Юлия Загидуллина
Планирование работы с родителями
▼ Скачать +Заказ
Доклад «Планирование работы с родителями»
Семья - необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребенка. Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьей понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребенка.
Цель работы с семьей - создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Основные задачи работы - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Публикация «Планирование работы с родителями» размещена в разделах
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
- доброжелательный стиль общения;
- индивидуальный подход;
- сотрудничество, а не наставничество;
- тщательная подготовка к каждому мероприятию;
Преимущества системы взаимодействия с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка как в дошкольном учреждении, так в семье;
Функции работы дошкольного учреждения с семьей:
1) открытость детского сада для семьи; ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал - заведующая - специалисты).
В процессе работы с семьей решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада». К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.
Направления, по вовлечению родителей в совместную деятельность
1. Познавательные – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
2. Информационно-аналитические - изучение семьи, и ее особенности;
3. Наглядно-информационные – донести до родителей любую информацию.
4. Досуговые – совместные мероприятия с родителями. Новые формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы, анкетирование;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей;
- семейные спортивные встречи;
- почта и телефон доверия;
- конкурсы семейных талантов;
Важные моменты: а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены; б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Одной из форм работы дошкольного учреждения с семьёй является «день родительского самоуправления в детском саду». Основной целью проведения такого дня является педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу. (Одни родители проводят занятия, другие прогулку, совместные игры в вечернее время. В начале данного мероприятия проводится предварительная работа, предлагаются анкеты, где каждый родитель может ответить на вопросы, какой вид деятельности они смогли бы провести в группе. Так же составляется график посещения родителями тех видов деятельности, которые они хотели бы провести. С каждым родителем, участвующим в неделе самоуправления проводятся индивидуальные консультации по проведению тех или иных видов деятельности. По завершению недели родительского самоуправления родители обмениваются впечатлениями за круглым столом.
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.
В заключении можно сделать вывод, что важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.