Светлана кузьменкова
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в средней группе
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад № 47»)
Доклад на тему
«Здоровьезберегающие технологии применяемые в средней группе»
Материал к педсовету по теме:
«Создание условий в ДОУ для
полноценного физического и психического здоровья дошкольников»
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, применяемые в средней группе» размещена в разделах
(27.02.23)
Воспитатель:
Кузьменкова С. И.
1 квалификационная категория
Смоленск
2023
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
.А. Сухомлинский)
Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями. Это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т. к. от рождения до семи лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах.
Сегодня вопрос здоровья первоочередной во многих детских учреждениях. Как правило, вспомогательными составляющими в обеспечении здоровья детей являются здоровьесберегающие технологии, основная цель которых состоит в поддержании высокого уровня здоровья дошкольников, формировании у них качественных знаний и навыков построения активного и здорового образа жизни. Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи - содействие становлению культуры здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
создание обстановки для психофизиологического развития ребенка;
обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Виды здоровьесберегающих технологий :
медико-профилактические
физкультурно-оздоровительные
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
валеологического просвещения родителей
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма.
Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность в активном движении, Важным и существенным является постепенный и поэтапный подход к обучению двигательным навыкам, соответствующим возрасту и физическому развитию ребенка.
Изучив методическую литературу по физкультурно-оздоровительной работе, мы применяем полученные знания в работе с детьми. Свою работу мы начали с организации здоровье сберегающей V среды :
Массажные дорожки (следочки)
Ребристая доска.
Мячи, обручи.
Скакалки.
Гимнастические скамейки
Канат для хождения босиком.
Тумбы разных размеров.
Для полноценного развития детей в нашей группе мы проводим ежедневно утреннюю гимнастику и гимнастику после дневного сна.
Утренняя гимнастика - создает у детей хорошее настроение и поднимает мышечный тонус.
Гимнастика после дневного сна (бодрящая гимнастика) улучшает настроение детей, поднимает мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика после сна мы проводим при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используем различные варианты гимнастики.
Пальчиковая гимнастика - способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь ребёнка; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребёнка психические процессы; снимает тревожность.
Подвижные и спортивные игры, которые с особым интересом воспринимаются детьми, мы используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.
Динамические паузы, используем как прием смены статического положения, пассивного на активное, которое направленно чаще всего на активизацию внимания и разгрузки организма от статики, насыщение основных мышц энергией и удовлетворение детей в такой особенности дошкольного возраста как активное движение. Чаще это физкультминутки в стихотворной форме, игровые упражнения.
Составлены картотеки «Утренняя гимнастика», «Гимнастика после дневного сна», «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки»
Здоровьесберегающие беседы проводим на разные тематики связанные не только с основными постулатами здорового образа жизни, но и смежными темами, такими как «Что такое хорошо, а что такое плохо». Беседы проводим раз в неделю, и частично обсуждаем с детьми и закрепляем практически каждый день в режимных моментах в рамках усвоения правил поведения и гигиены.
Сказкотерапия: является гармонизацией внутреннего мира ребенка. Для этого мы используем придуманные истории или обсуждаем поучительные народные сказки. Все это обеспечивает воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирует психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
С целью оздоровления и активизации двигательной деятельности детей ежедневно, два раза в день (в первой половине дня и во второй половине дня) мы проводим прогулки на свежем воздухе.
Прогулки проходят в любую погоду. При небольшом дождике ее организовываем на веранде.
С гигиенической точки зрения, а также с целью закаливания, мы практикуем мытье рук до локтей. Что способствует оздоровлению ребенка.
Занятия физической культурой, закаливание, укрепление организма ребенка не может дать того положительного эффекта, на который рассчитывает воспитатель, без поддержки и помощи семьи.
Для того чтобы приобщить родителей к оздоровлению ребенка, мы проводим специальную работу: такую как, беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, папки-передвижки, консультации.
Наши рекомендации помогают родителям в деле воспитания ребенка, в повышении собственной компетенции, а также способствуют созданию эмоционального благополучия ребенка дома, в группе и сближают дошкольные учреждения с семьей.
Мы надеемся, что наша оздоровительная работа поможет нам вырастить детей физически здоровыми, умными и закаленными.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
(из Устава Всемирной Организации Здравоохранения)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет / Е. И. Подольская, -М. : издательство «Учитель», 2008.
2. Карпова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников / Т. Г. Карпова, -М. : издательство «Учитель», 2009.
3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ / Н. И. Крылова, -М. : издательство «Учитель», 2008.
4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. М. Новикова, -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Тарасова Т. А. Я и моё здоровье / Т. А. Тарасова и др., -М. : Школьная Пресса, 2008.