождёнными рефлексами, так как ребёнок ещё не способен логично и рационально мыслить.
- период операционального мышления (2-7 лет). В этот период происходит переход к действиям с представлениями. У ребенка развивается мышление образами, формируется речь, происходит процесс получения опыта с помощью внешних действий с предметами.
- период конкретных операций с предметами (7-11 лет). Представления ребенка о мире начинают складываться в единую картину. Любые умственные операции становятся обратимыми.
- период формальных операций (11-15 лет). Ребёнок теперь способен производить операции в уме, логически рассуждать, использовать логические понятия.
Труды Пиаже подвергались критике со стороны представителей отечественной психологии. Различия заключаются в том, благодаря чему происходит развитие ребенка. С помощью многочисленных экспериментов было доказано, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях в большей степени влияет на развитие ребенка, а также на человеческую деятельность в целом.
2 Подход Выготского Л. С. По мнению Выготского наибольшее влияние на процесс формирования мышления оказывает формирование у ребенка понятийного набора. Он считал, что это высший уровень сформированности мышления у человека, а также высший уровень функционирования речи в качестве мышления в том случае, если они рассматриваются отдельно.
По мнению отечественных психологов, образование понятий - это результат длительной, сложной и активной умственной активности, результат процесса их мышления. Их образование уходит корнями в глубокое детство. По средствам многочисленных опытов Выготский выделил несколько стадий, через которые просит ребёнок при образовании понятий.
• Выбор и объединение в группы предметов наугад на основе пространственного расположения, а затем приведение к нему всех ранее собранных в группы предметов
• Образование комплексов понятий на основе объективных признаков. Существуют ассоциативные (сформировавшиеся на основе внешних признаков, коллекционные (взаимное объединение и дополнение предметов на основе функционального признака, цепные (формирование групп предметов на основе абсолютно различных признаках) комплексы и комплекс «псевдопонятие» (формирует на основе формулы «внешнее - понятие, внутреннее - комплекс»).
• Образование настоящих понятий. У ребенка появляется умение выделять отдельные предметы и компоновать их по общим признакам и множества. Выделяется определенные признак, по которому отбираются предметы.
К последней стадии ребёнок подходит только в подростковом возрасте, когда в школе начинается изучение естественных наук.
3 Подход Гальперина П. Я. В России большое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций П. Я. Гальперина. В основу теории было заложена генетическая зависимость между внутренними (интеллектуальными) и внешними (практическими) операциями и действиями. До Гальперина этот вопрос рассматривали в своих трудах приверженец французской школы Валлон, а также русские теоретики Леонтьев, Давыдов и другие. Учёный внёс в эту область новые идеи и концепции.
Им была разработана теория формирования мышления, которая в дальнейшем получила название теории умственных действий. По мнению Гальперина, процесс перехода информации внутрь проходит поэтапно. Процесс формирования происходит следующим образом:
Выявление основы действия. На данном этапе человек в первую очередь запоминает то, что бросается в глаза, как бы ознакамливается с объектом для дальнейшего изучения на последующих этапах.
• Формирование действия в материальном виде. На данном этапе действие становиться целесообразным, у человека в голове возникает чёткий план действий.
• Формирование действия в громкой речи. В данном этапе к человеку приходит полное осознание своих действий, а затем перенесение этой последовательности в речевую форму.
• Формирование действий в своих мыслях. То есть перенесение последовательности с речевого аппарата «внутрь», продолжая мыслительный процесс про себя.
• Формирования действий с помощью внутренней речи. Данный этап является заключительным и подразумевает под собой выполнение действий с учётом их преобразований во время предыдущего этапа.
• Также, часто данный процесс формирования умственных действий называют переходом «из вне во внутрь».
Заключение
Развитие мышления имеет важную роль в развитии личности человека в целом. Первоначально оно проявляется в простых механических движениях ребенка, чуть позднее они преобразуются в последовательность связанных и целенаправленных. Дошкольники, в свою очередь, мыслят скорее образно нежели рационально. Поэтому необходимо при развитии речи использовать большое количество наглядных ассоциаций. Во время обучения в школе ребёнок начинает мыслить словесно-логически, так как этого требует школьная программ, и постепенно из обихода у школьника выходит использование наглядных образов для запоминания материала. И наконец после 12 лет подросток начинает мыслить рационально. Он взвешивает все мнения прежде, чем принять окончательное решение.
Таким образом, процесс развития мышления на разных этапах взросления кардинально отличается. Именно поэтому следует использовать разные подходы к обучению ребенка на различных периодах его жизни. Этим из занимаются ученые-психологи, изучая процессы развития умственных действия и мышления в онтогенезе.
Психический процесс – речь.
Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку. Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова — это всегда обобщение.
Физиологическая основа процесса.
Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида. Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков служило наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений: укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную; развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых мышц, задействованных в речевых движениях); уменьшением клыков и др. Благодаря этим изменениям произошло увеличение свободной полости рта, что, в свою очередь, обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.
Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха. Проходя сквозь гортань, ток воздуха порождает звуковую волну. Она попадает в полость рта и носа, которые выполняют функции резонирующей трубы. Полость рта является главным резонатором звуковых волн, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы полости рта образуются различные звучания гласных звуков. Полость рта является также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, называемые согласными.
Носовая полость выполняет функцию дополнительного резонатора, проход в который может быть открыт или закрыт нёбной занавеской (задней подвижной частью нёба). В первом случае получаются так называемые носовые звуки — м, н. Во втором случае — звуки неносовые.
Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности их воспринимать. Вряд ли человек смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, когда он может говорить членораздельно, если бы одновременно с этим не развивались органы слуха.
Основные виды речи.
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником.
Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. Характеризуя эти два вида устной речи — речь диалогическую и монологическую, — надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме.
Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологические различия.
Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать.
Еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.
Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.
Общая характеристика речи
Развитие процесса в онтогенезе.
Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка. Второй период — это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий период — это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.
Первый период — период подготовления словесной речи — начинается с первых дней жизни ребенка. Как известно, голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) — редкие отрывистые звуки зачатков лепета. После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Одновременно с началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов.
Второй период начинается в конце первого или в начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потребность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.
Освобождение речи ребенка от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие символизирует начало нового периода речевого развития —периода развития языка ребенка в процессе речевой практики. Этот период начинается примерно с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение.
Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же, как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что развитие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям.
К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки. Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа.
Следующий этап развития начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях развития речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.
Таким образом, под влиянием школьного обучения речь ребенка получает дальнейшее развитие. Следует отметить, что помимо четырех указанных этапов можно было бы назвать еще один — пятый этан развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и после-дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.