Сипатова Юлия
Доклад по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников.
Здравствуйте уважаемые коллеги, своё выступление мне хочется начать
словами поэта Симонова. В стихотворении «Родина» он пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую, изъездил и узнал
Ты вспоминаешь Родину, такую,
какой ее ты с детства увидал».
В душе каждого человека живёт любовь к родному краю, к своей малой
Родине, где жили его предки, где живёт он сам. И чтобы эта любовь никогда
не угасала, чтобы каждый смог пронести её через всю жизнь, чувство это
Публикация «Доклад по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
надо поддерживать и воспитывать. И мне очень хочется, чтобы наши дети и
внуки знали свою историю, свои корни.
Поэтому за основу своей работы взяла тему: «Нравственно-
патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным краем».
Ведь дошкольное детство - важный период становления личности
ребенка, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются
первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
И в содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса, воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте
возникают большие возможности для систематического и
последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств,
мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс
осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является
наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия
на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о
Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю
жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему
стать патриотом и гражданином своей страны.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для
формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные
знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях,
истории, культуре.
Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие
задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому,
детскому саду, селу, семье);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, людям пожилого возраста.
Данные задачи решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту — так как воспитываю в ребенке не только
патриотические чувства, но и формирую его умение взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет
создание предметно-развивающей среды. В саду создан уголок по
патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть альбомы о
родном селе, знаменитых людях села, тружениках сельского хозяйства,
профессиях людей села. Иллюстрации о городе Москва, Нижний Новгород,
Перевоз.
Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства,
Нижнего Новгорода, Перевозского района. Бумажные конусные куклы в
национальных костюмах, которые помещены в уголок, позволяют детям
познакомиться с национальными костюмами разных народов населяющих
нашу страну. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент
одежды. Так же есть настольная игра «Бумажные куклы» в национальных
костюмах, не только нашей страны, но и народов разных стран.
При создании предметно-развивающей среды мы обращали внимание на
целесообразность и доступность, эстетичность и красочность
В нашем детском саду существует мини-музей «Светлая горница».
Цель создания мини- музея «Светлая горница» – сформировать у детей
интерес и уважение к культуре и традициям русского народа, к их труду,
жизни посредством действенного познания. Материалы музея,
представленные в доступной для детей форме, дают возможность
соприкоснуться с историей своего села, страны.
Особое место в работе по нравственно - патриотическому
воспитанию отвожу произведениям детской художественной литературы.
С этой целью ведётся работа на взаимной основе с сельской библиотекой,
где библиотекарь Алексеева Н. М. знакомит детей с произведениями
Нижегородских писателей, с устным народным творчеством берём книги для
чтения.
Проводим различные совместные мероприятия по актуальным темам
такие как: «Книжкин дом» (знакомство с библиотекой, «Здравствуй осень
золотая» «В гостях у Чистюлькина» (о бережном отношении к природе,
«Мы с природой дружим – мусор нам не нужен», всероссийская акция
«Блокадный хлеб»
Просмотрели видео презентацию «Мой край родной – моя история
живая», мастер класс «Самолёт с посланием» (подарок папе, посетили
выставку «Русские народные промыслы» и т. д.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-
дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
С этой целью мы проводим следующие мероприятия: «День
матери», «День Защитника Отечества», «День дружбы»,.
Мои воспитанники стали активными участниками фотовыставок «Мамы
всякие нужны, мамы всякие важны», «Мамины помощники», «Осень в нашем
селе», «Будущие защитники» и т. д.
Знакомлю детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом
России и Древней Руси, с историей возникновения народных игрушек, с
народными промыслами, видами устного народного творчества. Провела
занятие на тему «Быт древней Руси», экскурсия «Дома на улицах нашего
села», а также мои дети принимали активное участие в праздниках и
развлечениях организованными сельским домом культуры
«Рождество», «Масленица», «День Матери», «Таланты села», были
активными участниками.
Традиционно в нашем детском саду, проходят выставки «Дары
осени», «Новогодняя игрушка», «Огород на окошке». Родители вместе с
детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы
отмечаются грамотами и небольшими призами. Всё это формирует
у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела,
радость от достигнутого результата.
Знакомство дошкольников с родным селом, краем – процесс длительный
и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного
результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в
основном, проводится вне занятий. С детьми проводятся экскурсии по
родному селу «Знакомство с руководителем ОАО «Самородок» Канатьевым
В. В., «К доске Почёта», «Гараж», «Зерноток», ПЧ города Перевоз,
знакомились с работой железнодорожников, побывав на экскурсии на
железнодорожном переезде, посещали школьный музей и библиотеку. В этом
году выпускники детского сада на детской площадке села посадили дубы,
совместно с администрацией села, хотим, чтобы это стало нашей традицией.
Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся
мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной
войне. Дети и родители изготавливают макеты, в патриотический уголок на
военную тематику. Стало традицией, что мои воспитанники принимают
активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта в парке
Победы нашего села. Участвовали в конкурсной программе города Перевоз
«Песни моего Отечества». Участвуют в конкурсах рисунков.
Такая форма работы формирует у детей чувство гордости за свой народ,
свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей
стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям.
Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Ведется работа по расширению представлений детей о природных
ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное
отношение к природе.
- Воспитывая у детей любовь к своему селу, подводим их к пониманию,
что Дубское — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и
маленьких, есть много общего.
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат
больных; труженики села выращивают урожаи);
• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от
врагов;
• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
• люди берегут и охраняют природу;
• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
В результате проводимой мной работы я могу сделать вывод, что тема
патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши
дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое
своей страны, так как им строить её будущее.
И закончить свой доклад мне хочется словами Михаила Васильевича
Ломоносова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет
будущего»
Мы, педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы
наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой
родной край, свою Родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли
добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.