Светлана Гаврилова
О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта».
Методист
МДОУ д/с «Солнышко»
Гаврилова С. М.
2013г.
О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта.
Публикация «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС» размещена в разделах
«Все мы родом из детства» - эта мысль Антуана де Сент-Экзюпери всё чаще повторяется и педагогами, и психологами, и родителями. В период дошкольного детства во многом складывается мироощущение ребенка, что заметно влияет на его дальнейшую жизнь, и как оно сложится, зависит от качества образования именно в дошкольном детстве.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года №-273 ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 10 п. 4.1., который вступает в силу с 1 сентября 2013года, дошкольное образование является первой ступенью общего образования.
Содержание дошкольного образования содействует взаимопониманию и сотрудничеству, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Определяет содержание образования образовательная программа.
К основным образовательным программам относится программа дошкольного образования («Закон об образовании» ст. 12. п. 3.1.). Она разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. (ст. 12 п. 6.).
Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою деятельность в соответствии с комплексной общеобразовательной Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой с детьми от 1,6 до 3х лет. Также по этой программе осуществляется музыкальное и физическое воспитание. С детьми от трёх лет работа осуществляется по комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100».
В настоящее время принят проект федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.
В проект стандарта включены три группы требований. Это требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, требования к условиям ее реализации и требования к результатам освоения программы.
В нашем детском саду разработана основная образовательная программа, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса. Сегодня в программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки. Всё это заложено в образовательные области. Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада и представлены в равной степени.
Содержание программы охватывает следующие образовательные области развития детей :
*коммуникативно-личностное развитие;
*познавательно-речевое развитие;
* художественно-эстетическое развитие;
* физическое развитие.
Решение задач развития в этих образовательных областях осуществляется в следующих видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, музыкальной, изобразительной и др.
При построении образовательного процесса мы используем
комплексно-тематический принцип, который предполагает достижение усвоения образовательного материала не набором отдельных игровых, не связанных между собой приемов, а в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.
-события, описанные в художественных произведениях;
-реальные события, происходящие в жизни детей;
-сезонные явления в природе;
-праздники, традиции.
Решение образовательных задач в процессе воспитание и обучение детей, основывается на 2-х взаимосвязанных частях :
- совместная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
ФГТ предусматривают повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, в учебно-воспитательном процессе.
Обладая различными технологиями развития и воспитания ребёнка педагоги нашего детского сада не забывают, что игра- наиважнейшее детское дело. Через игру педагоги развивают память мышление, внимание, речь, воображение, формируют умение подчинятся правилам, умение сотрудничать. То есть решают все образовательные задачи.
В нашем ДОУ создана предметно-пространственная среда, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Создавая её мы старались, чтобы она была содержательно насыщенной; трансформируемой, то есть имеющей возможность изменения; вариативной (разнообразие материалов); а также доступной и безопасной.
Воспитатели проектировали развивающую среду группы, подбирали игры и пособия, наглядный материал, наполняли содержанием развивающие зоны.
Инструктор ФИЗО создавал развивающую среду спортивного зала, консультировал воспитателей по организации физкультурных уголков групп и по вопросу использования нестандартного физкультурного оборудования. Педагог ИЗО создавал развивающую среду изостудии, изготавливал декорации для праздников и театральных постановок, физкультурных досугов и др. Консультировал воспитателей по организации уголков рисования и продуктивной деятельности в группах
Музыкальный руководитель создавал развивающую среду музыкального зала, консультировал воспитателей по организации музыкальных и театральных уголков в группах.
С большим успехом в ДОУ проходят смотры-конкурсы: «Весеннее вдохновение», «Книжный уголок», «Снежный городок», «Лучший цветник».
В учреждении работает команда творчески настроенных, педагогически эрудированных педагогов, способных оказать своим воспитанникам квалифицированную помощь и поддержку, осуществить развитие и воспитание малышей с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей.
25 % Педагогов с высшим профессиональным образованием, 73 % со средним специальным профессиональным образованием.
70 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по новым требованиям.
Результатом обучения педагогов на курсах стали позитивные изменения в организации и содержании образовательного процесса, рост методической активности педагогов, расширение взаимодействия с семьей, повышение качества образовательной услуги, что привело к закреплению положительного имиджа детского сада в социуме.
Росту профессионального мастерства педагогов так же способствовали консультаций,семинары и семинары-практикумы, педсоветы по вопросам : «Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ», «Методика проведения мониторинга и оформления его результатов», «Образовательные области в образовательной программе», «Знакомство и изучение Закона РФ «ОБ образовании», «Разработка и внедрение современных образовательных технологий» Для проявления творческой инициативы педагогов проходили смотры-конкурсы.
На базе ДОУ проходили заседания МО воспитателей групп раннего возраста, где педагоги делились опытом своей работы, решали вопросы по проблемам воспитания детей раннего возраста.
Результатом работы по повышению профессионального мастерства педагогов является показатель аттестованных воспитателей:
§ 70 % педагогов аттестовано, из них: 25 % - на первую категорию;12 % - на вторую категорию, 30 % - на соответствие занимаемой должности.
Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу на стандарты нового поколения.
Оценить достижения ребёнка в каждой возрастной группе в соответствии с интегративными качествами, определёнными ФГТ, позволяет система мониторинга. Мы проводим мониторинг два раза в год (осенью и весной) по одним и тем же показателям, что позволяет выявить динамику освоения программных требований в течение года. Педагоги проводят с детьми беседы, наблюдают за деятельностью и поведением воспитанников, проводят анализ продуктивной деятельности детей. Основной целью системы мониторинга является оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы. Информацию о достижениях каждого ребёнка мы сообщаем родителям.
Коллектив успешно работает с семьями воспитанников: организуем родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации по вопросам воспитания и обучения детей, анкетирование. Привлекаем к совместному проведению мероприятий с детьми : праздники, выставки работ. Стараемся, чтобы родители были не просто зрителями, а активными участниками
Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.