Данильченко Лилия
«ОБЖ по сказкам». Обучение персональной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасности формула есть : Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать.
«Преимущество детей в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребёнок мгновенно реагирует на это», — отмечали в исследованиях П. Лич и П. Статмэн. К. Д. Ушинский писал, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».
Публикация «„ОБЖ по сказкам“, Обучение персональной безопасности» размещена в разделах
Несовершеннолетних детей из учреждений интернатного типа необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать. Данную работу необходимо вести по следующим разделам: «Ребёнок и дорога», «Ребёнок и улица», «Ребёнок дома», «Ребёнок и природа», «Ребёнок и чужие люди».
Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% – люди моложе 21 года и лишь 10 % — старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них 45% — друзья, соседи, учителя, воспитатели. Специалисты в области виктимологии (наука о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют при этом изощренную изобретательность. Преступники отличные психологи, они знают, что интересует детей, что им нужно, и предлагают им то, что они хотят получить. С помощью разнообразных «ловушек» стараются заманить ребенка. Вот некоторые из них: «Помоги, пожалуйста, убежала кошка в подвал…», «Пойдем, покажу тебе котят», «Хочешь, я тебя прокачу (угощу)» и т. п. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.
Задача взрослых рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми людьми. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с незнакомыми людьми.
Средством знакомства с правилами поведения при общении с незнакомыми людьми мы выбрали русскую народную сказку.
Сказка — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Ребенок может заглянуть внутрь сказки, разгадать ее смысл, с помощью взрослого сделать элементарные выводы и заключения. Краткосрочный проект «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» направлен на формирование безопасности собственной жизнедеятельности у детей посредством русской народной сказки. Для достижения поставленной цели выделили следующие взаимодополняющие задачи:
— познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомыми людьми.
- развивать у детей способы правильного поведения при общении с незнакомыми людьми.
- воспитывать адекватные навыки взаимодействия при общении с незнакомыми людьми.
План работы:
Мероприятие Цель:
1. Сказка
«Колобок» «Красная шапочка» На основе сюжета р. н. с. познакомить детей с правилом: «нельзя разговаривать с незнакомыми и уходить одному без старших в лес.
2. Сказка
«Лиса и петух» На основе сюжета р. н. с. познакомить детей с правилом: «Чужих в дом не пускать! Не поддаваться на уговоры незнакомцев!»
3. Сказка
«Гуси-лебеди» На основе сюжета р. н. с. познакомить детей с правилом: «Слушаться родителей! Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра!»
4. Сказка
«Волк и семеро козлят» На основе сюжета р. н. с. познакомить детей с правилом: «Нельзя открывать дверь чужим!»
Итоговая викторина
«Сказка-подсказка»». Закрепить и уточнить правила поведения при встрече с незнакомыми на основе сюжетов р. н. с.
В ходе реализации данного плана выявлены слабые и сильные стороны:
сильные стороны слабые стороны
Посредствам сказки детям легче привить простые и важные истины о безопасности. Проект ограничен во времени и внедряется в общее планирование образовательного процесса.
Проект разрвботан с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В силу речевого развития детей, их возможностей, интересов могут возникнуть сложности в реализации поставленных задач.
Разработан теоритический материал, составлено перспективное планирование, подобран практический материал.
Простые правила для воспитателя при работе со сказкой :
* Определите: какие полезные уроки для ребенка «зашифрованы» в сказке. *Рассказывайте сказку, так как устный строй речи более теплый и доверительный. *Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Помните, осуждению подлежит поступок, а не сказочный герой. *Реагируйте эмоционально, но не перестарайтесь. Прожитое через эмоции, глубже остается в нас. Задача педагога: научить держать «ушки на макушке».*Рассматривайте иллюстрации. У детей образная память. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга — вещи разные. Детская психика «подстраховывается» : она не создаст ужасно страшную картинку. Что ребёнок увидел, то и будет стоять у него перед глазами.
*Задавайте вопросы и побуждайте ребёнка задавать вопросы.
У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.
Сказка, как и игра – настоящий символ детства – тут и герои и анти-герои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни, тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление родительским наставлениям.
Таким образом, сказка является незаменимым материалом для использования ее в качестве содержательной основы информационной безопасности. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка.