Литвиненко Юлия Викторовна
Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых. Мы, педагоги, должны уметь организовывать совместную деятельность детей (игровую, двигательную, изобразительную и др., понимая ее значимость для личностного развития ребенка. В связи с введением стандарта многие педагоги оказались в некотором затруднении, так как многие не готовы и неспособны к организации совместной деятельности взрослого и детей. Нашу готовность нам поможет определить метод ассоциации.
Метод ассоциации:
Публикация «Доклад „Организация совместной взросло-детской и детской деятельности“» размещена в разделах
-Сейчас, я предлагаю назвать образ, с которым вы ассоциируете ребенка
(чистый лист, неполный сосуд, будильник, горный ручей, зеленый росток, необработанный алмаз).
-А теперь назовите образы, с которыми у вас ассоциируется воспитатель
(садовник, ювелир, художник, скульптор, дирижер, часовщик, ювелир).
Что же получилось? Образные пары (росток-садовник, камень-ювелир, лист-художник). Какую роль в этой паре играет ребенок: активную или пассивную?
Т. е. ребенок неумелый, незнающий, а воспитатель активный, заполняющий этот чистый лист, выращивающий этот зеленый росток, формирующий как скульптор из глины полноценного образованного человека. Что же получается, ребенок не участвует в процессе «лепки», «рисовании», «взращивании».
С установкой на пассивную роль ребенка педагоги недооценивают образовательные возможности совместной детской деятельности, считая ее лишь «дополнением» к совместной взросло-детской деятельности.
Какие же образы могут отразить активную роль, как педагога, так и ребенка? Ребенок-солнечный луч (сияет, горит, полон энергии, вечный почемучка (все хочет успеть, узнать, занимается бурной деятельностью.
Педагог-разведчик (раскрывает все тайное в ребенке, скрытые возможности, ищет что-то новое, интересное для детей).
Данная установка будет означать, что вы готовы к реализации активной совместной детской деятельности и понимаете, что без этого не может быть полноценного развития.
Если вы внутренне осознали важность данной установки и собственную мотивационную готовность к этому, то теперь важно понять, в каких формах это можно реализовывать.
Давайте вспомним формы совместной взросло-детской деятельности в ДОУ :
-НОД (основная);
- «старые» формы (игра, беседа, чтение, наблюдение, экспериментирование, экскурсии и т. д.);
- «новые» формы (коллекционирование, реализация проектов, моделирование и т. д.).
Формы организации детей во время какой-либо деятельности :
фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (работа в парах).
В концепции педагогики совместной деятельности (Прозументова Г. Н.) и концепции построения открытого совместного действия (Поздеева С. И.) считается, что более благоприятные условия для коммуникации между детьми, их взаимопомощи и взаимоподдержки, для развития умений слушать друг друга, договариваться между собой, разрешать конфликты являются такие формы организации как групповая (микрогруппы) и парная работа детей.
Иногда воспитатели ошибочно полагают, что групповое взаимодействие удобно, если в группе много детей; если же группа немногочисленна (12-15, то достаточно совместной деятельности по линии «взрослый-дети» (или парной работы детей).Подчеркну, что групповое взаимодействие дошкольников в разных видах деятельности необходимое условие коммуникативно-личностного и познавательно-речевого развития детей.
Только оставшись в группе сверстников (т. е. «равных», без прямого вмешательства взрослого, ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, учиться точно и понятно для другого формулировать мысли, задавать вопросы, участвовать в общей работе (Г. А. Цукерман).
Рассмотрим некоторые формы организации группового взаимодействия при работе с детьми старшего возраста. Эти формы могут быть использованы при организации разных видов детской деятельности.
1. Задание большого объема, мотивирующее детей на кооперацию.
Детям показывают картину, которую нужно создать.
-Каждый из вас сможет сделать такую картину? Справиться можно только в группе (по 3-4 человека). Задача педагога помочь организовать групповую работу. Одним он предлагает вырезать детали, другим расположить и наклеить на лист.
Если в группе больше детей (3-4) то решить можно жеребьевкой : у кого круг-вырезает солнышко и тучку, у кого квадрат-дом и дерево, у кого треугольник забор и калитку, а потом все вместе наклеить на большой лист.
В данном случае происходит интеграция продуктивной и коммуникативной деятельности.
Из приведенного примера видно, что работая в группе, дети распределяют обязанности, т. е. участки работы, понимая свой вклад в достижение общего результата. Если ребенок быстро справился со своей часть работы, он помогает другому члену группы: проявляется взаимовыручка.
Задача воспитателя распределить обязанности, напомнить общие правила совместной работы (обсуждать вежливо, говорить по очереди. Не перебивать друг друга, помогать тому, у кого не получается и т. п.). организовать коллективное обсуждение выполненных работ (что получилось, что не удалось, почему, какие группы и за что можно похвалить).
А сейчас я приглашаю 9 человек. Разделитесь на 3 группы. Для начала, чтобы дети не ссорились можно использовать считалку, жеребьевку, геометрические фигуры, разрезанную картинку (грибы и корзинка). Сейчас я предлагаю вам взять со стола картинку и найти членов своей группы.
-А теперь выполните задание, разложите цифры по порядку возрастания. (все садятся).
Итог:
Педагоги психологи установили существование нескольких способов соорганизации детей в группе :
• «Молчаливый договор» : дети сразу приступали к выполнению аппликации, не пытаясь о чем-либо договориться в группе.
• Распределение участков работы : сначала разбирали карточки, проговаривали, что каждый будет делать, затем приступали к работе.
• Постоянный или «плавающий» лидер: один член группы произвольно берет на себя роль руководителя, который распределяет работу других; если эта роль переходит к разным детям. То мы говорим о позиции плавающего лидера.
• Игнорирование ребенком общей работы : ребенок принимает позицию стороннего наблюдателя, не участвуя в общей работе (значит другому члену группы приходиться брать на себя часть работы). Воспитателю важно заметить таких детей и попробовать включить их в общую работу, например убедить пассивного ребенка, что без него группа не справиться с заданием. Можно попросить других членов группы пригласить ребенка: «коля, иди к нам. Нам нужна твоя помощь и т. п.
Какие способы самоорганизации вы бы отметили в собственной деятельности?
2. Расставте по порядку и расскажите.
Перед вами конверт, достаньте каждый картинку и выложите в определенной последовательности и составьте историю.
Комментарий: дети обсуждают, в какой последовательности их надо разложить, чтобы получился рассказ. Каждый член группы рассказывает по картинке, при этом отталкивается от предыдущего рассказчика. На завершающем этапе все группы выступают со своими рассказами.