Елена Гоч
Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
«Чтение книг – тропинка, по которой
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
В. А. Сухомлинский
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
Публикация «Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Как утверждают специалисты, с одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст. С другой стороны, ребенок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается читать книгу. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: у детей, которые много смотрят телевизор, отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, умение думать самостоятельно.
Книга формирует внутренний мир ребенка, его мировосприятие, мироощущение, миропонимание. «Ничто не заменит книги», - подчеркивал В. А. Сухомлинский. Он писал: «Я твердо убежден, что одной из наиглавнейших причин духовной примитивности, эмоциональной грубости, моральной нестойкости отдельных людей в годы отрочества и ранней юности является ограниченность, низкая культура мыслей, неумение находить удовлетворения своих духовных потребностей в книге». И затем добавлял, что «если у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой».
Читать полезно не только с точки зрения образованности, но и психологии. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие, обогащает эмоции.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду, занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет). Литература помогает дошкольникам излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. При правильном подборе художественной литературы в соответствии с возрастом, целенаправленном использовании в разных видах деятельности, ознакомление с художественной литературой способствует развитию разных сторон речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Поэтому необходимо развивать у детей устойчивый интерес к книге, любовь к чтению, начальные представления о роли книги в жизни человека. Ребенок, за редким исключением, в дошкольном возрасте не способен самостоятельно приобщиться к чтению. Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. К сожалению, сегодня читательский пример в семье со стороны взрослого в большинстве случаях отсутствует. Теряется замечательная традиция семейного чтения или чтения перед сном. Поэтому так важна работа педагогов в этом направлении не только с детьми, но и с родителями. Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. Если в семье любят книги и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талантливого читателя». Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом :
- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию литературных произведений.
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.
Литература :
1. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования/ авт. -сост. Е. Г. Бацина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2014.
2. Гриценко З. Истоки и причины нечтения. / Дошкольное воспитание. – 2008. - №4.
3. Куликовских Н. Увлечь книгой. / Дошкольное воспитание. – 2007. - №5.
4. Растим читателя: Из опыта работы МБДОУ ЦРР – детский сад «Радуга» : сборник статей. / под ред. Полетаевой. – Коломна: МГОСГИ, 2014.
5. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учебн. заведений. – 2-е изд. испр. – М. : Издательский центр «Академия», 1998.