Ольга Логачева
Отчет о проекте «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа не должна вносить резкой перемены
в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В. А. Сухомлинский
Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. Но при всем уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Темочки:
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко. Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно - трудовую жизнь. Словом, у ребенка, поступающего в школу, больше причин для беспокойства, чем у родителей.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. В качестве основных проблем, с которыми ему придется столкнуться в школе, можно выделить:
- смену режима дня и питания;
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
- смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;- необходимость организовать свое рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную речевую, и эмоциональную реакции;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями.
Главное, что необходимо ребенку,- положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями детского сада. Создавая иногда, как привлекательный образ школы, так и устрашающий вряд ли воодушевят ребенка.
Таким образом, исключительно позитивный или, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.
Вопросы подготовки детей к школе решаются через различные формы работы.
Одной из таких форм является проектная деятельность. Нами был разработан и реализован педагогический проект «Скоро в школу».
Участники проекта : дети подготовительных групп, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, психолог и, конечно же, родители.
Цель нашего проекта : повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
- создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
- развивать компетентность будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
- воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.
Главные идеи проекта заключаются в следующем: приведение в систему работы по данной проблеме, повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе, разнообразие форм работы с воспитанниками, их родителями и по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
В работе над проектом соблюдали принцип последовательности, создавали атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход, ориентируя детей на использование накопленных знаний и впечатлений.
На 1-ом этапе воспитателями был подобран и подготовлен материал для реализации проекта :
-Организовали предметно-развивающую среду (уголок «Скоро в школу», дидактические и сюжетно-ролевые игры, подбирали художественную литературу, картины, иллюстрации);
- Подобрали методические материалы для детей и родителей;
- Разработали перспективный план по преемственности со школой и учителями начальных классов
Основной этап включал в себя все виды детской деятельности характерные для дошкольников и был направлен на решение поставленных задач.
В работе использовались различные формы организации дошкольников :
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность ребенка со взрослыми;
-самостоятельная деятельность детей.
Большой интерес вызывали занятия, в ходе которых у детей формировались представления о поведении в школе, школьных традициях. Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей было эффективным, когда дети получили информацию из разнообразных бесед о школе и профессии учителя : «Что такое школа», «Кто работает в школе», «Чем школа отличается от детского сада?», «Смогу ли я учиться в школе?», «Каким я буду первоклассником?», «Профессия учитель» «Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменах», «Чего нельзя делать в школе», «Какие предметы помощники в школе». Рассматривали картины, отражающие школьную жизнь, школьные принадлежности, беседовали о взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Знакомили с жизнью школы через произведения художественной литературы: читали стихи, рассказы, пословицы, загадывали загадки, разгадывали ребусы, кроссворды о школе, которые систематизировали и расширяли представления детей.
Стимулировали к высказываниям, обыгрывая ситуации «Мне трудно!», «Ученики получают разные оценки.»;
Организовывали тематические конкурсы детских рисунков: «Что я увидел в школе», «Школьные принадлежности», «Рисунок о школе для малышей», «Я в школе».
Создавали ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания. Организовывали обстановку для естественного самовыражения, экспериментирования.
Велась работа по применению полученных знаний о школе в повседневной жизни. С этой целью проводились игры с правилами (дидактические, настольно-печатные, спортивные.). Также организовывали игры с элементами соревнования: «Игровая переменка», «Звучит сигнал!», «Найди!» и др. Все эти методы и формы формировали позитивное отношение к обучению в школе. Уважительное дружеское отношения детей друг к другу.
Большой интерес у ребят вызвали посещение детской библиотеки и школьного музея «Боевой славы»
В школьной библиотеке, дети окунулись в многообразие книг и школьных учебников. Библиотекари провели интересные беседы и веселые игры-викторины.
В школьном музее «Боевой славы» ребят познакомили с историей нашей страны и родного края, со школьными традициями.
Ребята начальных классов тоже приходили в детский сад и являлись гостями нашего детского сада. А дошкольники в это время становились соучастниками театрализованных представлений (Праздник «Осенины», музыкальных концертов (Музыкальная палитра -музыкальная школа, литературно – тематических композиций (Праздник Пасхи – воскресная школа)
Большое внимание на современном этапе уделяется созданию условий для проявления самостоятельности дошкольников в организации общения и игровой деятельности со сверстниками, самостоятельной деятельности. При реализации проекта было много внимания уделено обогащению предметно - развивающей среде: изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Школа», оформление иллюстративных альбомов, отбор художественной литературы, подбор школьной атрибутики, развивающих игр, дидактических игр по математике, обучению грамоте, развитию речи и т. п.
Большую роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. С целью обсуждения с родителями вопросов подготовки детей к школе были проведено анкетирование, а затем родительские собрания. Оформлялась наглядная информация «Скоро в школу», «Уголок будущего первоклассника». Проводились консультации: «Навыки первоклассника», «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации» и др. Давались практические советы для родителей, будущих первоклассников.
Заключительным мероприятием в детском саду был выпускной бал «До свидания, детский сад», где дети получили массу позитивных эмоций.
Диагностирование детей педагогом – психологом в конце года позволило проследить динамику результативности работы по воспитанию положительного отношения к школе, у всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе.
Разработанный проект «Скоро в школу!», основанный на взаимодействии воспитателей, детей подготовительной группы, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога и, конечно же, родителей позволил успешно сформировать у старших дошкольников положительную мотивацию к обучению в начальных класса.