Елена Мелещенко
Отчет о педагогическом проекте «Классика — источник вдохновения»
▼ Скачать + Заказать документы
Меня зовут Мелещенко Елена Николаевна, я – музыкальный руководитель высшей категории СП «Детский сада Сказка» ГБОУ гимназии им. С. В. Байменова и один из руководителей творческого проекта «Классика – источник вдохновения».
Над проектом работал весь коллектив.
Публикация «Отчет о педагогическом проекте „Классика — источник вдохновения“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, нами был сделан предварительный вывод о том, что далеко не безразлично, какую музыку слышит ребёнок, на каком репертуаре он воспитывается. Какие эмоции он переживает от восприятия музыкальных, поэтических и художественных образов? К сожалению, не всегда хорошо то, что окружает наших детей. Мы отошли от прекрасного, обеднили свой духовный мир. Все передовые люди говорят о необходимости вернуть духовность. Каким же образом это сделать? Нужно вернуться к шедеврам, которые несут в себе эталоны красоты, выражающие эстетическую культуру человечества.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами. И в их родстве - глубокий смысл: они отражают, каждый по-своему, красоту и гармонию мироздания. За многие столетия все виды искусства приобрели самостоятельность. Но родство их сохранилось, проявляясь в постоянном тяготении к друг другу. Наша задача – познакомить детей и их родителей со многими видами искусства и сформировать ценностное отношение к достижениям человечества в области культуры и искусства. Но как же разбудить интерес к прекрасному?
Еженедельные встречи с музыкой, организация художественной, театральной деятельности, познавательных бесед, мастер-классов, часов музыки и творчества, совместного музицирования и т. д. выполняют образовательную функцию и позволяют детям свободно и творчески осваивать программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» и Программу раннего музыкального развития ребёнка И. В. Груздовой.
В нашем детском саду была создана особая атмосфера, реализуемая в естественных условиях жизнедеятельности воспитанников, когда взрослые и дети включены в единый педагогический процесс по освоению и «творению» ценностей культуры.
Таким образом, модель нашего проекта «Классика – источник вдохновения» мы представили 5 компонентами:
• Аксиологическим (ориентирован на высокохудожественные образцы искусства)
• Содержательным (искусство (музыка, литература, театр, изобразительное искусство) и творческая созидательная деятельность человека)
• Предметно-пространственным (детский музей музыки и творчества с полным собранием коллекций, музыкальных инструментов и т. д.)
• Технологическим (коллекция интерактивных пособий и презентаций, познавательно-исследовательская деятельность т. д.)
• Социальным (сотрудничество с культурными организациями города)
Совместно с педагогами детского сада была организована творческая лаборатория «Вдохновение», цель которой – поиск новейших методов и приёмов, новых технологий и идей для осуществления проекта «Классика – источник вдохновения». В процессе деятельности творческой лаборатории проводились творческие встречи, мастеров - классы, семинары-практикумы и т. д. В результате у педагогов повысился уровень педагогического мастерства, и они стали механизмом для передачи ценностей музыкальной и общечеловеческой культуры воспитанникам.
Так же был организован родительский творческий клуб «Гармония», целью которого стало формирование интереса и положительного отношения к музыке, литературе, живописи в процессе совместного создания творческих, эстетических продуктов в разных видах деятельности. Родители наших воспитанников с удовольствием принимали участие в тематических встречах: «Образ матери в искусстве», «Богатыри земли русской», «Путешествие по музею-усадьбе П. И. Чайковского в Воткинске».
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир через игру, в том числе и мир искусства. Целью организованной деятельности с воспитанниками стало установление взаимосвязи эмоционального и осознанного восприятия ими произведений искусства (музыки, литературы, живописи). Постигая язык музыки, дети сравнивают его с выразительным смыслом произведений других искусств (изобразительного искусства, художественного слова и др.) и наоборот. Вживаясь в художественные образы, они выражают свои впечатления в какой-либо игровой форме: игра-сказка «Домик пчёлки», «Ку-ка-ре-ку», игра-путешествие «Уральские самоцветы», игра-оперетта «Сказка о Чиполлино», игра-размышление «Сказка о лесном художнике», игра-фантазия «Задремали звезды золотые», игра-спектакль «Щелкунчик» и многие другие формы художественно-эстетической деятельности.
В процессе участия в творческом проекте дети стали более тонко чувствовать красоту художественной картины мира, отраженной в искусстве, понимать язык эмоций, отражённых в произведениях искусства, замечать прекрасное в окружающей природе, что способствует становлению общей духовной культуры личности.
Итогом работы над проектом стало издание практического руководства для педагогов образовательных учреждений «Классика – источник вдохновения». При создании книги авторский коллектив педагогов нашего детского сада стремился донести новые идеи художественно-эстетического развития детей. Содержание художественно-эстетических игр, сказок, путешествий, фантазий представленных в пособии, основывается на близких и понятных детям темах, легко включаются в повседневную жизнь детского сада и досуга семьи, позволяет решать задачи в интересной и доступной форме – форме игры и творчества на основе высокохудожественных произведениях искусства.
Наш авторский коллектив надеется на то, что данная разработка будет интересна и полезна всем, кто заинтересован в развитии ребёнка, его представлений о красоте в искусстве и в жизни, его духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, творческого развития и личностных качеств.