Тазаян Арменуи Анна
Организация инклюзивного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по дисциплине: «Организация дошкольного образования» по теме: «Организация инклюзивного дошкольного образования»
В 80-е гг. прошлого века в США вводится новый термин, обозначающий ситуацию активного участия каждого ученика в совместном обучении, inclusion – включение. Благодаря международному законодательству этот термин получил быстрое распространение. В настоящее время одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, имеющие различные физические или психические отклонения, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Известно, что социальная интеграция детей с проблемами в развитии осуществляются успешно в условиях инклюзивного образования. Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания. На сегодняшний день, проблема внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России является актуальной для многих российских исследователей. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, которое подразумевает доступность для всех в плане приспособления системы к различным нуждам детей, в том числе и детей с особыми потребностями. На современном этапе развитию инклюзивного образования присущи проблемы и противоречия. Одной из важнейших проблем является недостаточная профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования и специалистов сопровождения, которые способны реализовать инклюзивный подход. Данная проблема решается с помощью организации специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области специальной и педагогической психологии, коррекционной педагогики, в понимании и правильном использовании подходов к индивидуальному обучению со специальными образовательными потребностями. Инклюзия – вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: •взаимное уважение;
Публикация «Организация инклюзивного дошкольного образования» размещена в разделах
•толерантность;
•осознание себя частью общества;
•предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
•взаимопомощь;
•возможность учиться друг у друга;
•возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.
Так, в группе наполняемостью 10-15 человек: 30 % из них – дети с синдромом Дауна. Воспитанник с ОВЗ посещает такой сад от трех до пяти раз в неделю. Он находится в «группе кратковременного пребывания» на протяжении 2-3 часов в первой или во второй половине дня.
Интеграция проходит по следующим образовательным областям :
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Для обеспечения инклюзии в штат ОУ компенсирующего вида должны быть включены следующие специалисты: учитель-дефектолог, ассистент воспитателя. Остальные специалисты и воспитатели должны пройти курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями здоровья и их семьям» на базе высшего учебного заведения. После принятия руководством решения о включении инклюзии в ОУ, рассматривается вопрос психологической готовности коллектива: знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
Далее проводятся встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы, где нужно убедить родителей детей с речевыми нарушениями, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее.
Работа с семьёй строится по принципу партнё рского взаимодействия: установление доверительных отношений с родителями и близкими ребёнка, побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения. При организации групповых и индивидуальных занятий с ребенком предусматривается участие родителей.
Также одним из важных условий инклюзии является создание особой развивающей среды. Она должна быть:
- безопасной;
- комфортной и уютной;
- соответствовать возрастным особенностям;
- соответствовать интересам детей, давать возможность проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно;
- вариативной, чтобы у каждого ребёнка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу;
- информативной;
- изменчивой (должна постоянно обновляться вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей). Можно выделить следующие принципы, на которых базируется инклюзивное образование.
1. Установление эмоционального контакта. Цель данного этапа - достижение успешной адаптации ребёнка с ОВЗ. Рекомендуется, чтобы ребёнок с ОВЗ, в первые дни пребывания в группе детского сада находился вместе с мамой, это позволит ребёнку безболезненно влиться в группу сверстников и поможет в дальнейшем включиться в совместную деятельность.
2. Включение в деятельность и психолого-педагогическая диагностика проходят параллельно.
Включить ребенка в деятельность можно через использование театрализованной игры, которая, как известно, является основой коммуникации и эмпатии. Тем самым это позволит всем детям участвовать в общем игровом процессе, чувствовать себя успешными, а педагогу наблюдать за ребёнком, выявляя особенности физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка.
На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребёнка на определенный временной промежуток времени.
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По данным углублённой диагностики команда специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляет и утверждает индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывает план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи, при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. Следует отметить, что разработка индивидуального образовательного маршрута должна быть направлена на формирование психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребёнка, но ещё не возникли. 4. Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития дошкольника разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выученной беспомощности» – феномена, когда ребенок не прикладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы. 5. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. 6. Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется образовательный план работы как с конкретным ребенком, так и с группой в целом. 7. Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др. 8. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.
Такая модель интеграции детей с ОВЗ, на наш взгляд, позволит социализировать и адаптировать детей с синдромом Дауна в обычном социуме, повысит уровень эмоционально-нравственного, познавательного, речевого и физического развития таких детей. Проанализировав российскую систему образования, можно выделить следующие формы инклюзивного образования детей дошкольного возраста : 1. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, в которых обучаются дети с определенной формой дизонтогенеза. В данных учреждениях организована специальная предметно-развивающая среда с учетом образовательных потребностей и возможностей определенной категории детей. 2. Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, в которых обучаются дети, имеющие различные особые образовательные потребности, наряду с детьми, не имеющими отклонений. В данных образовательных учреждениях также используется специальная предметно-развивающая среда, учитывающая образовательные потребности определенной категории детей. 3. Дошкольные образовательные учреждения, на базе которых функционируют дополнительные службы: службы ранней помощи, лекотека, консультативный пункт. 4. Массовые дошкольные образовательные учреждения с группами кратко-временного пребывания «Особый ребенок». Система инклюзивного образования в нашей стране находится только на начальных стадиях своего развития и требует разработки не только полноценной нормативной, но и методологической базы.