Получи документы

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности»

Литвиненко Юлия Викторовна
Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых. Мы, педагоги, должны уметь организовывать совместную деятельность детей (игровую, двигательную, изобразительную и др., понимая ее значимость для личностного развития ребенка. В связи с введением стандарта многие педагоги оказались в некотором затруднении, так как многие не готовы и неспособны к организации совместной деятельности взрослого и детей. Нашу готовность нам поможет определить метод ассоциации.

Метод ассоциации:

Публикация «Доклад „Организация совместной взросло-детской и детской деятельности“» размещена в разделах

-Сейчас, я предлагаю назвать образ, с которым вы ассоциируете ребенка

(чистый лист, неполный сосуд, будильник, горный ручей, зеленый росток, необработанный алмаз).

-А теперь назовите образы, с которыми у вас ассоциируется воспитатель

(садовник, ювелир, художник, скульптор, дирижер, часовщик, ювелир).

Что же получилось? Образные пары (росток-садовник, камень-ювелир, лист-художник). Какую роль в этой паре играет ребенок: активную или пассивную?

Т. е. ребенок неумелый, незнающий, а воспитатель активный, заполняющий этот чистый лист, выращивающий этот зеленый росток, формирующий как скульптор из глины полноценного образованного человека. Что же получается, ребенок не участвует в процессе «лепки», «рисовании», «взращивании».

С установкой на пассивную роль ребенка педагоги недооценивают образовательные возможности совместной детской деятельности, считая ее лишь «дополнением» к совместной взросло-детской деятельности.

Какие же образы могут отразить активную роль, как педагога, так и ребенка? Ребенок-солнечный луч (сияет, горит, полон энергии, вечный почемучка (все хочет успеть, узнать, занимается бурной деятельностью.

Педагог-разведчик (раскрывает все тайное в ребенке, скрытые возможности, ищет что-то новое, интересное для детей).

Данная установка будет означать, что вы готовы к реализации активной совместной детской деятельности и понимаете, что без этого не может быть полноценного развития.

Если вы внутренне осознали важность данной установки и собственную мотивационную готовность к этому, то теперь важно понять, в каких формах это можно реализовывать.

Давайте вспомним формы совместной взросло-детской деятельности в ДОУ :

-НОД (основная);

- «старые» формы (игра, беседа, чтение, наблюдение, экспериментирование, экскурсии и т. д.);

- «новые» формы (коллекционирование, реализация проектов, моделирование и т. д.).

Формы организации детей во время какой-либо деятельности :

фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (работа в парах).

В концепции педагогики совместной деятельности (Прозументова Г. Н.) и концепции построения открытого совместного действия (Поздеева С. И.) считается, что более благоприятные условия для коммуникации между детьми, их взаимопомощи и взаимоподдержки, для развития умений слушать друг друга, договариваться между собой, разрешать конфликты являются такие формы организации как групповая (микрогруппы) и парная работа детей.

Иногда воспитатели ошибочно полагают, что групповое взаимодействие удобно, если в группе много детей; если же группа немногочисленна (12-15, то достаточно совместной деятельности по линии «взрослый-дети» (или парной работы детей).Подчеркну, что групповое взаимодействие дошкольников в разных видах деятельности необходимое условие коммуникативно-личностного и познавательно-речевого развития детей.

Только оставшись в группе сверстников (т. е. «равных», без прямого вмешательства взрослого, ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, учиться точно и понятно для другого формулировать мысли, задавать вопросы, участвовать в общей работе (Г. А. Цукерман).

Рассмотрим некоторые формы организации группового взаимодействия при работе с детьми старшего возраста. Эти формы могут быть использованы при организации разных видов детской деятельности.

1. Задание большого объема, мотивирующее детей на кооперацию.

Детям показывают картину, которую нужно создать.

-Каждый из вас сможет сделать такую картину? Справиться можно только в группе (по 3-4 человека). Задача педагога помочь организовать групповую работу. Одним он предлагает вырезать детали, другим расположить и наклеить на лист.

Если в группе больше детей (3-4) то решить можно жеребьевкой : у кого круг-вырезает солнышко и тучку, у кого квадрат-дом и дерево, у кого треугольник забор и калитку, а потом все вместе наклеить на большой лист.

В данном случае происходит интеграция продуктивной и коммуникативной деятельности.

Из приведенного примера видно, что работая в группе, дети распределяют обязанности, т. е. участки работы, понимая свой вклад в достижение общего результата. Если ребенок быстро справился со своей часть работы, он помогает другому члену группы: проявляется взаимовыручка.

Задача воспитателя распределить обязанности, напомнить общие правила совместной работы (обсуждать вежливо, говорить по очереди. Не перебивать друг друга, помогать тому, у кого не получается и т. п.). организовать коллективное обсуждение выполненных работ (что получилось, что не удалось, почему, какие группы и за что можно похвалить).

А сейчас я приглашаю 9 человек. Разделитесь на 3 группы. Для начала, чтобы дети не ссорились можно использовать считалку, жеребьевку, геометрические фигуры, разрезанную картинку (грибы и корзинка). Сейчас я предлагаю вам взять со стола картинку и найти членов своей группы.

-А теперь выполните задание, разложите цифры по порядку возрастания. (все садятся).

Итог:

Педагоги психологи установили существование нескольких способов соорганизации детей в группе :

«Молчаливый договор» : дети сразу приступали к выполнению аппликации, не пытаясь о чем-либо договориться в группе.

Распределение участков работы : сначала разбирали карточки, проговаривали, что каждый будет делать, затем приступали к работе.

• Постоянный или «плавающий» лидер: один член группы произвольно берет на себя роль руководителя, который распределяет работу других; если эта роль переходит к разным детям. То мы говорим о позиции плавающего лидера.

Игнорирование ребенком общей работы : ребенок принимает позицию стороннего наблюдателя, не участвуя в общей работе (значит другому члену группы приходиться брать на себя часть работы). Воспитателю важно заметить таких детей и попробовать включить их в общую работу, например убедить пассивного ребенка, что без него группа не справиться с заданием. Можно попросить других членов группы пригласить ребенка: «коля, иди к нам. Нам нужна твоя помощь и т. п.

Какие способы самоорганизации вы бы отметили в собственной деятельности?

2. Расставте по порядку и расскажите.

Перед вами конверт, достаньте каждый картинку и выложите в определенной последовательности и составьте историю.

Комментарий: дети обсуждают, в какой последовательности их надо разложить, чтобы получился рассказ. Каждый член группы рассказывает по картинке, при этом отталкивается от предыдущего рассказчика. На завершающем этапе все группы выступают со своими рассказами.

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности дошкольников Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные.

Циклограмма реализации образовательных областей в процессе детской деятельности 7.30-8.00 Прием детей, игры, общение, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями. («Социализация, развитие общения, нравственное.

Доклад на педагогический совет на тему: «Роль детской книги в речевом развитии детей». Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта,.

Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности В нашем детском саду работают две логопедические группы. В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего типа, существует.

Использование техники «коллаж» для обогащения детской изобразительной деятельности Использование техники "коллаж" для обогащения детской изобразительной деятельности Дошкольное детство является важнейшим периодом для развития.

Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» ДОУ № 17 г. Климовска.

Консультация «Коллективный труд как форма организации детской деятельности» Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей, в ходе которого они переживают радость сотрудничества, у них появляется чувство.

Методическая разработка «Создание и организация работы на детской автоплощадке ДОУ» Актуальность. С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Нормы.

Технологическая карта организации детской деятельности в ДОУ Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию технологическую карту по которой у нас в детском саду будут расписываться любые открытые просмотры.

Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в проектной деятельности Значение взаимодействия с семьей при поддержке детской инициативы. Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности»
Опубликовано: 10 августа 2015 в 12:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Литвиненко Юлия Викторовна (УИ 253335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД